III. Рекомендации по разработке основных положений оценки долговременной безопасности пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов

III. Рекомендации по разработке основных положений оценки
долговременной безопасности пунктов глубинного захоронения
радиоактивных отходов

9. При выполнении оценки долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется определять:

цели оценки долговременной безопасности ПГЗРО, которые зависят от этапа жизненного цикла ПГЗРО, и используемые подходы к оценке долговременной безопасности ПГЗРО;

критерии долговременной безопасности ПГЗРО и искомые параметры (результаты прогнозных расчетов);

критические группы населения;

временные периоды, важные для разработки сценариев и выполнения прогнозных расчетов.

10. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО при разработке предпроектной документации (ДОН, ОБИН) ПГЗРО и ООБ на этапе размещения ПГЗРО рекомендуется выполнять с целью:

обоснования концепции захоронения РАО, в том числе выбора типа вмещающих пород, конфигурации ячеек захоронения РАО и примерного состава инженерных барьеров безопасности ПГЗРО;

обоснования основных технических, технологических и организационных решений по захоронению РАО и обеспечению долговременной безопасности ПГЗРО;

обоснования выбора площадки размещения ПГЗРО из числа альтернативных вариантов;

обоснования принятых принципов и критериев обеспечения долговременной безопасности ПГЗРО;

оценки влияния учитываемых природных и техногенных воздействий и условий размещения ПГЗРО на долговременную безопасность ПГЗРО;

обоснования концептуальных положений по закрытию ПГЗРО;

обоснования концептуальных положений по проведению радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО после закрытия ПГЗРО.

11. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО при разработке проектной документации ПГЗРО и ООБ на этапе сооружения ПГЗРО рекомендуется выполнять с целью:

обоснования технических, технологических и организационных решений проектируемого ПГЗРО;

обоснования пределов и условий безопасной эксплуатации ПГЗРО, эксплуатационных пределов и условий;

обоснования критериев приемлемости РАО для захоронения в данном ПГЗРО, а также допустимой суммарной активности и допустимого количества (объема) РАО, захораниваемых в ПГЗРО;

обоснования технических и организационных решений по размещению упаковок РАО в ячейках ПГЗРО и их консервации;

обоснования состава, защитных, прочностных и изолирующих свойств естественных и инженерных барьеров безопасности ПГЗРО;

обоснования решений по мониторингу системы захоронения РАО, включающего системные наблюдения и контроль за состоянием барьеров безопасности и компонентов окружающей среды (атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира);

оценки влияния процессов, происходящих в подземных конструкциях и инженерных барьерах безопасности ПГЗРО, включая упаковки РАО, на долговременную безопасность ПГЗРО;

обоснования концепции закрытия ПГЗРО.

12. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО при разработке эксплуатационной документации ПГЗРО и ООБ на этапе эксплуатации ПГЗРО рекомендуется выполнять с целью:

обоснования текущего уровня безопасности ПГЗРО с учетом фактического состояния естественных барьеров безопасности (вмещающих и (или) несущих горных пород), подземных сооружений ПГЗРО, инженерных барьеров безопасности и данных мониторинга;

разработки и обоснования проекта реконструкции и модернизации эксплуатируемого ПГЗРО и его отдельных систем (элементов);

обоснования внесения изменений в проектную документацию ПГЗРО, влияющих на долговременную безопасность ПГЗРО;

уточнения критериев приемлемости РАО для захоронения в данном ПГЗРО, а также допустимой суммарной активности и допустимого количества (объема) РАО, захораниваемых в ПГЗРО;

оптимизации системы радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО и окружающей среды;

разработки программы закрытия ПГЗРО.

13. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО при разработке проекта закрытия ПГЗРО и ООБ на этапе закрытия ПГЗРО рекомендуется выполнять с целью:

подтверждения долговременной безопасности закрываемого (закрытого) ПГЗРО с учетом данных мониторинга и фактических данных о количественном и качественном составе РАО, состоянии упаковок РАО, инженерных и естественных барьеров безопасности, подземных сооружений ПГЗРО;

разработки и обоснования программы проведения периодического радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, предусматриваемого после закрытия ПГЗРО.

14. В зависимости от этапа жизненного цикла ПГЗРО оценку долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется выполнять на основе консервативного или реалистичного подходов или их комбинации.

15. При использовании консервативного подхода к оценке долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется в сценариях и расчетной модели в качестве исходных данных и расчетных параметров использовать данные (в пределах допустимых диапазонов их значений), а также допущения, предположения и граничные условия, заведомо приводящие к наиболее неблагоприятным результатам, то есть в предположении максимального радиационного воздействия ПГЗРО на критическую группу населения.

16. При использовании реалистичного подхода к оценке долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется в сценариях и расчетной модели в качестве исходных данных и расчетных параметров использовать характеристики ПГЗРО и условий площадки и района его размещения, граничные условия там, где это возможно, подтвержденные исследованиями, в том числе в ПИЛ, научно обоснованные допущения и предположения.

17. При использовании консервативного подхода к оценке долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется использовать детерминистический подход, при котором параметрам расчетной модели из диапазонов их возможных значений присваиваются фиксированные значения, при которых по результатам прогнозных расчетов радиационное воздействие ПГЗРО на население и окружающую среду будет наибольшим.

18. При использовании реалистичного подхода к оценке долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется выполнять многовариантные расчеты, позволяющие учитывать статистическую природу параметров расчетной модели.

С целью определения статистических характеристик результатов расчетной модели (среднее, стандартное отклонение, толерантный интервал) рекомендуется выполнять статистическую обработку результатов многовариантных расчетов.

19. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО на этапе размещения рекомендуется выполнять на основе консервативного подхода.

При последующих итерациях оценки долговременной безопасности ПГЗРО (на этапах сооружения, эксплуатации и закрытия) в зависимости от полноты полученных исходных данных, изученности условий размещения ПГЗРО и процессов, влияющих на долговременную безопасность ПГЗРО, рекомендуется уменьшать степень консерватизма оценки долговременной безопасности в пользу получения более реалистичных результатов путем использования в расчетной модели значений параметров, подтвержденных экспериментально.

20. Оценку долговременной безопасности ПГЗРО на этапе после закрытия рекомендуется выполнять периодически с целью подтверждения долговременной безопасности ПГЗРО с учетом результатов мониторинга системы захоронения РАО.

21. При оценке радиационного воздействия закрытого ПГЗРО на население рекомендуется в качестве основных критериев долговременной безопасности ПГЗРО использовать нормативы, установленные санитарными правилами и нормами радиационной безопасности, в том числе:

основные пределы доз;

допустимые уровни радиационного воздействия;

граничные значения обобщенного риска;

допустимые значения удельных активностей радионуклидов в объектах окружающей среды (почва, подземные и поверхностные воды, атмосфера).

22. С целью непревышения допустимого уровня радиационного воздействия на население, которое может подвергаться облучению одновременно от нескольких ПЗРО, находящихся в районе размещения ПГЗРО, рекомендуется устанавливать квоты для величин индивидуальной эффективной дозы облучения критической группы населения. Сумма квот от различных ПЗРО, включая ПГЗРО, не должна превышать допустимой годовой эффективной дозы облучения критической группы населения за счет РАО после их захоронения.

23. В качестве конечных результатов оценки долговременной безопасности ПГЗРО рекомендуется принимать значения искомых величин, которые подлежат сравнению с установленными критериями долговременной безопасности ПГЗРО (удельные активности радионуклидов в подземных водах, годовая эффективная доза и риск облучения населения).

24. Критическую группу населения, которая может подвергнуться наибольшему радиационному воздействию от ПГЗРО в отдаленном будущем, рекомендуется определять в соответствии с санитарными правилами и нормами радиационной безопасности с учетом условий формирования дозы облучения по всем возможным путям радиационного воздействия (с учетом внешнего и внутреннего облучения) для каждого сценария.

25. Критическую группу населения рекомендуется выбирать с учетом демографических условий размещения ПГЗРО, в том числе расположения населенных пунктов, численности, плотности размещения и половозрастной структуры населения, особенностей образа жизни и рациона питания, структуры природопользования, водопотребления и водоснабжения, типичных для данной местности биоценозов.

26. Если для сценария характерно несколько путей облучения населения, обусловленных различными путями переноса и поступления радионуклидов в окружающую среду, рекомендуется рассматривать несколько критических групп населения, соответствующих каждому пути облучения, и выполнять для них прогнозные расчеты радиационного воздействия. Вывод об обеспечении долговременной безопасности ПГЗРО по данному сценарию следует делать для той критической группы населения, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию из рассматриваемых путей облучения.

27. Для сценариев непреднамеренного вторжения человека в систему захоронения РАО рекомендуется определять группу лиц, однородную по условиям профессиональной деятельности (например, работники, выполняющие буровые работы на площадке закрытого ПГЗРО), которая осуществляет вторжение в систему захоронения РАО и подвергается облучению от РАО, извлеченных из ПГЗРО.

28. С целью разработки сценариев и проведения прогнозных расчетов рекомендуется определять основные временные периоды оценки долговременной безопасности ПГЗРО:

период административного контроля ПГЗРО, то есть срок, установленный в проекте ПГЗРО, в течение которого эксплуатирующей организацией или иной уполномоченной организацией осуществляется периодический радиационный контроль и мониторинг системы захоронения РАО (период активного административного контроля) и сохраняются знания о ПГЗРО (период пассивного административного контроля);

расчетный период, то есть период времени, для которого выполняется прогнозный расчет оценки долговременной безопасности ПГЗРО.

29. В период административного контроля ПГЗРО доступ населения на территорию закрытого ПГЗРО ограничен и контролируется, однако возможно проживание населения на прилегающих к площадке ПГЗРО территориях, ведение строительной, сельскохозяйственной и иной промышленной деятельности, ограниченной определенными условиями.

После окончания периода административного контроля предполагается неограниченный доступ человека на территорию закрытого ПГЗРО, возможно непреднамеренное вторжение человека в систему захоронения РАО.

30. Расчетный период рекомендуется ограничивать сроком, для которого результаты прогнозных расчетов показывают, что уровень радиационного воздействия ПГЗРО на население достигает максимального значения и далее уже не может возрастать.

31. При установлении расчетного периода рекомендуется удостовериться в том, что после его завершения все значимые события, явления и факторы, в том числе миграция радионуклидов в системе захоронения РАО и окружающей среде с учетом цепочек радиоактивных превращений, влияющие на радиационное воздействие на население и окружающую среду, не приведут к превышению пределов, установленных санитарными правилами и нормами радиационной безопасности.