5.4. Маркировка, этикетки, знаки опасности и предупредительные знаки

5.4. Маркировка, этикетки, знаки опасности
и предупредительные знаки

5.4.1-С1. Номера ООН, каждый из которых связан с собственным уникальным надлежащим транспортным наименованием, имеют функцию идентификации опасных грузов как для конкретно обозначаемых веществ, так и для партий грузов общего назначения. Номера ООН для радиоактивных материалов были согласованы в рамках международного сотрудничества между Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов и МАГАТЭ. Система идентификации с помощью чисел предпочтительнее других форм идентификации, использующих символы или язык ввиду относительной простоты для международного опознавания. Эта идентификация может быть использована для многих целей. Гармонизированные с другими опасными грузами номера ООН позволяют обеспечивать быстрое и надежное определение радиоактивных грузов в широком потоке транспорта опасных грузов вообще. Другой пример - использование номеров ООН в качестве уникальной идентификации для операций аварийного реагирования. Каждый номер ООН может быть связан с уникальной таблицей рекомендаций по аварийному реагированию, которая обеспечивает для первых участников аварийного реагирования получение общих рекомендаций при неизбежном отсутствии специалистов на этом этапе реагирования. На первых этапах аварийной ситуации эта подготовленная информация может быть легко доступна для группы аварийного персонала, который первым реагирует на аварийную ситуацию, но представители которого не являются специалистами в области радиационной безопасности (см. также абзацы под номерами в скобках 547.1 и 549.1 - 549.5 TS-G-1.1 и ниже в данной справке) (п. 535.1 TS-G-1.1).

а) Изображение номера ООН может обеспечивать информацию о типе перевозимого РМ, включая сведения о том, делящийся это материал или нет, и информацию о типе упаковки. Эта информация важна в случае инцидентов или аварий, приводящих к утечке РМ, тем, что помогает лицам, ответственным за аварийное реагирование, определять надлежащие противоаварийные действия (см. п. 535.1 TS-G-1.1 (1-й абзац данной справки)) (п. 547.1 TS-G-1.1).

б) Перечень информации, предоставляемой грузоотправителем в соответствии с требованиями п. 5.14.1 НП-053-04 или п. 549 Правил МАГАТЭ-96, предназначен для информирования перевозчика, грузополучателя и других заинтересованных сторон относительно точной природы груза с тем, чтобы могли быть предприняты все необходимые действия. При подготовке этой информации грузоотправитель также получает напоминание об основных нормативных требованиях, применимых к грузу в ходе его подготовки к перевозке и при отправке (см. также п. 535.1 TS-G-1.1 или 1-й абзац данной справки) (п. 549.1 TS-G-1.1).

в) Перечень надлежащих транспортных наименований и соответствующие номера ООН включены в табл. VIII Правил МАГАТЭ-96 (см. приложение 5 к НП-053-04) (п. 549.2 TS-G-1.1).

г) Внимание грузоотправителя сосредотачивается на конкретных требованиях п. 5.14.1.л) НП-053-04 (п. 549(k) Правил МАГАТЭ-96) относительно перевозки упаковок в транспортном пакете или в грузовом контейнере. Требуется, чтобы каждая упаковка или партия упаковок была обеспечена соответствующей документацией. Это важно для декларации грузоотправителя. Никто, кроме грузоотправителя, не может сделать эту декларацию, и, таким образом, требуется, чтобы он или она обеспечивали подготовку соответствующих документов для всех частей смешанного груза так, чтобы их доставка могла продолжаться после того, как они будут извлечены из транспортного пакета или грузового контейнера (п. 549.3 TS-G-1.1).

д) Следует позаботиться о выборе надлежащего транспортного наименования согласно табл. VIII Правил МАГАТЭ-96 (см. приложение 5 к НП-053-04). Части текста, которые не набраны прописными буквами, не считаются частью установленного надлежащего транспортного наименования. Если надлежащее транспортное наименование содержит союз "или", следует использовать только одну из возможных альтернатив. Следующие примеры иллюстрируют выбор надлежащего транспортного наименования груза для номеров ООН 2909, 2915 и 3332:

ООН N 2909  РАДИОАКТИВНЫЙ   МАТЕРИАЛ,   ОСВОБОЖДЕННАЯ   УПАКОВКА -
            ИЗДЕЛИЯ,   ИЗГОТОВЛЕННЫЕ  ИЗ   ПРИРОДНОГО   УРАНА  или
            ОБЕДНЕННОГО УРАНА или ПРИРОДНОГО ТОРИЯ
    Надлежащее транспортное наименование груза является применимым
описанием из следующих:
ООН N 2909  РАДИОАКТИВНЫЙ   МАТЕРИАЛ,   ОСВОБОЖДЕННАЯ   УПАКОВКА -
            ИЗДЕЛИЯ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ПРИРОДНОГО УРАНА
ООН N 2909  РАДИОАКТИВНЫЙ   МАТЕРИАЛ,   ОСВОБОЖДЕННАЯ   УПАКОВКА -
            ИЗДЕЛИЯ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ОБЕДНЕННОГО УРАНА
ООН N 2909  РАДИОАКТИВНЫЙ   МАТЕРИАЛ,   ОСВОБОЖДЕННАЯ   УПАКОВКА -
            ИЗДЕЛИЯ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ПРИРОДНОГО ТОРИЯ
ООН N 2915  РАДИОАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ,  УПАКОВКА  ТИПА A,  не особого
            вида, неделящийся или делящийся освобожденный.
ООН N 3332  РАДИОАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ, УПАКОВКА ТИПА A, ОСОБОГО ВИДА,
            неделящийся или делящийся освобожденный.
    В  качестве  надлежащего  транспортного   наименования   груза
применимо одно из следующих:
ООН N 2915  РАДИОАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ, УПАКОВКА ТИПА A
ООН N 3332  РАДИОАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ, УПАКОВКА ТИПА A, ОСОБОГО  ВИДА
    Как  можно  видеть  из  примера,  приведенного для ООН N 3332,
дополнительная характеристика (здесь - особого вида) выделена явно
(п. 549.4 TS-G-1.1).
    е) Другой пример,  связанный с интерпретацией и использованием
понятия  "номер ООН"  относится  к порожним упаковочным комплектам
содержащим  РМ,  т.е.  к ООН N 2908.  Если в упаковочном комплекте
есть остатки  (например, в упаковках UF ), упаковочный комплект не
                                       6
следует называть  "порожним упаковочным комплектом"  и его следует
транспортировать  как  упаковку,  а  не  как упаковочный комплект.
Количество остатка будет определять категорию упаковки  (см. также
п. 520.4  TS-G-1.1  или  подпункт   ж) данной  справки)  (п. 549.5
TS-G-1.1).
    ж) "Остатки"   материала   имеют   тенденцию  накапливаться  в
контейнере  для  UF   при  опорожнении.  Эти  "остатки"  обычно не
                   6
являются чистым UF , но состоят из материалов (включений), которые
                  6
не  возгоняются  так  легко,  как  UF ,  например, UO F , дочерних
                                     6               2 2
продуктов   деления   урана  и  трансурановых  элементов.  Следует
принимать   меры   при  опорожнении  для  гарантии,  что  упаковка
удовлетворяет   требованиям  п. 5.8.1  НП-053-04  (п.  520  Правил
МАГАТЭ-96), если ее собираются перевозить как порожний упаковочный
комплект,   и   гарантии  при  повторном  заполнении,  что  уровни
излучения  от  локальных  "остатков" не являются слишком высокими,
что  в  транспортных  документах  правильно учтены "остатки" и что
комбинированное   содержимое   UF    и   "остатков"  удовлетворяло
                                 6
соответствующим   требованиям  к  материалам.  Чтобы  обеспечивать
выполнение    соответствующих    нормативных   требований,   могут
понадобиться  соответствующая оценка и очистка при опорожнении или
повторном  заполнении. Дополнительную информацию  см. в [27, 28] и
в п. 549.5  TS-G-1.1 или  в  подпункт е) данной справки) (п. 520.4
TS-G-1.1).

5.4.1-С2. Номера ООН для РМ теперь используются, чтобы связывать требования в Перечне с требованиями Правил. Это оказалось преимуществом для установления требований применительно к конкретным типам упаковок и материалов. Номера ООН могут быть также использованы для ситуаций, связанных с обеспечением соблюдения Правил, выполнения проверок и контроля, накопления данных и для других статистических целей, если компетентный орган найдет пользу в таком применении (п. 535.2 TS-G-1.1).

5.4.1-С3. См. также пп. 536.2 - 536.6 TS-G-1.1 (или справки 5.4.2-С3 - 5.4.2-С7 настоящего Руководства) в отношении общих рекомендаций по соблюдению требований в части разборчивости и долговечности маркировки (п. 535.3 TS-G-1.1).

5.4.2-С1. Указание массы груза на упаковке необходимо для использования соответствующего оборудования при погрузочно-разгрузочных работах и транспортных средств при перевозке, что в конечном счете влияет на безопасность перевозки как в нормальных условиях, так и при ликвидации последствий аварий.

5.4.2-С2. Упаковки, масса брутто которых превышает 50 кг, вероятно, должны обслуживаться с помощью механизмов, а не вручную, и требуют маркировки массы брутто, чтобы указывать на возможную необходимость механизированного обслуживания и обеспечивать контролируемость максимальной нагрузки на пол и на транспортное средство. На практике, однако, даже упаковки массой до 50 кг не следует всегда обслуживать вручную. Перед регулярным обслуживанием упаковок вручную следует обеспечивать процедуру, гарантирующую, что радиационные последствия окажутся на разумно достижимом низком уровне. Где возможно, следует использовать механизированные средства. Весьма полезной в этом отношении будет разборчивая и долговечная маркировка (п. 536.1 TS-G-1.1).

5.4.2-С3. Следует обеспечивать, чтобы маркировка на упаковках была четко напечатана, имела достаточный размер и была разумно расположена, чтобы быть разборчивой с учетом возможного применения обрабатывающих средств. Высоту символов 12,5 мм следует считать приемлемым минимумом для легких упаковок (т.е. до несколько сот килограммов), когда вероятно применение механических средств, имеющих тесный контакт с упаковками, например автопогрузчиков. Для более тяжелых упаковок будут требоваться более "дистанционные" методы обслуживания, и соответственно размер символов следует увеличивать, чтобы дать возможность оператору прочитать маркировку на расстоянии. Размер 65 мм считается достаточным для самых тяжелых упаковок с массой в диапазоне от десятков до сотен тонн. Если внешняя отделка упаковки сама по себе не обеспечивает контраст, перед маркировкой следует подготавливать контрастный фон для гарантии ее удобочитаемости. Черные символы на белом фоне пригодны. Если упаковки имеют неровные внешние поверхности (например ребра или гофры) или поверхности не подходят для прямого нанесения маркировки, может потребоваться предусматривать плоскую панель или пластину, на которые наносится маркировка для повышения отчетливости (удобочитаемости) (п. 536.2 TS-G-1.1).

5.4.2-С4. Маркировки следует делать долговечными (устойчивыми) по крайней мере к условиям нормальной перевозки, включая воздействие внешних погодных условий и изнашивание, без существенного снижения эффективности. Уделяется внимание необходимости обращения к национальным правилам и правилам для различных видов транспорта, которые могут содержать более строгие требования. Например, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, МК МПОГ (IMDG) [136] требует, чтобы все постоянные маркировки (а также этикетки) оставались идентифицируемыми на упаковках после погружения в море, по крайней мере, на 3 мес. Если для маркировки используется панель или пластина, следует обеспечивать, чтобы надежность их прикрепления к упаковке соответствовала стандарту целостности самой упаковки (п. 536.3 TS-G-1.1).

5.4.2-С5. Средства маркировки будут зависеть от природы наружной поверхности самой упаковки, варьируясь (в порядке увеличения долговечности) от отпечатанной этикетки (для наименования грузополучателя или грузоотправителя, номера ООН и надлежащего транспортного наименования или общей массы брутто), нанесения по трафарету или мягкой печати несмываемыми чернилами или красками (пригодного для картонных ящиков или деревянных упаковочных комплектов), маркирования (для деревянных упаковочных комплектов), рисования красками на основе эмали и смол (пригодного для многих поверхностей, в частности для металлов), до клеймения, тиснения, чеканки или "отливок" маркировки металлических внешних упаковочных комплектов (п. 536.4 TS-G-1.1).

5.4.2-С6. В дополнение к рекомендациям пп. 536.2 - 536.4 TS-G-1.1 (см. справки 5.4.2-С3 - 5.4.2-С5 настоящего Руководства) следует всегда принимать во внимание соответствующие национальные правила и правила для отдельных видов транспорта, так как отличия в деталях требований могут быть значительными (п. 536.5 TS-G-1.1).

5.4.2-С7. В запланированные проверки и программы обслуживания, необходимые для упаковочных комплектов, следует включать положения по проверке всех постоянных маркировок и их ремонту при любых повреждениях или дефектах. Опыт таких проверок покажет, обеспечивается ли долговечность на практике (п. 536.6 TS-G-1.1).

5.4.3-С1. Правила МАГАТЭ-96 и НП-053-04 ввели требование идентификации промышленных упаковок маркировкой. Состав последней соответствует другим аналогичным маркировкам в том, что включает в себя слово "тип" вместе с соответствующим описанием промышленной упаковки (например тип ПУ-2). Состав маркировки также предотвращает потенциальную путаницу, если в других транспортных правилах сокращение ПУ (IP) может применяться с другой целью. Например, технические инструкции ИКАО (ICAO) используют IP как сокращение термина "внутренний упаковочный комплект" (Inner Packaging); например, "IP.3" обозначает один из десяти конкретных типов внутренних упаковочных комплектов (п. 537.1 TS-G-1.1).

5.4.3-С2. Хотя для промышленных упаковок, содержимое которых неделящийся материал, утверждения конструкции компетентного органа не требуется. Разработчик и (или) грузоотправитель должны быть в состоянии продемонстрировать соблюдение Правил любому признанному компетентному органу. Эта маркировка помогает в проверке и интенсифицирует деятельность компетентных органов. Маркировка также обеспечивает опытному наблюдателю ценную информацию в случае аварии (п. 537.2 TS-G-1.1).

5.4.3-С3. В отношении общих рекомендаций по соблюдению требований в части разборчивости и долговечности маркировки см. также пп. 536.2 - 536.6 TS-G-1.1 (или справки 5.4.2-С3 - 5.4.2-С7 настоящего Руководства) (п. 537.3 TS-G-1.1).

5.4.3-С4. Все конструкции упаковок типа B(U), типа B(M), типа C и упаковок с делящимся материалом требуют утверждения компетентного органа. Маркировка на таких упаковках имеет целью обеспечивать связь конкретной упаковки с соответствующим утверждением конструкции национальным компетентным органом (через идентификационную метку), а также с информацией в виде утверждения конструкции компетентным органом. Кроме того, маркировка упаковки обеспечивает опытному наблюдателю ценную информацию при аварии. В случае конструкций упаковок с гексафторидом урана требование к упаковкам иметь идентификационную метку компетентного органа, как отмечено в п. 4.2.3 НП-053-04 (п. 828.c) Правил МАГАТЭ-96), зависит от вступления в силу требований получать утверждения компетентного органа (п. 538.1 TS-G-1.1).

5.4.3-С5. См. справку 4.3.3-С5 настоящего Руководства.

5.4.3-С6. Общие рекомендации относительно удобочитаемости и долговечности маркировок, а также их проверки/обслуживания даны в пп. 536.2 - 536.4 TS-G-1.1 (см. справки 5.4.2-С3 - 5.4.2-С5 настоящего Руководства). Тем не менее, по возможности следует обеспечивать устойчивость идентификационной метки компетентного органа, серийного номера и маркировки типа B(U), типа B(M) или типа C к размыванию, стиранию и отделению даже в условиях аварий. Может быть удобным размещение таких маркировок рядом со знаком трилистника на наружной поверхности упаковки. Например, для объединения этих маркировок может быть использована рельефная металлическая пластина (п. 538.3 TS-G-1.1).

5.4.3-С7. Утвержденная конструкция упаковки может быть такой, что различные внутренние элементы могут быть использованы с единственным внешним элементом или внутренние элементы упаковочного комплекта могут быть взаимозаменяемы более чем с одним внешним элементом. В этих случаях каждый внешний элемент упаковочного комплекта с уникальным серийным номером идентифицирует упаковочный комплект как сборку элементов, удовлетворяющих требованиям п. 5.4.5.б) НП-053-04 (п. 538.b) Правил МАГАТЭ-96) при условии, что сборка элементов соответствует конструкции, утвержденной компетентными органами. В таких случаях необходимо, чтобы программа обеспечения качества, установленная грузоотправителем, обеспечивала правильную идентификацию и использование этих элементов (п. 538.4 TS-G-1.1).

5.4.4-С1. Маркировка упаковок типа B(U), типа B(M) или типа C с символом трилистника, стойкая к воздействию огня и воды, предназначена для того, чтобы гарантировать возможность для такого типа упаковок быть идентифицированными после серьезной аварии как упаковки, перевозящие РМ (п. 539.1 TS-G-1.1).

5.4.5-С1. Упаковки, транспортные пакеты, резервуары и грузовые контейнеры могут быть охарактеризованы как объекты обслуживания или грузовые единицы. Необходимо, чтобы транспортные рабочие были осведомлены о содержимом указанных объектов, когда такие единицы перевозят РМ, и знали о существовании потенциальной радиологической опасности или опасности по критичности. Этикетки дают эту информацию символом трилистника, цветом и категорией (I - БЕЛАЯ, II - ЖЕЛТАЯ или III - Желтая) и этикеткой ядерного деления. Посредством этикеток можно идентифицировать: (a) радиологическую опасность или опасность по критичности, связанные с радиоактивным содержимым грузовой единицы, и (b) правила хранения и складирования, которые могут применяться к таким единицам (п. 541.1 TS-G-1.1).

5.4.5-С2. Для этикеток РМ используется часть форм ряда этикеток, применяемых в международной практике для идентификации различных классов опасных грузов. Этот ряд этикеток был установлен с целью сделать опасные грузы легкоузнаваемыми на расстоянии с помощью символов. Специальным знаком, выбранным для идентификации грузовой единицы, перевозящей РМ, является трилистник (п. 541.2 TS-G-1.1).

5.4.5-С3. Содержимое грузовой единицы может, помимо своих радиоактивных свойств, обладать свойствами, опасными в других отношениях, например, быть коррозионными или легковоспламеняющимися. В этих случаях необходимо также придерживаться правил, имеющих отношение к этому дополнительному виду опасности. Это означает, что дополнительно к этикетке РМ, на грузовой единице должны быть размещены другие соответствующие этикетки (п. 541.3 TS-G-1.1).

5.4.6-С1. Чтобы сохранять возможность опознавать грузополучателя или грузоотправителя упаковки, нормальный контроль за которой потерян (например, упаковка потеряна при выполнении транзитных операций или ошибочно перемещена в другое место), на упаковке необходима идентификационная маркировка. Эта маркировка может состоять из названия или адреса как грузоотправителя, так и грузополучателя или может быть числом, определяющим накладную или транспортный документ, содержащий эту информацию (п. 534.1 TS-G-1.1).

5.4.6-С2. В отношении общих рекомендаций по соблюдению требований в части разборчивости и долговечности маркировки см. также пп. 536.2 - 536.6 TS-G-1.1 или справки 5.4.2-С3 - 5.4.2-С7 настоящего Руководства) (п. 534.2 TS-G-1.1).

5.4.7-С1. Помимо идентификации радиоактивных свойств содержимого, этикетки также включают специфическую информацию о содержимом, например, наименование нуклида, или наиболее ограничивающих нуклидов в случае смеси радионуклидов, или активность. В случае делящегося содержимого масса его может заменять активность. Эта информация важна при инциденте или аварии, где для оценки опасности может понадобиться информация о содержимом. Более специфическая информация о содержимом для материалов НУА-I не требуется, потому что они характеризуются низкой радиационной опасностью, связанной с таким материалом (п. 543.1 TS-G-1.1).

5.4.7-С2. Желтые этикетки также показывают ТИ грузовой единицы, (т.е. упаковки, транспортного пакета, резервуара и грузового контейнера). Информация о ТИ существенна для хранения и складирования, так как она используется для контроля накопления и обеспечения правильного разделения грузовых единиц. Правила устанавливают пределы на общую сумму ТИ для группы грузовых единиц (см. табл. IX Правил МАГАТЭ-96 (табл. 5.2 НП-053-04) для перевозки не на условиях исключительного использования) (п. 543.2 TS-G-1.1).

    5.4.10-С1. При    идентификации     наиболее    ограничивающих
радионуклидов  с  целью  отражения на этикетке смеси радионуклидов
следует  рассматривать  радионуклиды  не  только  с самыми низкими
значениями   A   или  A ,  но  также  и  относительные  количества
              1        2
радионуклидов. Например, способ выявления наиболее ограничивающего
радионуклида  состоит  в  определении  для различных радионуклидов
значения:

                               f
                                i
                               --,
                               A
                                i

    где:
    f  - активность радионуклида i;
     i
    A  = A  или A  для радионуклида i (по применимости).
     i    1      2

Максимальное значение представляет наиболее ограничивающий радионуклид (п. 543.3 TS-G-1.1).

5.4.13-С1. Данное положение позволяет уменьшать количество и продолжительность работ с упаковками и соответственно уровень облучения персонала.

5.4.13-С2. Данное положение соответствует правилам перевозки опасных грузов международных транспортных организаций.