ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2006 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемое Руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждено
Постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 27 декабря 2006 г. N 14
Введено в действие
с 1 марта 2007 года
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
РБ-037-06
Руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" разработано в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок, действующих на исследовательских ядерных установках правил ядерной безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ, представленные в руководстве DS260 "Maintenance, periodic testing and inspection of research reactors".
Выпускается впервые <*>.
--------------------------------
<*> Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" и ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР".
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящее Руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" (далее - Руководство) имеет рекомендательный характер и содержит возможные способы выполнения требований пункта 5.1.10 Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок, раздела 5 Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов, раздела 4 Правил ядерной безопасности импульсных исследовательских ядерных реакторов, раздела 6 Правил ядерной безопасности критических стендов, раздела 4 Правил ядерной безопасности подкритических стендов, касающихся контроля и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских ядерных установок (далее - ИЯУ). В настоящем Руководстве приведены общие рекомендации по проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния ЯРБ ИЯУ.
1.2. Настоящее Руководство предназначено для специалистов и должностных лиц, осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ.
1.3. В случае несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ, рекомендациям настоящего Руководства в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование имеющегося несоответствия.
2. Общие положения
2.1. Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей и наличия в эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами, условиями действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на ИЯУ.
2.2. Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться:
- комиссиями и соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ;
- комиссиями органа государственного управления использованием атомной энергии - при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ;
- экспертной организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в составе заявки ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ;
- комиссией (инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ ИЯУ.
2.3. В настоящем Руководстве используются термины, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
3. Анализ результатов контроля и оценка состояния ЯРБ ИЯУ
3.1. В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать требования нормативно-технических документов по следующим направлениям:
- наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы, разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области использования атомной энергии и др.);
- организационное обеспечение деятельности на ИЯУ;
- состояние документации;
- техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем, важных для безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.);
- обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
- техническая безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов, сосудов, работающих под давлением);
- обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
- соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и сроков переоформления паспорта ИЯУ;
- обеспечение пожарной безопасности;
- противоаварийная готовность ИЯУ;
- обеспечение качества деятельности на ИЯУ;
- организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к ядерно и радиационно опасным работам и работам с системами, важными для безопасности;
- культура безопасности.
3.2. При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, исходя из возможных радиационных последствий несоответствий. При необходимости ЭО следует обеспечить проведение дополнительного расчета надежности систем, важных для безопасности, и дополнительного анализа безопасности с учетом нового перечня исходных событий и фактического состояния ИЯУ.
3.3. По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и элементов, важных для безопасности.
3.4. Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности:
- уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал), население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для нормальной эксплуатации;
- уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении работ следующего этапа жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой программе текущего жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия;
- уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности при проведении текущих работ на ИЯУ;
- уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно и (или) радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов.
3.5. Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ.
3.6. В итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения с указанием сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом:
- если уровень безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены предложения по срокам устранения выявленных несоответствий требованиям нормативно-технических документов;
- если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о приемлемости установленных сроков их устранения;
- если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при которых возможно дальнейшее продолжение работ;
- если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно и (или) радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать возобновлению работ.
3.7. В Приложении приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ.
Приложение
(справочное)
ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЯРБ ИЯУ
┌────────────────────────────────────────────────────────┬───────┐ │ Имеющиеся несоответствия ИЯУ требованиям нормативно- │Уровень│ │ технических документов │ЯРБ ИЯУ│ ├────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │1. Не выполняется установленный порядок подготовки │У1 │ │работников (персонала). │ │ │2. Не обеспечивается непрерывность страхования │ │ │гражданской ответственности за убытки и вред, │ │ │причиненные радиационным воздействием ИЯУ. │ │ │3. Своевременно не вводятся в действие в ЭО новые │ │ │нормативные документы по обеспечению безопасности ИЯУ. │ │ │4. Требуют корректировки инструкции по ЯРБ с учетом │ │ │вновь введенных нормативных документов. │ │ │5. Не проведена аттестация членов постоянно действующей │ │ │комиссии для проверки знаний работников (персонала) ЭО. │ │ │6. Другие несоответствия требованиям нормативно- │ │ │технических документов, которые не могут быть │ │ │непосредственной причиной событий, имеющих радиационные │ │ │последствия │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │1. Не ведется необходимая для обеспечения безопасности │У2 │ │предстоящих работ по выводу ИЯУ из эксплуатации база │ │ │данных о радиационной обстановке, о загрязнении │ │ │территории, систем и оборудования радиоактивными │ │ │веществами. │ │ │2. Отсутствует программа работ по продлению │ │ │установленного срока эксплуатации ИЯУ. │ │ │3. Не корректируется своевременно план аварийных │ │ │мероприятий в части возможных исполнителей аварийных │ │ │работ и их домашних (служебных) телефонов и т.д. │ │ │4. Не обеспечивается периодичность аварийных тренировок.│ │ │5. Отсутствует расчетное (экспериментальное) │ │ │подтверждение безопасности ИЯУ при использовании в │ │ │предстоящих работах новых экспериментальных устройств. │ │ │6. Другие несоответствия требованиям нормативно- │ │ │технических документов, которые при изменении характера │ │ │(программы) работ на ИЯУ или этапа жизненного цикла ИЯУ │ │ │могут привести к событиям, имеющим радиационные │ │ │последствия │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │1. Истек (не продлен) срок действия санитарно- │У3 │ │эпидемиологического заключения. │ │ │2. Не в полном объеме смена укомплектована персоналом │ │ │при работе ИЯУ на мощности. │ │ │3. Нарушен срок поверки измерительных средств и приборов│ │ │систем управления и защиты. │ │ │4. Несвоевременно проводится планово-предупредительный │ │ │ремонт. │ │ │5. В режиме временного останова ИЯУ ядерно опасные │ │ │работы проводятся в отсутствие контроля за мощностью. │ │ │6. Другие несоответствия требованиям нормативно- │ │ │технических документов, которые при проведении текущих │ │ │работ могут привести или привели к событиям, имеющим │ │ │радиационные последствия, или к нарушениям │ │ │эксплуатационных пределов безопасности │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │1. Не соответствует требованиям проекта состояние │У4 │ │строительных конструкций и (или) сооружений. │ │ │2. Не определены права и обязанности должностных лиц, │ │ │структурных подразделений и работников ЭО в части │ │ │обеспечения ЯРБ ИЯУ. │ │ │3. Не соответствует паспортным данным фактическое │ │ │состояние систем, важных для безопасности. │ │ │4. Не проводится проверка работоспособности систем, │ │ │важных для безопасности, после окончания планово- │ │ │предупредительного ремонта. │ │ │5. Имеют место периодически кратковременные выбросы │ │ │(сбросы), превышающие пределы безопасной эксплуатации. │ │ │6. Другие несоответствия требованиям нормативно- │ │ │технических документов, которые могут привести к │ │ │нарушению пределов безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) │ │ │требуют прекращения работ с целью исключения │ │ │радиационного воздействия ИЯУ на работников (персонал), │ │ │население и окружающую среду сверх допустимых пределов │ │ └────────────────────────────────────────────────────────┴───────┘