V. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И РАСЧЕТА ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН | Введение
V. Классификаторы, используемые при расчете индекса потребительских цен
Расчет индекса потребительских цен на товары и услуги осуществляется в двух группировках:
а) в соответствии с классификатором индивидуального потребления по целям (далее - КИПЦ);
б) в национальном определении.
Классификация индивидуального потребления по целям (Classification Of Individual Consumption By Purpose - COICOP), является одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе национальных счетов.
В классификаторе основные направления (разделы) последовательно детализированы на группы, классы, категории, в состав которых входят соответствующие виды товаров и услуг, приобретенные населением для непроизводственного потребления.
Классы в КИПЦ подразделяются по типу продукта и обозначаются как:
Д (товары длительного пользования) - товары, используемые потребителями многократно в течение продолжительного времени (нескольких месяцев, лет), отличаются высокой ценой (мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.);
ПД (товары полудлительного пользования) - товары, срок службы которых может превышать один год, но фактически он бывает значительно короче, а цены на них - значительно ниже, чем на товары длительного пользования (одежда, обувь, посуда и др.);
НД (товары недлительного пользования) - товары, которые потребляются вскоре после их покупки (продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, парфюмерно-косметические товары и др.);
У - услуги.
Если класс включает в себя одновременно товары и услуги, товары недлительного и полудлительного пользования или товары полудлительного и длительного пользования, то такой класс обозначается в соответствии с типом продукта, который будет сочтен доминирующим.
Для классификатора КИПЦ принята иерархическая модель классификации и используется последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает 7 цифровых десятичных знаков.
Классификатор имеет 6 ступеней классификационного деления. Код каждого последующего уровня образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода. После второго, третьего, четвертого и пятого разрядов кода проставляются точки, разделяющие уровни классификации. Общая структура кода классификатора индивидуального потребления по целям представлена в Схеме 1.
Схема 1
Общая структура кода классификатора индивидуального
потребления по целям
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│X│ │X│ │X│ │X│ │X│ │X│ │X│
└─┘ │ └─┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘
┌────────────────┐ │ │ │ │ │ │
│Разделы │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴─────────┘ │ │ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │ │ │
│Группы │ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────────────────┘ │ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │ │
│Классы │ │ │ │ │
└────────────────┴────────────────────────────┘ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │
│Категории │ │ │ │
│(подклассы) │ │ │ │
└────────────────┴─────────────────────────────────────┘ │ │
┌────────────────┐ │ │
│Виды │ │ │
└────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────┐ │
│Товары (услуги)-│ │
│представители │ │
└────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
Высшие классификационные группировки образованы пятью разрядами кодов Классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Национальная специфика наблюдения за уровнями потребительских цен и тарифов на товары и услуги учитывается на уровне шестого и седьмого разрядов кода. Пример обозначения объекта классификации в КИПЦ-ИПЦ приведен в Схеме 2.
Схема 2
Пример обозначения объекта классификации в КИПЦ-ИПЦ
01.1.1.3.1.1 Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│0│ │1│ │1│ │1│ │3│ │1│ │1│
└─┘ │ └─┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘ └┬┘
┌────────────────┐ │ │ │ │ │ │
│Продукты питания│ │ │ │ │ │ │
│и безалкогольные│ │ │ │ │ │ │
│напитки │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴─────────┘ │ │ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │ │ │
│Продукты питания│ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────────────────┘ │ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │ │
│Хлебобулочные │ │ │ │ │
│изделия и крупы │ │ │ │ │
└────────────────┴────────────────────────────┘ │ │ │
┌────────────────┐ │ │ │
│Хлеб │ │ │ │
└────────────────┴─────────────────────────────────────┘ │ │
┌────────────────┐ │ │
│Хлеб пшеничный │ │ │
└────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────┐ │
│Хлеб и булочные │ │
│изделия из │ │
│пшеничной муки │ │
│высшего сорта │ │
└────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
ИПЦ в национальном определении предполагает формирование групп продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг, а также групп более низкого уровня агрегации.
Разработка индексов потребительских цен в различных классификациях осуществляется на базе одних и тех же данных о ценах на товары и услуги, и, следовательно, результатом расчетов является идентичное значение сводного показателя.
