ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 30 июля 2014 г. N 493
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
РАСЧЕТА СОВОКУПНЫХ ЗАТРАТ ТРУДА, СОГЛАСОВАННЫХ
С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ В БАЗОВЫХ ТАБЛИЦАХ
"ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК"
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", приказываю:
утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию расчета совокупных затрат труда, согласованных с показателями выпуска продукции по видам экономической деятельности, для отражения в базовых таблицах "затраты - выпуск".
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
Г.К.ОКСЕНОЙТ
Утверждена
приказом Росстата
от 30.07.2014 N 493
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
РАСЧЕТА СОВОКУПНЫХ ЗАТРАТ ТРУДА, СОГЛАСОВАННЫХ
С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ В БАЗОВЫХ ТАБЛИЦАХ
"ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК" <1>
--------------------------------
<1> Далее - Методология.
I. ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Целью разработки настоящей методологии является совершенствование расчета показателей затрат труда для их сопоставимости с показателями выпуска продукции при отражении в базовых таблицах "затраты - выпуск".
Методология разработана с учетом положений, изложенных в Методологических рекомендациях по отражению затрат труда в базовых таблицах "затраты - выпуск", утвержденных Росстатом 12.11.2012 N 07-07/11570-ВД и используемых при ежегодных расчетах затрат труда по укрупненному перечню видов экономической деятельности для целей исчисления индексов производительности труда.
Затраты труда в базовых таблицах "затраты - выпуск" отражаются следующими показателями:
объем фактически отработанного времени;
эквивалент полной занятости.
Исчисление этих показателей основано на оценке количества рабочих мест (работ) и среднего времени работы на одно рабочее место по каждому виду работ.
Рабочее место <1> в СНС определяется как явный или неявный договор, заключенный между физическим лицом и институциональной единицей на выполнение определенной работы в обмен на оплату труда или смешанный доход. В течение отчетного периода лицо может иметь одно или несколько рабочих мест (работ), на которых работает одновременно или в различное время. Также включается работа на собственном предприятии. В данном случае считается, что заключен неявный договор между самостоятельно занятыми лицами, выступающими в качестве владельцев некорпорированных предприятий, и ими же самими как наемными работниками.
Под работой <1> понимается любая деятельность, связанная с выпуском товаров и услуг в рамках сферы производства, границы которой определены в СНС.
В Резолюции, относящейся к обновлению Международной стандартной классификации занятий ISCO-O8, которая была принята МОТ в декабре 2007 года, работа <1> определена как набор задач и обязанностей, которые выполняются, или должны выполняться одним лицом, включая работодателя или самостоятельно занятого.
Границы сферы производства СНС определяются как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных организаций, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает деятельность организаций, производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения).
В границы производства СНС включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство товаров и услуг для реализации на рынке. Сюда могут быть отнесены следующие виды деятельности:
ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды, вязка трикотажных изделий;
ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств;
ремонт и изготовление мебели;
торговля;
транспортные услуги;
услуги здравоохранения;
услуги образования и культуры;
услуги правового характера и другие услуги.
Кроме того, в границы производства включаются следующие виды производств домашних хозяйств, независимо от того, произведены товары для себя или на продажу:
производство продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработка (производство зерна, муки, мясомолочных продуктов, растительного масла, сухофруктов, пива, вина и т.д.);
строительство жилья и других построек своими силами.
Не включаются домашние и личные услуги, оказываемые членами домашних хозяйств бесплатно, а также услуги, оказываемые добровольно на общественных началах.
Общее количество рабочих мест исчисляется путем суммирования первых, вторых, третьих и т.д. работ, включая производство в домашнем хозяйстве товаров и услуг для продажи и обмена и продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного использования, рабочих мест иностранных граждан, работающих на территории страны (за исключением сотрудников иностранных посольств).
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВОКУПНЫХ ЗАТРАТ ТРУДА
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ РОССИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ └─────┬─────────────────────────────┬──────────────────────────┬──────────┘ │ │ │ \/ \/ \/ ┌────────────┐ ┌────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ Рабочие │ │ Отработанное время (ОВ) │ │ Эквивалент полной │ │ места (РМ) │ │ │ │ занятости (ЭПЗ) │ └─────┬──────┘ └────────────────┬───────────────┘ └──────────┬──────────┘ │ │ │ ├──────────────────────────┴─────────────────────────────┤ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐ │ ├─────>│ Основная работа │<─────────┤ │ └──────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐ │ ├─────>│ Дополнительная работа │<─────────┤ │ └──────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐ │ │ │ Производство продукции сельского │ │ ├─────>│ хозяйства для собственного │<─────────┤ │ │ использования │ │ │ └──────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐ │ └─────>│ Работа иностранных граждан │<─────────┘ └──────────────────────────────────────┘
ОВ - РМ * среднее фактическое время работы за отчетный период
ЭПЗ = ОВ / среднее время работы на рабочих местах с полным рабочим днем
Понятие занятости, определенное исходя из количества рабочих мест (работ), отличается от понятия занятости, определенного как численность занятого населения в концепции измерения рабочей силы.
Общее количество рабочих мест (работ) превышает численность занятого населения на количество вторых, третьих и т.д. мест работы. Кроме того, при исчислении рабочих мест (работ) для оценки затрат труда деятельность каждого лица в домашнем хозяйстве по производству продукции, предназначенной для собственного конечного использования, учитывается как отдельное рабочее место (работа).
В отличие от указанного подхода, при классификации населения по экономической активности, лица, не имеющие оплачиваемой работы или доходного занятия, и занятые только производством в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для собственного конечного использования, не включаются в категорию занятого населения.
При исчислении количества рабочих мест (работ) для оценки затрат труда не учитываются рабочие места лиц, временно отсутствующих в связи с отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет, а также военнослужащие.
Показатель количества рабочих мест основной работы характеризует показатель среднегодовой численности занятых в экономике или число занятых лиц.
Объем фактически отработанного времени (общее количество отработанного времени) на всех видах работ по производству товаров и услуг характеризует количество фактически отработанных человеко-часов всеми лицами на всех рабочих местах (работах) в пределах границы производства СНС (включая производство продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для собственного использования) на территории страны (региона). Исчисляется путем умножения количества рабочих мест по каждому виду работ на среднее фактическое время работы на одно рабочее место.
Фактически отработанное время включает время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормативной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но неотработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни.
Рекомендации по расчету общего объема фактически отработанного рабочего времени всеми лицами на всех рабочих местах (работах) в пределах границы производства СНС - показателя, который используется для исчисления производительности труда, приведены в Резолюции, относящейся к статистике рабочего времени, принятой 18-й Международной конференцией статистиков труда (ноябрь - декабрь 2008 г).
В резолюции отмечается, что общий объем фактически отработанного рабочего времени должен иметь тот же самый охват рабочих мест (работ) и тот же самый отчетный период, как и измерение производства.
Эквивалент полной занятости <1> - количество рабочих мест из расчета полного рабочего дня. Исчисляется путем деления общего количества фактически отработанного времени (в человеко-часах) на всех видах работ по производству товаров и услуг за рассматриваемый период на среднее количество часов на рабочих местах с полным рабочим днем.
--------------------------------
<1> Определение применяется для данной Методологии.
Среднее количество часов на рабочих местах с полным рабочим днем за рассматриваемый период определяется как максимально возможный фонд рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, за исключением законодательно установленного времени ежегодного отпуска, приходящегося на рассматриваемый период. При оценке трудовых затрат за год максимально возможный фонд рабочего времени для исчисления эквивалента полной занятости равен 1920 часов ((52 календарные недели - 4 недели отпуска) * 40 часов = 1920 часов).
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАТРАТ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Оценка затрат труда на всех видах работ осуществляется на основе интеграции данных о занятости и отработанном времени, полученных из различных источников.
Информация, необходимая для проведения расчетов, формируется из следующих источников информации:
обследования организаций - юридических лиц;
обследования индивидуальных предпринимателей;
обследование населения по проблемам занятости;
административные источники.
Все указанные источники информации создавались с различными целями, имеют различный охват. Содержащиеся в них данные относятся к различным периодам. В них используются разные определения связанных между собой понятий. Каждый источник информации имеет свои преимущества и недостатки и обеспечивает определенный состав показателей.
Наличие нескольких источников информации расширяет возможности более полного учета рабочих мест (работ) и трудовых затрат всех категорий занятого населения на основе использования преимуществ каждого из источников информации.
Кроме того, при оценке затрат труда для целей отражения в базовых таблицах "затраты - выпуск" учитываются результаты расчетов затрат труда по укрупненному перечню видов экономической деятельности, выполняемых в рамках баланса затрат труда (БЗТ). В рамках баланса затрат труда данные о количестве рабочих мест (работ) и сумме отработанного времени формируются по "хозяйственным" видам деятельности на уровне разделов (одна буква), подразделов (две буквы), классов (две цифры для разделов A, E, G, I, K, O). Всего - 87 позиций.
2.1. Обследования организаций - юридических лиц
При проведении обследований организаций - юридических лиц сбор сведений о занятости производится по следующим категориям работающих:
работники списочного состава;
внешние совместители;
работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.
Формирование информации о численности работающих и отработанном времени в организациях - юридических лицах (включая фермерские хозяйства) осуществляется по итогам следующих федеральных статистических наблюдений.
По кругу крупных и средних организаций со средней численностью работников свыше 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства - федеральное статистическое наблюдение по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", проводимое ежемесячно на сплошной основе. Собирается информация о численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера и сумме отработанного времени работниками списочного состава и внешними совместителями;
по кругу крупных и средних организаций со средней численностью работников менее 15 человек - федеральное статистическое наблюдение по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", проводимое ежеквартально на сплошной основе;
по кругу организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отчитывающихся один раз в год - федеральное статистическое наблюдение по форме N 1-Т "Сведения о численности, заработной плате работников", проводимое с годовой периодичностью на сплошной основе. Собирается информация о средней численности работников списочного состава.
При расчете показателей затрат труда по крупным и средним организациям - юридическим лицам, без субъектов малого предпринимательства по институциональным секторам формирование источников статистической информации несколько меняется.
Так, по сектору нефинансовых корпораций берется показатель средней численности работников, представляющий собой сумму среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Показатель средней численности работников содержится в форме годовой отчетности N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации". Преимущество использования данной формы статистического обследования заключается в том, что источником данных, как для показателя затрат труда, так и показателя выпуска продукции является одно и тоже обследование по одной и той же форме обследования. В связи с чем не возникают проблемы несогласованности данных из-за расхождения круга отчитывающихся организаций.
В то же время разработка показателей затрат труда по данным обследования по форме N П-4 для сектора приводит к несовпадению показателей численности работников, взятых из формы N 1-предприятие и формы N П-4. Так, сводные данные о средней численности работников сектора нефинансовых корпораций за 2011 год по форме П-4 превышает аналогичные данные по форме 1-предприятие.
Другой проблемой является отсутствие в форме N 1-предприятие данных об отработанном времени. Поэтому данные о среднем времени работы для расчета суммы отработанного времени работниками, обследуемыми по форме 1-предприятие, берутся из формы П-4. Здесь тоже возможны расхождения.
По остальным институциональным секторам: сектору государственного управления, сектору финансовых корпораций и сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства единственным источником информации данных о затратах труда по крупным и средним организациям (юридическим лицам), не являющихся субъектами малого предпринимательства, включая организации с численностью до 15 человек, является обследование по форме N П-4. По каждому сектору строятся матрицы затрат труда, которые затем сводятся в единую матрицу затрат труда в организациях. Показатели этой единой матрицы могут не совпасть с показателями затрат труда матрицы, построенной на основе данных единого источника обследования по форме N П-4 ни по численности, ни по отработанному времени.
По кругу малых предприятий (кроме микропредприятий) - федеральное статистическое наблюдение по форме N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", проводимое ежеквартально в режиме выборочного наблюдения, собирает информацию о численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
По кругу микропредприятий (включая фермерские хозяйства) - федеральное статистическое наблюдение по форме N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" и N МП(микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность", проводимое с годовой периодичностью в режиме выборочного наблюдения собирает информацию о средней численности работников (включая выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), из них работников списочного состава, внешних совместителей.
Кроме того, по кругу малых предприятий и микропредприятий используются данные сплошного обследования малых предприятий по форме N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2010 год". По итогам сплошного обследования формируется информация о численности работающих в малых предприятиях, включая фермерские хозяйства (средняя численность работников, из них работники списочного состава без внешних совместителей), и отработанном времени (сумма отработанного времени в первую неделю декабря 2010 года работниками списочного состава).
Предполагается, что сплошное обследование малых предприятий и микропредприятий будет проводиться один раз в пять лет. Это позволит провести соответствующие корректировки выборочных обследований и повысить их качество.
Преимуществом обследований организаций является то, что они обеспечивают достаточно точную классификацию показателей затрат труда по видам экономической деятельности. Эта классификация основана на информации, содержащейся в Статистическом регистре субъектов хозяйственной деятельности, и согласуется с классификацией единиц наблюдения для переменных производства.
Недостатки: обследования организаций не обеспечивают полного охвата всех рабочих мест на предприятиях официального сектора, в частности, не учитывают те категории работающих, которые не оформляют трудовых отношений. Кроме того, не во всех формах статистического наблюдения за деятельностью организаций официального сектора предусмотрен сбор информации о сумме фактически отработанного времени.
2.2. Обследования индивидуальных предпринимателей
При оценке занятости в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица используются данные, формируемые по итогам обследования индивидуальных предпринимателей (включая фермерские хозяйства):
сплошного обследования индивидуальных предпринимателей по форме N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (численность индивидуальных предпринимателей, партнеров, помогающих членов семьи, наемных работников);
выборочного статистического наблюдения по форме N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" и N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность" (численность индивидуальных предпринимателей, партнеров, помогающих членов семьи, наемных работников).
К недостаткам обследований индивидуальных предпринимателей можно отнести тот факт, что данный вид федеральных статистических наблюдений не охватывает наемных работников, работающих у индивидуальных предпринимателей без официального оформления трудовых отношений, не предусматривает сбор информации об отработанном времени. Кроме того, за пределами статистического наблюдения остаются лица, работающие на индивидуальной основе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лица, работающие по найму у отдельных граждан.
2.3. Обследование населения по проблемам занятости
Наиболее полную информацию о занятости населения экономической деятельностью представляет обследование населения по проблемам занятости, которое проводится путем опросов населения в домашних хозяйствах. Обследование населения охватывает все рабочие места, как наемных работников, так и самостоятельно занятых, позволяет учесть занятость в неформальном секторе, выявить скрытых работников и неучтенные рабочие часы в официальном секторе экономики, собрать сведения о занятости населения в личном подсобном хозяйстве.
Обследование населения по проблемам занятости проводится во всех субъектах Российской Федерации с месячной периодичностью. Обследование проводится на выборочной основе с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста. При проведении обследования населения по проблемам занятости опрашивается население частных домашних хозяйств в возрасте 15 - 72 лет.
Отчетным периодом при проведении опроса населения и изучении занятости является одна неделя месяца.
К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю):
выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;
временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, простоя по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, отпуска без сохранения заработной платы (длительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;
работали в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.
В целях обеспечения полноты охвата статистическим наблюдением трудовой деятельности по производству товаров и услуг в неформальном секторе, при проведении опроса населения респондентам показывается Карточка с примерным перечнем отдельных видов работ (услуг), которые относятся к экономической деятельности в соответствии с концепцией производства товаров и услуг, заложенной в СНС:
строительство собственного жилья и других построек собственными силами;
капитальный ремонт жилья;
строительство жилых и нежилых помещений для последующей сдачи внаем;
строительство жилых и нежилых помещений для других граждан;
ремонт жилищ (квартир) для других граждан;
бурение колодцев, скважин;
проектирование индивидуального жилищного строительства для частных лиц;
услуги частным лицам по ремонту и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, сантехнического оборудования;
услуги частным лицам по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств;
услуги частным лицам по ремонту обуви, мебели, металлоизделий;
уличная торговля, торговля на рынках, "челночная" торговля;
распространение продукции сетевого маркетинга;
распространение рекламы товаров (услуг);
перевозка пассажиров (частный извоз);
перевозка грузов (частный извоз);
парикмахерские, ритуальные, прочие бытовые услуги;
репетиторство, частные уроки;
работа по найму по обслуживанию домашних хозяйств частных лиц (уход за детьми, уборка, приготовление пищи, охрана имущества и т.п.);
медицинские и социальные услуги за плату (уход за больными, престарелыми, инвалидами, детьми и т.д.);
услуги по уборке помещения, стирке белья, приготовлению пищи, присмотру за детьми, охране и другие услуги, оказываемые лицам при сдаче внаем жилого и нежилого помещения;
выполнение работ по найму на дачных, садовых участках, приусадебных и полевых участках (вспашка, копка огородов, проведение сельскохозяйственных работ, уход за скотом, уборка территории и пр.);
работа на дому за плату в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ведение, музыкальное сопровождение свадеб, юбилеев, торжественных вечеров и т.п.;
услуги в области спорта (тренерство и др.);
услуги частным лицам по уходу за домашними животными (собаками, кошками и др.);
брокерство, посредническая деятельность;
сельский туризм;
экскурсионные, курьерские услуги;
консервирование и переработка приобретенной на стороне продукции сельского хозяйства, рыболовства, лесоводства, дикорастущих лесных продуктов для продажи;
изготовление на дому промышленных товаров, сувениров, поделок для продажи;
пошив одежды, обуви, головных уборов и др. для продажи;
изготовление мебели, металлоизделий для продажи;
изготовление на дому национальных хлебобулочных и других изделий из теста для продажи;
продажа продукции пчеловодства с собственной пасеки.
Лица, оказывающие указанные виды работ (услуг) за плату, либо производящие в домашнем хозяйстве продукты и товары для продажи или обмена, а также занятые на строительстве (капитальном ремонте) собственного жилья, учитываются в составе занятого населения.
Не считаются "имеющими работу, но временно отсутствующими" и не учитываются в численности занятого населения:
помогающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы;
сезонные работники, у которых истек срок трудового договора;
лица, у которых есть договоренность о начале работы, но еще не приступившие к реальной работе;
лица, у которых нет устойчивых трудовых отношений с организацией или работодателем (выполняли случайные эпизодические работы) и которые не выполняли оплачиваемую работу в течение обследуемой недели;
лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет;
лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения заработной платы, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более.
Не считается оплачиваемой работой или доходным занятием:
учеба в военной академии, аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения;
работа по производству (переработке) в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для собственного конечного использования;
работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства;
услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов престарелых и др.;
владение акциями какого-либо предприятия или общества без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации;
попрошайничество (даже если оно приносит доход).
Данные об отработанном времени по итогам обследования населения по проблемам занятости формируются применительно к неделе работы. При использовании этих данных в интегрированных расчетах совокупных затрат труда среднее время работы в неделю пересчитывается в расчете на год.
Данные о занятости населения и отработанном времени по итогам обследования населения по проблемам занятости формируются в среднем за год на основе информационного массива 12 месячных выборок.
Обследование населения по проблемам занятости обеспечивает формирование необходимых для оценки совокупных затрат труда данных о количестве рабочих мест и среднем времени работы в неделю в расчете на одно рабочее место по следующим видам основной и дополнительной работ:
В организациях - юридических лицах:
по трудовому договору;
по договору гражданско-правового характера;
на основе устной договоренности;
помогающие члены семьи.
В сфере индивидуального предпринимательства (включая фермерские хозяйства):
индивидуальные предприниматели и лица, работающие на индивидуальной основе (с регистрацией и без регистрации деятельности);
наемные работники;
помогающие члены семьи.
Работа по производству в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для продажи или обмена с другими домохозяйствами.
Работа по производству в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного использования.
К недостаткам обследования можно отнести тот факт, что выборочный метод обеспечивает представительные результаты только при достаточном объеме выборки объектов наблюдения для определенных уровней разработки. Кроме того, классификация занятого населения по видам деятельности производится со слов опрашиваемых, которые в силу различных причин не всегда точно идентифицируют вид деятельности предприятия, на котором работают.
2.4. Административные источники
По данным Федеральной миграционной службы формируется информация о численности иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России. Сведения разрабатываются на основании разрешений на работу, выданных иностранным гражданам, прибывшим в визовом и безвизовом порядке въезда, а также выданных патентов на осуществление трудовой деятельности у физических лиц иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы. Следует отметить, что данные Федеральной миграционной службы не охватывают граждан Республики Беларусь, в отношении которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применяется.
III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЗАТРАТ ТРУДА
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ
Оценка количества рабочих мест (работ) и объема фактически отработанного времени производится отдельно по основной и дополнительной работе, по следующим категориям рабочих мест в зависимости от сферы приложения труда и формирования информационной базы.
СХЕМА ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА РАБОЧИХ МЕСТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ
ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВСЕХ ВИДАХ РАБОТ
Категории рабочих мест (работ)
|
Источники информации
|
1
|
2
|
Всего рабочих мест (работ) Основная работа
|
|
в организациях - юридических лицах (включая фермерские хозяйства):
|
|
лица, работающие по трудовым договорам
|
Данные обследований организаций о численности работников списочного состава
|
лица, работающие по договорам гражданско-правового характера
|
Результаты интеграции данных обследования организаций и обследований населения
|
лица, работающие по трудовым договорам в организациях, не охваченных обследованием юридических лиц
|
Данные обследований населения по проблемам занятости, дополнительная оценка по результатам интеграции
|
лица, привлекаемые на основе устной договоренности без оформления трудовых отношений
|
Данные обследований населения по проблемам занятости, дополнительная оценка по результатам интеграции
|
помогающие члены семьи
|
Данные обследований населения по проблемам занятости
|
в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (включая фермерские хозяйства):
|
|
индивидуальные предприниматели (включая партнеров)
|
Данные сплошного обследования индивидуальных предпринимателей за 2010 год.
|
наемные работники
|
Данные выборочного обследования индивидуальных предпринимателей
|
помогающие члены семьи
|
Результаты интеграции данных обследования населения по проблемам занятости и данных обследований индивидуальных предпринимателей
|
лица, работающие на индивидуальной основе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей
|
Данные обследования населения по проблемам занятости
|
лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей
|
Результаты интеграции данных обследования населения по проблемам занятости и данных обследований индивидуальных предпринимателей
|
в хозяйствах населения на работах по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для продажи или обмена
|
Данные обследований населения по проблемам занятости
|
иностранные работники, временно пребывающие на территории Российской Федерации
|
Данные Федеральной миграционной службы, дополнительная оценка по результатам интеграции
|
Дополнительная работа
|
|
в организациях - юридических лицах (включая фермерские хозяйства):
|
|
лица, работающие по трудовым договорам
|
Данные обследований организаций о численности совместителей
|
лица, работающие по договорам гражданско-правового характера
|
Результаты интеграции данных обследования организаций и данных обследований населения
|
лица, привлекаемые на основе устной договоренности без оформления трудовых отношений
|
Данные обследований населения по проблемам занятости, дополнительная оценка по результатам интеграции
|
помогающие члены семьи
|
Данные обследований населения по проблемам занятости
|
в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (включая фермерские хозяйства):
|
|
индивидуальные предприниматели (включая партнеров)
|
Данные обследований индивидуальных предпринимателей
|
наемные работники
|
Данные сплошного обследования индивидуальных предпринимателей за 2010 год
|
помогающие члены семьи
|
Результаты интеграции данных обследования населения по проблемам занятости и данных обследований индивидуальных предпринимателей
|
лица, работающие на индивидуальной основе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей
|
Данные обследования населения по проблемам занятости
|
лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей
|
Результаты интеграции данных обследования населения по проблемам занятости и данных обследований индивидуальных предпринимателей
|
в хозяйствах населения на работах по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для продажи или обмена
|
Данные обследования населения по проблемам занятости
|
Занятые в хозяйствах населения производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного использования
|
Данные обследования населения по проблемам занятости
|
Процедура интеграции данных о занятости и отработанном времени, полученных по результатам обследований населения по проблемам занятости, обследований организаций - юридических лиц, обследований индивидуальных предпринимателей, других источников информации, предусматривает:
анализ методологии формирования показателей, получаемых из разных источников;
приведение данных о занятости и отработанном времени, полученных из разных источников, в сопоставимый вид с учетом методологии формирования показателей и охвата единиц наблюдения;
сопоставление данных, полученных из разных источников, оценка качества информации, анализ причин отклонений, выбор базового источника информации, определение размеров корректировки;
оценку интегрированных показателей занятости и отработанного времени по отдельным видам работ;
оценку суммарных показателей затрат труда по производству товаров и услуг на всех видах работ.
Учитывая, что затраты труда по крупным и средним организациям, юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, в базовых таблицах "затраты - выпуск" должны быть представлены как по хозяйственным, так и чистым видам экономической деятельности, процедура расчета предусматривает:
расчет интегрированных показателей занятости и отработанного времени по отдельным институциональным секторам в виде матриц;
оценку суммарных показателей затрат труда на основе свода матриц с оценками интегрированных показателей занятости и отработанного времени по отдельным институциональным секторам.
3.1. Оценка количества рабочих мест и отработанного времени
в организациях - юридических лицах
Анализ методологии формирования показателей
При проведении статистических наблюдений в отношении юридических лиц применяется единая методология определения понятий средней численности работников списочного состава, средней численности внешних совместителей, средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, фактически отработанного времени.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется пропорционально фактически отработанному времени.
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется исходя из учета этих работников за каждый календарный день как целых единиц в течение всего срока действия договора.
При проведении обследований также разрабатывается показатель средней численности работников, который определяется как сумма среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей, средней численности работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
Показатели численности работников формируются в среднем за год, фактически отработанного времени - в сумме за год.
При осуществлении расчетов затрат труда в организациях - юридических лицах показатель средняя численность работников списочного состава характеризует рабочие места основной работы по трудовым договорам, средняя численность внешних совместителей - рабочие места дополнительной работы по трудовым договорам.
Исходя из действующей информационной базы оценка количества рабочих мест и суммы отработанного времени в организациях - юридических лицах производится по следующим категориям хозяйствующих субъектов:
сектор нефинансовых корпораций;
сектор государственного управления;
сектор финансовых корпораций;
сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ);
организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, отчитывающиеся один раз в год (по форме N 1-Т);
малые предприятия, включая микропредприятия.
3.1.1. Оценка количества рабочих мест и сумма отработанного
времени в крупных и средних организациях, не относящихся
к субъектам малого предпринимательства
По кругу организаций, относящихся к сектору нефинансовых корпораций, в качестве базовых источников информации для расчетов принимаются сведения о занятости по форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организаций" и о занятости и отработанном времени, формируемые по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" по следующему перечню показателей:
средняя численность работников;
средняя численность работников списочного состава;
средняя численность внешних совместителей (исчисляется пропорционально фактически отработанному времени);
средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (исчисляется, исходя из учета этих работников за каждый календарный день как целых единиц в течение всего срока действия договора);
сумма фактически отработанного времени работниками списочного состава;
сумма фактически отработанного времени внешними совместителями.
Для определения отработанного времени всех работников необходимо сделать оценку отработанного времени работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера. Для этого расчета используется среднее время работы в год работников списочного состава (для основной работы) и среднее время работы в год внешних совместителей (для дополнительной работы). Численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, на основной и дополнительной работах определяется расчетно на основании данных обследования населения по проблемам занятости.
В качестве основного источника информации для расчетов затрат труда по сектору финансовых корпораций, сектору государственного управления, сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, принимаются сведения о занятости и отработанном времени по форме П-4. На основе данных обследования по форме П-4 формируются показатели:
среднесписочная численность работников;
средняя численность внешних совместителей, исчисляемая пропорционально отработанному времени;
средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляемая исходя из учета этих работников за каждый календарный день как целых единиц, в течение всего срока действия договора;
количество отработанного времени за год работниками списочного состава;
количество отработанного времени за год внешними совместителями.
Информация по каждому из указанных выше показателей формируется (на основе первичных сведений) в территориальных органах Росстата в форме матриц с распределением данных по "чистым" и "хозяйственным" видам деятельности. На федеральном уровне осуществляется свод поступивших от территориальных органов матриц, и формируются сводные матрицы по указанным показателям, которые далее используются при интегрированных расчетах.
По кругу организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отчитывающихся один раз в год, в качестве базового источника информации для расчетов принимаются данные федерального статистического наблюдения по форме N 1-Т "Сведения о численности, заработной плате работников". По итогам данного статистического наблюдения собирается информация только о численности работников списочного состава. Эти данные формируются на региональном уровне по "хозяйственному" виду деятельности в соответствии с номенклатурой отраслей расчета базовых таблиц "затраты - выпуск", предусмотренному для "чистых" видов деятельности. На федеральном уровне данная информация сводится, и формируются итоги в целом по России.
Оценка суммы отработанного времени работниками списочного состава по основной работе по кругу организаций, отчитывающихся один раз в год, производится с использованием среднего времени работы в год работников списочного состава по соответствующему "хозяйственному" виду экономической деятельности по кругу организаций с численностью работников менее 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
3.1.2. Оценка количества рабочих мест и суммы отработанного
времени в малых предприятиях и микропредприятиях
По кругу малых предприятий, при расчетах используются следующие источники информации:
данные сплошного обследования малых предприятий по форме N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". По итогам этого обследования формируется следующая информация:
средняя численность работников (работники списочного состава, внешние совместители, работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера);
из них работники списочного состава (без внешних совместителей);
сумма отработанного времени в первую неделю декабря отчетного года работниками списочного состава;
данные выборочных федеральных статистических наблюдений по форме N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", N МП(микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность". По итогам этих обследований формируется информация о численности работающих по следующим показателям:
средняя численность работников;
средняя численность работников списочного состава;
средняя численность внешних совместителей;
средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Учитывая, что данные о численности работающих в малых предприятиях по итогам выборочных обследований разрабатываются по сокращенному перечню видов деятельности, в качестве базового источника информации для расчетов принимаются данные, сформированные по итогам сплошного обследования малых предприятий.
Информация, сформированная по итогам выборочных наблюдений малых предприятий, используется для распределения суммарной численности внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, формируемой по итогам сплошного наблюдения, на две самостоятельные категории, а также для корректировки базовых данных предыдущего года на изменения в динамике.
Для расчетов используются данные по итогам обследований малых и микропредприятий, формируемые на федеральном уровне.
Расчеты численности и отработанного времени осуществляются в таблицах-векторах, разработанных по хозяйственным видам экономической деятельности в соответствии с номенклатурой отраслей базовых таблиц "затраты - выпуск":
рассчитывается численность работников малых и микропредприятий по данным выборочного обследования;
определяется численность работников малых и микропредприятий по данным сплошного обследования, в том числе внешних совместителей с учетом определения доли внешних совместителей в общей численности с работниками, выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера, полученными по данным выборочного обследования;
с использованием данных откорректированного выборочного и сплошного обследования определяется сумма отработанного времени за год;
в качестве среднего времени работы используется среднее время работы работников списочного состава и внешних совместителей организаций без малых предприятий.
3.1.3. Оценка неучтенной рабочей силы
и незарегистрированной занятости в организациях -
юридических лицах
Определение возможного недоучета в отчетных данных организаций количества рабочих мест по трудовым договорам (неполный охват статистическим наблюдением юридических лиц), а также выявление размеров использования незарегистрированной рабочей силы (лица, привлекаемые на основе устной договоренности) производится на основе сравнения данных обследований организаций и обследований населения по проблемам занятости (приведенных в сопоставимый вид). В процессе сопоставления анализируется качество информации и причины отклонений, определяется недоучет количества рабочих мест в отчетных данных организаций, принимается величина возможной корректировки.
Существующие в настоящее время методологические различия в формировании показателей занятости при проведении обследований организаций - юридических лиц и обследований населения касаются, в основном, состава категории занятого населения.
СХЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ КАТЕГОРИЙ,
ЗАНЯТЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ, ФОРМИРУЕМЫХ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
Обследования организаций
|
Обследование населения по проблемам занятости
|
|
1
|
2
|
3
|
Охватываемый период
|
В среднем за месяц, квартал, год
|
Ежемесячно - вторая неделя месяца. Данные формируются в среднем за год на основе 12 месячных выборок.
|
Методология определения
|
||
Лица, работающие по трудовым договорам:
|
||
основная работа
|
Средняя численность работников списочного состава - среднесписочная численность работников.
Исчисляется:
за месяц - путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней;
за период с начала года и за год - путем суммирования среднесписочной численности за все месяцы рассматриваемого периода и деления полученной суммы на число месяцев в периоде
|
Физические лица, выполнявшие в обследуемую неделю работу хотя бы 1 час в неделю, или имевшие работу, на которой временно отсутствовали
|
дополнительная работа
|
Средняя численность внешних совместителей - исчисляется пропорционально отработанному времени
|
Физические лица, выполнявшие в обследуемую неделю дополнительную работу хотя бы 1 час в неделю, или имевшие дополнительную работу, на которой временно отсутствовали
|
Лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера:
|
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется исходя из учета этих работников за каждый календарный день как целых единиц в течение всего срока действия договора
|
|
основная работа
|
Не выделяется
|
Физические лица, выполнявшие в обследуемую неделю работу хотя бы 1 час в неделю, или имевшие работу, на которой временно отсутствовали
|
дополнительная работа
|
Не выделяется
|
Физические лица, выполнявшие в обследуемую неделю дополнительную работу хотя бы 1 час в неделю, или имевшие дополнительную работу, на которой временно отсутствовали
|
Учет отдельных категорий
|
||
Лица, имевшие в организациях работу с неполной рабочей неделей по условиям договора
|
В соответствии с действующей методологией учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.
|
Физические лица, выполнявшие в обследуемую неделю работу хотя бы 1 час в неделю, или имевшие работу, на которой временно отсутствовали
|
Лица, имеющие работу, но отсутствующие в связи с отпуском:
|
||
по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет
|
Не включаются в среднесписочную численность
|
Включаются в число занятых
|
по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3 лет
|
Не включаются в среднесписочную численность
|
Не включаются в число занятых
|
Лица, привлекаемые на основе устной договоренности без оформления трудовых отношений
|
Не включаются в численность работающих
|
Включаются в число занятых
|
Помогающие члены семей
|
Не включаются в численность работающих
|
Включаются в число занятых
|
Лица, пребывающие в учреждениях, исполняющих наказание, и привлекаемые для работы в организациях
|
Учитываются в среднесписочной численности по дням явок на работу по тому виду экономической деятельности, к которому относится предприятие, использующее труд этой категории работающих
|
Не обследуются; при распространении итогов обследования на генеральную совокупность, включаются в число занятых той частью, которая соответствует доле занятых в структуре обследованного населения; по видам экономической деятельности распределяются пропорционально отраслевой структуре занятости обследованного населения
|
Аттестованный персонал организаций, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства
|
Частично охвачены наблюдением
|
Обследуются; включаются в число занятых
|
Религиозные деятели и персонал культовых учреждений, не имеющий духовного сана
|
Не охвачены наблюдением
|
Обследуются; включаются в число занятых
|
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
|
Не охвачены наблюдением
|
Начиная с 1999 года, включены в состав единиц наблюдения (по месту призыва или постоянного проживания); включаются в численность занятых по виду деятельности "деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности"
|
Военнослужащие, находящиеся на воинских должностях, проживающие в казармах и военных городках
|
Не охвачены наблюдением
|
Не обследуются; при распространении итогов обследования на генеральную совокупность включаются в число занятых той частью, которая соответствует доле занятых в структуре обследованного населения; по видам деятельности распределяются пропорционально отраслевой структуре занятости обследованного населения
|
Военнослужащие, находящиеся на воинских должностях и проживающие в домашних хозяйствах
|
Не охвачены наблюдением
|
Обследуются; включаются в численность занятых
|
В полном объеме процедура сопоставления данных о численности работающих по категориям, сформированных по итогам обследований организаций и обследования населения, и определение величин возможных корректировок выполняется при проведении расчетов совокупных затрат труда по укрупненным видам экономической деятельности в рамках расчета баланса затрат труда. При этом данные обследований населения и обследований организаций приводятся в сопоставимый вид.
В частности:
данные обследования населения о рабочих местах основной работы для категории работников, имевших в организациях работу по трудовым договорам, корректируются на различия определений (исключаются лица, отсутствовавшие на работе в обследуемую неделю в связи с отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет);
данные обследования населения о рабочих местах основной и дополнительной работы корректируются на различия охвата (исключаются отдельные категории работников организаций, не охваченные обследованием юридических лиц).
Из числа сведений о количестве работающих, полученных по итогам обследований организаций, приведению в сопоставимый вид подлежат следующие данные:
средняя численность внешних совместителей, так как в соответствии с действующей методологией внешние совместители учитываются не целыми единицами, а пропорционально отработанному времени. Для приведения в сопоставимый вид этой категории работающих условно применяется коэффициент 2,0;
среднесписочная численность работников, имевших в организациях работу с неполной рабочей неделей по условиям договора, так как в соответствии с действующей методологией эта категория работников при обследовании организаций также учитывается не целыми единицами, а пропорционально отработанному времени. В качестве источника информации для проведения соответствующей корректировки используются данные обследования населения по проблемам занятости.
Расчет затрат труда в рамках баланса затрат труда производится по "хозяйственным" видам деятельности по укрупненному перечню на уровне разделов (одна буква), подразделов (две буквы), классов (две цифры для разделов A, E, G, I, K, O). Всего - 87 позиций.
При расчете совокупных затрат труда по детализированному перечню видов экономической деятельности в целях отражения в базовых таблицах "затраты - выпуск" применяется следующий порядок оценки величины неучтенной и незарегистрированной рабочей силы в организациях - юридических лицах.
По данным обследования населения по проблемам занятости по прямым ответам наемных работников формируются данные о численности лиц, работавших на основной и дополнительной работе на основе устной договоренности. Данные формируются по детализированному перечню видов экономической деятельности, предусмотренному для "хозяйственных" видов.
Размер досчета на неполный охват работающих по трудовым договорам и дополнительная оценка работающих на основе устной договоренности (по основной и дополнительной работе) принимается на уровне досчета по укрупненным видам экономической деятельности, произведенного при составлении баланса затрат труда на основе сопоставительного анализа данных обследований организаций и обследований населения. Эти величины распределяются по детализированным видам экономической деятельности в рамках каждого укрупненного вида деятельности в соответствии с фактической структурой, сложившейся по данным формы П-4 по кругу организаций со средней численностью работников свыше 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, будут сформированы оценочные данные о количестве неучтенных и незарегистрированных рабочих мест основной и дополнительной работы в организациях (без малых предприятий) в классификации по хозяйственным видам деятельности по детализированному перечню.
3.1.3.1. Оценка недоучета рабочих мест в организациях -
юридических лицах (без малых предприятий)
Оценка недоучтенных рабочих мест в организациях без малых предприятий осуществляется в таблицах-векторах, разрабатываемых по хозяйственным видам экономической деятельности в соответствии с номенклатурой отраслей базовых таблицах "затраты - выпуск".
По видам работ формируется численность недоучтенных работников: работающих на основе устной договоренности по данным обследования рабочей силы (ОРС) и дополнительной оценки этой категории работников по данным расчетов баланса затрат труда (БЗТ), а также досчетов БЗТ на неполный охват работающих по трудовым договорам.
Итоговые данные по последним двум категориям распределяются исходя из структуры распределения численности неучтенных работников, работающих на основе устной договоренности по данным ОРС.
Полученное на основе расчетов общее количество работников, занятых на неучтенных рабочих местах, умножается на среднее время работы в организациях без малых предприятий по видам работ и определяется сумма фактически отработанного времени в год.
3.1.3.2. Оценка недоучета рабочих мест в малых предприятиях
и микропредприятиях
Размер досчета на неполный охват работающих по трудовым договорам и оценка работающих на основе устной договоренности (по основной и дополнительной работе) по кругу малых предприятий принимается на уровне досчета, произведенного для малых организаций при составлении баланса затрат труда по укрупненным видам экономической деятельности. Эти величины распределяются по детализированным видам экономической деятельности в рамках каждого укрупненного вида деятельности в соответствии со структурой, сложившейся после корректировки данных сплошного обследования малых предприятий на основе сопоставления с итогами выборочных наблюдений.
Таким образом, будут сформированы оценочные данные о количестве неучтенных рабочих мест основной и дополнительной работы в малых предприятиях (включая микропредприятия) в классификации по хозяйственным видам деятельности.
При оценке суммы отработанного времени работниками малых предприятий в качестве базовой величины принимается среднее время работы, сложившееся по хозяйственным видам деятельности для работников списочного состава и внешних совместителей в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Эти величины могут быть скорректированы на основе сопоставления с данными о среднем времени работы работников списочного состава и внешних совместителей - в организациях с численностью свыше 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, а также со средним временем работы работников списочного состава в малых предприятиях, полученным по итогам сплошного обследования малых и микропредприятий.
3.1.4. Оценка затрат труда помогающих членов семей
в организациях
При определении общей суммы затрат в организациях - юридических лицах учитываются затраты труда помогающих членов семей.
По данным обследования населения по проблемам занятости по видам работ определяется численность работающих, среднее время работы, сумма фактически отработанного времени за год. Для оценки достоверности полученных результатов приведены данные об отработанном времени данной категории занятых в БЗТ. Сравнительный анализ показателей отработанного времени, сформированных из двух источников, потребует проведения корректировок численности и среднего времени работы данной категории занятых.
3.2. Оценка количества рабочих мест и отработанного времени
в сфере предпринимательской деятельности без образования
юридического лица
Оценка количества рабочих мест и отработанного времени в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (включая фермерские хозяйства) производится по следующим категориям работающих:
индивидуальные предприниматели (включая партнеров);
помогающие члены семьи;
наемные работники;
лица, работающие на индивидуальной основе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Оценка количества рабочих мест в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица производится на основе сопоставления данных следующих источников информации:
сплошного обследования индивидуальных предпринимателей по форме N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя";
выборочного статистического наблюдения по форме N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" и N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность";
обследований населения по проблемам занятости.
По итогам сплошного и выборочного обследований индивидуальных предпринимателей формируются данные о численности индивидуальных предпринимателей, партнеров, помогающих членов семьи, наемных работников.
По итогам обследования населения по проблемам занятости формируются данные о численности индивидуальных предпринимателей (с регистраций и без регистрации деятельности), численности помогающих членов семьи, численности наемных работников по ответам самих наемных работников, оценка численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей по ответам индивидуальных предпринимателей. Эта информация формируется по основной и дополнительной работе.
В качестве базового источника информации при оценке количества рабочих мест индивидуальных предпринимателей, включая партнеров, принимаются данные сплошного обследования индивидуальных предпринимателей. На основе сопоставления этих данных с данными выборочного обследования индивидуальных предпринимателей определяются величины возможной корректировки данных сплошного обследования.
Далее на основе сопоставления скорректированных данных по итогам обследований индивидуальных предпринимателей с данными по итогам обследования населения определяется величина возможной корректировки.
В итоге определяется базовая величина численности индивидуальных предпринимателей, работающих с регистрацией предпринимательской деятельности. Распределение этой величины на тех, для кого предпринимательская деятельность является основной работой, и тех, для кого эта деятельность является дополнительной работой, производится с использованием данных обследования населения по проблемам занятости. Количество рабочих мест основной работы принимается на уровне данных обследования населения, которые при необходимости могут быть скорректированы, рабочие места дополнительной работы определяются как разница между базовой величиной и скорректированной величиной рабочих мест основной работы.
Оценка рабочих мест лиц, работающих на индивидуальной основе без регистрации деятельности, производится по данным обследования населения по проблемам занятости. При необходимости эти данные также могут быть скорректированы.
При оценке количества рабочих мест наемных работников в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица в качестве базового источника информации принимаются данные сплошного обследования индивидуальных предпринимателей. На основе сопоставления этих данных с данными выборочного обследования индивидуальных предпринимателей определяются величины возможной корректировки данных сплошного обследования. Распределение скорректированных данных на рабочие места основной и дополнительной работы производится с использованием доли основной работы, исчисленной по данным обследования населения по проблемам занятости.
Оценка численности наемных работников, не учтенных в обследованиях индивидуальных предпринимателей, производится на основе сопоставления скорректированных данных по итогам обследований индивидуальных предпринимателей, данных обследований населения по проблемам занятости, полученных по ответам самих наемных работников, и оценочных данных по ответам индивидуальных предпринимателей о количестве привлекаемых наемных работников.
В процессе сопоставления может быть выявлено, что по отдельным видам экономической деятельности оценочные данные о количестве наемных работников у физических лиц по ответам предпринимателей, сформированные по итогам обследования населения существенно превышают данные по ответам наемных работников. Если эта разница не может быть классифицирована как ошибка выборки, неточность определения отраслевой принадлежности места работы, или неточность классификации типа организации, то представляется обоснованным сделать предположение, что предприниматели используют труд наемных работников, место постоянного проживания которых находится за пределами Российской Федерации. В этих случаях может быть сделана оценка количества рабочих мест иностранных работников, работающих на территории страны.
При оценке количества рабочих мест помогающих членов семьи в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица в качестве базового источника информации принимаются данные сплошного обследования индивидуальных предпринимателей. На основе сопоставления этих данных с данными выборочного обследования индивидуальных предпринимателей определяются величины возможной корректировки данных сплошного обследования. Распределение скорректированных данных на рабочие места основной и дополнительной работы производится с использованием доли основной работы, исчисленной по данным обследования населения по проблемам занятости для данной категории занятых.
Оценка численности помогающих членов семьи, не учтенных в обследованиях индивидуальных предпринимателей, производится на основе сопоставления скорректированных данных по итогам обследований индивидуальных предпринимателей и данных обследований населения по проблемам занятости, полученных по ответам самих работников.
Для оценки суммы отработанных часов на рабочих местах индивидуальных предпринимателей, наемных работников, помогающих членов семьи используется величина среднего фактического времени работы для соответствующих категорий рабочих мест по результатам обследований населения по проблемам занятости по основной и дополнительной работе. При этом данные обследований населения по проблемам занятости при необходимости могут быть скорректированы.
Таким образом, формируются данные о количестве рабочих мест всех категорий работающих в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и данные о сумме фактически отработанного времени за год в этой сфере.
3.3. Оценка количества рабочих мест и отработанного времени
иностранных работников, временно пребывающих на территории
Российской Федерации
Осуществляется оценка количества рабочих мест и отработанного времени по основной работе иностранных работников, временно пребывающими на территории Российской Федерации в таблицах-векторах по хозяйственным видам экономической деятельности в соответствии с номенклатурой отраслей базовых таблиц "затраты - выпуск".
В качестве основного источника при оценке количества рабочих мест иностранных работников используются данные органов миграционной службы о численности иностранных граждан, имеющих официальное разрешение на работу на территории страны, или оформивших патенты на работу у физических лиц. Распределение этой численности по видам экономической деятельности производится на основе данных обследования населения по проблемам занятости о структуре рабочих мест основной работы иностранных граждан, постоянно проживающих в России. Кроме того, производится оценка численности иностранных граждан, работающих в качестве наемных работников в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах.
Наряду с оценкой иностранной рабочей силы, легально занятой на территории Российской Федерации, проводится оценка численности иностранных граждан, работающих без патентов и разрешения на работу. На основе анализа данных о легальной и нелегальной иностранной рабочей силы формируется принимаемая величина численности иностранной рабочей силы. Затем определяется сумма фактически отработанного времени иностранными работниками за год, при этом среднее время работы используется такое же, как для работников, занятых на основной работе в крупных и средних организациях - юридических лицах - с численностью свыше 15 человек.
3.4. Оценка количества рабочих мест и суммы фактически
отработанного времени в хозяйствах населения, занятого
производством продукции для продажи или обмена
Оценка затрат труда лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства и ее переработкой с целью продажи или обмена с другими домохозяйствами.
Проданной считается продукция, проданная по всем каналам: хлебоприемным и перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, населению на рынке, сельскохозяйственным организациям и т.п., а также подаренная, отданная в оплату за услуги, в оплату труда наемным работникам и т.п. (Методологические положения по проведению выборочного обследования населения по проблемам занятости, утвержденные приказом Росстата от 21 декабря 2010 г. N 452).
Предназначенная для этого таблица заполняется на основе прямых данных обследования населения по проблемам занятости о численности лиц, занятых на основной или дополнительной работе производством в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства и ее переработкой с целью продажи или обмена с другими домохозяйствами и сумме отработанного за неделю времени. При необходимости данные могут быть скорректированы.
При этом необходимо иметь в виду, что отражению подлежит деятельность, связанная с производством, заготовкой, добычей первичных продуктов и их последующей переработкой. Если в исходной информации имеются данные по другим видам экономической деятельности, то их необходимо исключить из таблицы или подключить к указанным выше видам экономической деятельности, если взаимосвязаны и обеспечивают производственный процесс или продажу продукции, произведенной в домашнем хозяйстве. Для этого вносятся соответствующие корректировки.
Оценка суммы отработанного за год времени на работах по производству в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства и ее переработке с целью продажи или обмена с другими домохозяйствами производится с применением величины среднего фактического времени работы в неделю, исчисленной по итогам обследования населения по проблемам занятости. Величина среднего фактического времени работы в неделю может быть при необходимости скорректирована.
3.5. Оценка количества рабочих мест и суммы отработанного
времени лиц, занятых в домашних хозяйствах производством
продукции для собственного использования
Производится оценка затрат труда лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства или ее переработкой для собственного использования.
Используются прямые данные обследования населения по проблемам занятости о численности лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для собственного использования и сумме отработанного ими времени в неделю, которые формируются на основе базы микроданных обследования населения по проблемам занятости.
При необходимости осуществляется корректировка данных обследования населения по проблемам занятости о численности лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для собственного использования. При этом необходимо иметь в виду, что отражению подлежит деятельность по производству, заготовке, добыче только первичных продуктов и их последующей переработке. Кроме того, может быть отражена деятельность по строительству собственного жилья и других построек собственными силами или капитальному ремонту собственного жилья. Если в исходной информации имеются данные по другим видам экономической деятельности, то их необходимо исключить из таблицы или подключить к указанным выше видам экономической деятельности, если эти деятельности взаимосвязаны и обеспечивают производственный процесс.
Оценка суммы отработанного за год времени на работах по производству в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства или ее переработке для собственного использования производится с применением величины среднего фактического времени работы в неделю, исчисленной по итогам обследования населения по проблемам занятости.
Величина среднего фактического времени работы в неделю может быть при необходимости скорректирована.
IV. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАСЧЕТА СОВОКУПНЫХ ЗАТРАТ
ТРУДА ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ В БАЗОВЫХ ТАБЛИЦАХ "ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК"
Для выполнения расчетов затрат труда по производству товаров и услуг на всех видах работ на основе интеграции данных, получаемых из различных источников, разработан статистический инструментарий, который представляет систему взаимоувязанных статистических таблиц.
Учитывая, что совокупные затраты труда для составления базовых таблиц "затраты - выпуск" предоставляются как по "хозяйственным", так и по "чистым" видам деятельности, выходные таблицы с показателями совокупных затрат труда предусмотрены в форме матриц.
Система статистических таблиц включает:
таблицы, которые заполняются отчетными данными о количестве рабочих мест и отработанном времени по результатам обследований организаций - юридических лиц;
таблицы, заполняемые данными по итогам обследований индивидуальных предпринимателей;
таблицы, которые заполняются данными о занятости и отработанном времени по видам экономической деятельности и видам работ по материалам обследований населения по проблемам занятости;
таблицы, которые предназначены для интеграции данных, получаемых из различных источников, и оценки интегрированных показателей затрат труда по категориям рабочих мест и видам работ;
таблицы, в которых интегрированные показатели затрат труда по видам работ представлены в виде матриц распределения на "чистые" и "хозяйственные" виды деятельности;
таблицы, в которых оценки выходных показателей совокупных затрат труда формируются путем свода матриц с интегрированными показателями по видам работ;
выходные матрицы, в которых показатели совокупных затрат труда распределяются по "чистым" и "хозяйственным" видам экономической деятельности, необходимыми для составления таблиц "затраты - выпуск".
В приложении представлены макеты таблиц:
- Сводные данные о количестве рабочих мест и сумме отработанного времени по типам предприятий, формируемые в рамках расчета совокупных затрат труда для таблиц "затраты - выпуск;
- Схема матрицы, например, отработанного времени на всех видах работ по производству товаров и услуг.
Наиболее предпочтительными представляются матрицы, сформированные по отдельным показателям на основе ПК ГД-ПТК (Программного комплекса, обеспечивающего создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу), так как в рамках данной системы производится согласование отчетных данных по труду и производству.
V. АНАЛИЗ КОРРЕКТНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ
После формирования всех таблиц необходимо оценить корректность полученных данных. Для этого необходимо проанализировать данные выходной таблицы, в которой формируются сводные данные о количестве рабочих мест и сумме отработанного времени по типам предприятий и формам занятости в рамках расчета совокупных затрат труда для таблиц "затраты - выпуск", и сравнить их с итоговыми данными, рассчитанными в рамках баланса затрат труда. Величины показателей должны быть близки. В случае больших отклонений необходимо проверить расчетные таблицы по типам предприятий и формам занятости, где эти отклонения выявлены.
В частности, проверить правильность корректировок, переноса, восстановления пропущенных значений (среднего времени, процентной доли), проверить наличие в выходных и суммируемых показателях значений со знаком минус, наличие формул в ячейках для суммирования граф, строк и таблиц.
Если полученные данные вызывают сомнение, то необходимые корректировки следует вносить не в выходных таблицах, а в соответствующих расчетных таблицах.
VI. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
И ЗАТРАТ ТРУДА
Сопоставление показателей проводится отдельно по группировкам:
организаций - юридических лиц;
домашних хозяйств.
По организациям - юридическим лицам сопоставление показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда проводится по крупным и средним организациям и отдельно по малым предприятиям и микропредприятиям.
Далее сопоставление показателей проводится внутри крупных и средних организаций: по сектору нефинансовых корпораций, сектору финансовых корпораций, сектору государственного управления и сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Сопоставление показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда внутри группировки домашних хозяйств проводится отдельно по индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, отдельно по домашним хозяйствам населения, занятого производством продукции и услуг для реализации и отдельно по домашним хозяйствам населения, занятого производством продукции и услуг для собственного потребления.
Сравнительный анализ показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда следует проводить в два этапа. Такой анализ был проведен по данным за 2011 год.
На первом этапе выясняются причины отсутствия одного из показателей по конкретному виду экономической деятельности.
Так, по сектору нефинансовых корпораций при наличии значений показателя выпуска продукции (услуг) отсутствуют данные по показателю затрат труда по видам деятельности с кодами 02.01.2, 36.63.3, 36.63.5, 66, 67, 95. В то же время при наличии значений показателя затрат труда отсутствуют данные по выпуску продукции (услуг) по видам деятельности с кодами (65.1 и 65.2).
По сектору финансовых корпораций при наличии значений показателя затрат труда имеется отсутствие данных по показателям выпуска продукции (услуг) по видам деятельности с кодами 24.15, 40.11, 40.12, 40.13.1, 40.30.2, 45.21.01, 51.2, 51.08.09, 52.04.05, 70.20.2, 70.32.1, 71.3, 72, 73, 74.08, 75.1, 75.3, 92.5.
Сопоставительный анализ показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда на первом этапе позволил сделать вывод, что отсутствие значения показателя выпуска продукции (услуг) при наличии значения показателя затрат труда может быть объяснимо несколькими причинами:
ошибками в кодировании вида деятельности, к которому отнесено значение показателя выпуска продукции (услуг); отсутствие заказов на выполнение объемов работ (осуществляются текущие затраты труда, а заказов на выполнение объемов работ нет, или заказы выполняются неучтенными работниками и в регистрируемых объемах работ они не учитываются).
Отсутствие значения показателя затрат труда при наличии значений показателя выпуска продукции (услуг) может быть вызвано следующими причинами: ошибки в кодировании вида деятельности, к которому отнесено значение показателя затрат труда, оказание услуг без каких-либо затрат труда, и, наконец, затраты труда осуществляются неучтенными работниками, отражаемыми в ненаблюдаемой экономике, а выпуск продукции (услуг) учитывается в легальной экономике.
На втором этапе, при наличии обоих показателей по конкретному виду деятельности, проводится сравнительный анализ структуры и величины значений выпуска продукции (услуг) в расчете на единицу затрат труда.
В качестве единицы затрат труда используется один человеко-час или один условный работник. Последний определяется как количество отработанных человеко-часов, деленное на нормативную продолжительность полного рабочего дня. В соответствии с рекомендациями Международной организацией труда (МОТ) эта величина составляет 1920 часов в год или 160 часов в месяц.
Определяются причины структурных расхождений между этими показателями, когда по конкретному виду экономической деятельности доля затрат труда не соответствует, причем в значительной степени, доле выпускаемой продукции (услуг). Следствием такого несоответствия могут являться очень высокие или, наоборот, крайне низкие значения выпуска продукции (услуг) в расчете на единицу затрат труда.
Так, по сектору финансовых корпораций структура показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда, расчет показателя выпуска продукции на единицу затрат труда, исчисленного в человеко-часах и условных работниках, складывается следующим образом (по основным позициям):
КОДЫ ОКВЭД
|
СТРУКТУРА, %
|
ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ К ЗАТРАТАМ ТРУДА В ГОД, рублей
|
||
по выпуску продукции
|
по затратам труда
|
на 1 человеко-час
|
на 1 условного работника
|
|
65.1
|
75,3
|
72,1
|
1430
|
2746028
|
65.2
|
7,6
|
2,9
|
3572
|
6857913
|
66
|
15,6
|
22,4
|
954
|
1832638
|
67
|
1,4
|
1,3
|
1429
|
2742212
|
Перекосы в структуре показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда, а также в расчетах значений выпуска продукции (услуг) на единицу затрат труда может быть вызвано различиями в кодировании этих показателей по видам экономической деятельности, отсутствием или недостаточным размером заказов на выпуск продукции и услуг, в то время как необходимо в постоянных размерах осуществлять текущие затраты труда.
Причиной несоответствия структурных и абсолютных значений показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда может являться степень включения в расчеты этих показателей по зарегистрированной экономике значений выпуска продукции (услуг) и затрат труда, осуществляемых неучтенной занятостью. В основном это касается сектора нефинансовых корпораций.
При этом может быть два варианта развития ситуации:
первый вариант - выпуск продукции (услуг), созданной в ненаблюдаемой экономике, может быть включен в расчеты этого показателя по официально зарегистрированной деятельности, а затрат труда нет. Тогда в легальном секторе выпуск продукции (услуг) по структуре превысит затраты труда и будут рассчитаны высокие значения выпуска продукции (услуг) на единицу затрат труда;
второй вариант - выпуск продукции (услуг), созданный в ненаблюдаемой экономике, не включается в легальную экономику, а неучтенные затраты труда частично или полностью включается в легальный сектор корпораций. Тогда имеется перекос структурных значений в пользу показателя затрат труда и крайне малые значения показателя выпуска продукции (услуг) на единицу затрат труда.
Таким образом, включение досчетов по выпуску продукции (услуг) и затрат труда на неучтенное производство и занятость значительно улучшают общие расчеты этих показателей по секторам экономики и типам предприятий. Для этого необходимо, чтобы разрезы разработки показателей выпуска продукции (услуг) и затрат труда были едиными как для легальной, так и ненаблюдаемой экономики.
Приложение N 1
к Методологии
Сводные данные
о количестве рабочих мест и сумме отработанного времени
по типам предприятий
Показатель: количество рабочих мест, сумма отработанного времени Тип предприятия: все типы Вид работы: все виды работ Статус работника: все работники Территория: Российская Федерация Разрез разработки виды экономической деятельности, институциональные сектора
N строки
|
По данным расчета для таблиц "затраты - выпуск"
|
||||||
Количество рабочих мест, единиц
|
Сумма отработанного времени за год всего, человеко-часов
|
||||||
всего
|
основная работа
|
дополнительная работа
|
всего
|
основная работа
|
дополнительная работа
|
||
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Всего
|
1
|
||||||
Организации - юридические лица
|
2
|
||||||
1.1. Организации без малых и микропредприятий
|
3
|
||||||
1.1.1. Организации с численностью работников свыше 15 человек
|
4
|
||||||
Работники списочного состава
|
5
|
||||||
Внешние совместители (исходя из отработанного времени)
|
6
|
||||||
Внешние совместители (физические лица)
|
7
|
||||||
Лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера
|
8
|
||||||
1.1.2. Организации с численностью работников до 15 человек
|
9
|
||||||
Работники списочного состава
|
10
|
||||||
Внешние совместители (исходя из отработанного времени)
|
11
|
||||||
внешние совместители (физические лица)
|
12
|
||||||
Лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера
|
13
|
||||||
1.1.3. Организации, отчитывающиеся по форме 1-Т
|
14
|
||||||
Работники списочного состава
|
15
|
||||||
1.1.4. Оценка численности работников, не охваченных статистическим наблюдением (физические лица)
|
16
|
||||||
Всего неучтенных работников
|
17
|
||||||
Лица, работающие по трудовым договорам
|
18
|
||||||
Лица, работающие без оформления трудовых отношений
|
19
|
||||||
Помогающие члены семей
|
20
|
||||||
Досчет работающих неполный рабочий день по условиям договора
|
21
|
||||||
1.2. Малые и микропредприятия, всего включая неучтенных работников
|
22
|
||||||
Работники списочного состава
|
23
|
||||||
Внешние совместители (физические лица)
|
24
|
||||||
Лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера
|
25
|
||||||
1.2.1. Малые и микропредприятия по данным обследований
|
26
|
||||||
Работники списочного состава
|
27
|
||||||
Внешние совместители (исходя из отработанного времени)
|
28
|
||||||
Внешние совместители (физические лица)
|
29
|
||||||
Лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера
|
30
|
||||||
1.2.2. Оценка неучтенных работников в малых и микропредприятиях (физические лица)
|
31
|
||||||
Лица, работающие по трудовым договорам
|
32
|
||||||
Лица, работающие без оформления трудовых отношений
|
33
|
||||||
2. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица (включая фермерские хозяйства)
|
34
|
||||||
индивидуальные предприниматели и лица, работающие на индивидуальной основе
|
35
|
||||||
наемные работники
|
36
|
||||||
помогающие члены семьи
|
37
|
||||||
2.1. По данным обследований индивидуальных предпринимателей (включая фермерские хозяйства)
|
38
|
||||||
индивидуальные предприниматели и лица, работающие на индивидуальной основе
|
39
|
||||||
наемные работники
|
40
|
||||||
помогающие члены семьи
|
41
|
||||||
2.2. Оценка незарегистрированной деятельности
|
42
|
||||||
лица, работающие на индивидуальной основе
|
43
|
||||||
наемные работники
|
44
|
||||||
помогающие члены семьи
|
45
|
||||||
3. Работа иностранных граждан, временно пребывающих на территории страны
|
46
|
||||||
работают на основе разрешений на работу и патентов
|
47
|
||||||
оценка численности работающих без разрешений
|
48
|
||||||
4. Производство продукции в хозяйствах населения для продажи или обмена
|
49
|
||||||
5. Производство продукции в хозяйствах населения для собственного использования
|
50
|
Приложение N 2
к Методологии
СХЕМА
МАТРИЦЫ СУММЫ ОТРАБОТАННОГО ВРЕМЕНИ НА ВСЕХ ВИДАХ РАБОТ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Показатель: сумма отработанного времени - человеко-часов Тип предприятия: все типы Вид работы: все виды работ Статус работника: все работники Территория: Российская Федерация Разрез разработки институциональные сектора
"хозяйственный" вид деятельности
|
код ОКВЭД
|
ВСЕГО
|
||||||||||
"чистый" вид
деятельности
|
наименование
|
|||||||||||
код ОКВЭД
|
наименование
|
по всем строкам: сумма значений входящих граф
|
||||||||||
ВСЕГО
|
по всем графам: сумма значений входящих строк
|
Суммы значений входящих строк и граф в данной клетке должны быть равны
|