3.3.2. Распространение на генеральную совокупность

3.3.2. Распространение на генеральную совокупность

В целях распространения на генеральную совокупность полученных данных следует провести статистическое взвешивание итогов обследования. Взвешивание результатов пограничного обследования производится путем присвоения соответствующего веса каждой отдельной единице наблюдения - посетителю-нерезиденту. Индивидуальный вес, рассчитанный для каждого обследованного нерезидента, вводится в базу индивидуальных данных в качестве множителя распространения.

Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации ежеквартально и ежегодно после получения официальной статистической информации о числе въездных поездок иностранных граждан в Россию.

В состав основных разрабатываемых абсолютных показателей включаются следующие показатели:

1) общая численность посетителей-нерезидентов, совершивших поездки по территории Российской Федерации, в том числе:

численность туристов;

численность экскурсантов;

численность иностранных граждан, работавших по найму у российских резидентов;

численность прочих категорий посетителей-нерезидентов;

2) численность иностранных туристов в следующих разрезах:

цель поездки;

вид международного транспортного сообщения, использованного для отъезда из Российской Федерации;

тип средства размещения на территории Российской Федерации;

длительность туристской поездки;

основной регион посещения на территории Российской Федерации;

3) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации на потребительские товары, услуги и ценности, приобретаемые ими на внутреннем рынке, а также на приобретение пакетных туров в части услуг, предоставляемых в Российской Федерации;

4) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации по отдельным разделам Классификации основных продуктов (КОП), перечисленным в разделе 4;

5) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе целей пребывания;

6) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе основных регионов посещения;

7) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе зарубежных стран, откуда прибывает основная часть туристов;

8) объем потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе их гражданства;

9) объем расходов иностранных туристов на оплату услуг российских перевозчиков (по видам международного транспортного сообщения).

В состав основных разрабатываемых относительных показателей включаются следующие показатели:

1) средние суточные потребительские расходы иностранного туриста на внутреннем рынке Российской Федерации;

2) суточные потребительские расходы иностранного туриста на внутреннем рынке Российской Федерации в следующих разрезах:

страна постоянного проживания;

цель поездки;

вид международного транспортного сообщения, использованного для отъезда из Российской Федерации;

тип средства размещения на территории Российской Федерации;

длительность туристской поездки;

основной регион посещения на территории Российской Федерации;

3) структура потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации на потребительские товары, услуги и ценности, приобретаемые ими на внутреннем рынке, а также на приобретение пакетных туров в части услуг, предоставляемых в Российской Федерации в разрезе:

целей поездки;

продолжительности пребывания;

стран постоянного проживания туристов;

4) структура потребительских расходов иностранных туристов на внутреннем рынке Российской Федерации по разделам КОП, перечисленным в разделе 4, в разрезе:

целей поездки;

продолжительности пребывания;

стран постоянного проживания туристов;

5) частотное распределение основных метрических переменных (средние расходы, средняя продолжительность поездки) в соответствии с полом, возрастом и образовательным уровнем иностранных туристов;

6) распределение оценок иностранных туристов качества оказанных им услуг на территории Российской Федерации.

Распространение результатов выборочного пограничного обследования на генеральную совокупность осуществляется путем присвоения соответствующего веса каждой отдельной единице наблюдения - посетителю-нерезиденту. Индивидуальный вес, рассчитанный для каждого обследованного нерезидента, вводится в базу индивидуальных данных в качестве множителя распространения.

Интегральный индивидуальный весовой коэффициент определяется как произведение следующих частных весовых коэффициентов:

а) коэффициента, определяемого характером расслоения выборки;

б) коэффициента, зависящего от соотношения официальных данных о мощности пассажиропотоков и числа опрошенных на каждом из пунктов проведения обследования;

в) коэффициента, позволяющего учесть пассажиропоток нерезидентов в пограничных пунктах и транспортных терминалах, не охваченных в ходе проведения обследования.

В разрезе способов пересечения границы (по видам транспорта) по каждому из пунктов проведения обследования на первом этапе рассчитывается следующий весовой коэффициент ():

, (3.1)

где:

- отношение числа прибытий иностранных граждан через i-й пункт проведения обследования к общему числу прибытий иностранных граждан j-м видом транспорта за k-й квартал;

- отношение числа зафиксированных отбытий иностранных граждан через i-й пункт проведения обследования к общему числу отбытий иностранных граждан j-м видом транспорта за число дней проведения обследования по данным опроса;

j = 1 (автомобильный транспорт);

j = 2 (авиационный транспорт);

j = 3 (морской транспорт);

j = 4 (железнодорожный транспорт);

j = 5 (прибытие пешком, на велосипеде);

i = 1, 2, ..., 22 для автомобильных пунктов пограничного пропуска и автовокзалов с международным сообщением;

i = 1, 2, ..., 10 для международных аэропортов;

i = 1, 2, 3 для пассажирских морских портов с международными отправлениями;

i = 1, 2, ..., 7 для железнодорожных вокзалов с международным сообщением;

i = 1, 2, 3, 4 для пешеходных пунктов пограничного пропуска.

, (3.2)

где:

- число прибытий иностранных граждан через i-й пункт проведения обследования j-м видом транспорта за k-й квартал;

- число прибытий иностранных граждан j-м видом транспорта за k-й квартал.

, (3.3)

где:

- шаг отбора на i-м пункте проведения обследования j-го вида транспорта;

- отношение числа часов проведения обследования на i-м пункте проведения обследования j-го вида транспорта к общему числу часов работы пропускного пункта, либо к числу часов, в течение которых осуществляются отбытия международных рейсов.

На втором этапе рассчитывается частный коэффициент (), позволяющий учесть пассажиропоток нерезидентов в пограничных пунктах и транспортных терминалах, не охваченных в ходе проведения обследования. Для этого используется следующая формула:

, (3.4)

где:

- число прибытий иностранных граждан через i-й пункт проведения обследования j-м видом транспорта за k-й квартал;

- число прибытий иностранных граждан j-м видом транспорта за k-й квартал;

n - номер пункта проведения опроса по j-му виду транспорта.

На третьем этапе определяется частный весовой коэффициент (), позволяющий определить вероятность попадания в выборку респондента в зависимости от его/ее гражданства и используемого вида транспортного средства. Для этого используется следующая формула:

, (3.5)

где:

- доля граждан c-той страны, прибывших в Российскую Федерацию j-м видом транспорта в k-ом квартале по данным Росстата;

- доля граждан c-той страны, прибывших в Российскую Федерацию j-м видом транспорта в k-ом квартале по данным пограничного обследования;

c = 1, 2, ..., 10 - первые 10 стран по величине прибытий в Российскую Федерацию их граждан j-м видом транспорта в k-м квартале;

c = 11 - прочие страны.

, (3.6)

где:

- число прибытий граждан c-той страны, прибывших в Российскую Федерацию j-м видом транспорта в k-ом квартале.

, (3.7)

где:

- число отбытий граждан c-той страны из Российской Федерации j-м видом транспорта в k-ом квартале по данным обследования;

- общее число отбытий иностранных граждан из Российской Федерации j-м видом транспорта в k-ом квартале по данным обследования.

На заключительном этапе производится распространение результатов обследования на генеральную совокупность. Для этого используется следующая формула:

, (3.8)

где:

- итоговый весовой коэффициент, присваиваемый анкете, соответствующей признакам k, j, i, c;

Q - обратное выборочное отношение (отношение объема генеральной совокупности к объему выборки).

Для оценки точности полученных результатов выборочного обследования используются следующие характеристики:

1) стандартная ошибка выборки (коэффициент вариации) - представляет собой среднеквадратическое отклонение возможных значений выборочной средней от средней генеральной совокупности. Стандартная ошибка выборки показывает абсолютную величину отклонения выборочной оценки от значения параметра в генеральной совокупности;

2) относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации) является производной величиной и определяется как отношение величины стандартной ошибки выборки к выборочной оценке параметра. Данный показатель дает представление о том, на сколько процентов выборочная оценка может отклоняться от значения параметра в генеральной совокупности;

3) величина доверительного интервала представляет собой интервальную оценку, в пределах которой заключено истинное значение параметра генеральной совокупности.

Для категориальных переменных (например, доли туристов среди всех иностранных посетителей) рекомендуется использовать зависимости, связанные с оценкой доли распространения признака. В этом случае рассчитывается максимальная относительная ошибка выборки, которая зависит от фактической доли распространения признака по данным выборочного обследования, объема выборки и выбираемого значения надежности предсказания генеральной средней, определяющего вероятность того, что выборочное среднее будет лежать в пределах выбранного доверительного интервала.

Обследование проводится путем анкетирования иностранных туристов. Анкета статистического обследования и указания по ее заполнению приведены в приложении N 3.