2.3. Объем выборки

2.3. Объем выборки

Объем выборки определяется в зависимости от заданной точности по показателю - доля респондентов - посетителей туристских объектов, относящихся к категориям "турист" или "экскурсант".

Ввиду того, что предлагаемое обследование будет носить форму единовременного однодневного опроса (для исключения двойного счета посетителей), необходимо определить численность посетителей в расчете на один день посещения. Следовательно, объем генеральной совокупности рассчитывается путем деления общего числа посещений туристских объектов на число рабочих дней их функционирования.

Для музеев, зоопарков (зоосадов) и визит-центров в государственных природных заповедниках и национальных парках среднее число дней работы в году должно быть принято равным 300 дням (из расчета одного выходного дня в неделю и одного санитарного дня в месяц). Для экотроп и маршрутов, функционирующих на территории государственных природных заповедников и национальных парков, среднее число дней работы в году должно быть равным 150 дням (принимая во внимание выраженную сезонность посещений).

Генеральная совокупность посетителей туристских объектов должна быть разбита на две совокупности. Первая из них включает посетителей музеев федерального и местного ведения, а также посетителей зоопарков (зоосадов). Вторая совокупность включает посетителей государственных природных заповедников и национальных парков. Различия между данными совокупностями с точки зрения заданных параметров выборки состоят в заданных значениях относительной ошибки и доли признака.

Различия в заданных значениях относительной ошибки обусловлены спецификой совокупности государственных природных заповедников и национальных парков. При величине ошибки выборки в размере 2% расчетный объем выборки по данному типу туристских объектов превосходит число посетителей данных туристских объектов, которые физически могут быть опрошены, исходя из времени проведения интервью и шага опроса. С учетом данного факта принято решение об увеличении значения параметра относительной ошибки выборки по данному типу туристских объектов с 2% до 3%.

Различия в заданных значениях доли признака носят концептуальный характер. Для музеев федерального и местного ведения, а также зоопарков (зоосадов) сформулировать гипотезу о соотношении численности их посетителей в дихотомическом варианте - "туристы (экскурсанты)"/"местные резиденты" - не представляется возможным.

При определении объема выборки в случае бинарных переменных используется равновероятные исходы событий, предполагающие максимальную степень дисперсии дихотомической переменной. Вероятность того, что в генеральной совокупности посетителей туристских объектов соотношение численности туристов (экскурсантов) и местных резидентов составит 1:1 равняется 1/2 (соответственно, доля признака w = 0,5).

Исходя из предположения, что подавляющая часть посетителей государственных природных заповедников и национальных парков данных туристских объектов относятся к туристам (экскурсантам), долю признака (w) можно установить на уровне 0,9. Это означает, что предположительно в генеральной совокупности посетителей государственных природных заповедников и национальных парков соотношение численности туристов (экскурсантов) и местных резидентов составляет 9:1.

Общим для обеих совокупностей туристских объектов является установленный уровень надежности (99,7%). Это означает, что в 997 случаях их 1000 выборочное значение удельного веса численности туристов (экскурсантов) в общей численности посетителей туристских объектов любого типа будет лежать в диапазоне среднего значения по выборке плюс/минус значение заданной относительной ошибки выборки по каждой из совокупностей.

Величина предельной численности опрашиваемых на учетном участке за день определяется с учетом возможностей интервьюера:

среднее время проведения одного интервью на учетном участке: 10 минут;

среднее число опрашиваемых за один час - 5 человек;

среднее время проведения опроса на учетном участке - 6 часов.

При определении количества учетных участков для музеев федерального ведения расчет необходимо производить из предпосылки работы двух интервьюеров на участке, а для зоопарков (зоосадов) - трех интервьюеров.