Глава 5. Сложные вопросы от респондентов

Глава 5. Сложные вопросы от респондентов

Как показывает практика, основной трудностью, с которой могут столкнуться интервьюеры при проведении опроса в рамках выборочного наблюдения, является высокий уровень заинтересованности респондентов в проводимом мероприятии и, в связи с этим, их стремление задать как можно больше вопросов интервьюеру. Помните, что при общении с респондентами необходимо быть вежливыми, тактичными, гибкими и терпеливыми - тогда даже самый неудачный ответ на вопрос респондента не испортит его впечатление от встречи с вами. Рассмотрим далее примеры возможных вопросов и предполагаемые варианты ответов на них.

5.1. О базовых таблицах "затраты-выпуск"

Что такое базовые таблицы "затраты-выпуск"?

Таблицы "затраты-выпуск" представляют собой систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики страны в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции.

Эти таблицы являются мощным аналитическим средством, используемым органами власти для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики. Базовые таблицы "затраты-выпуск" необходимы для получения более точных и сбалансированных оценок валового внутреннего продукта.

В советское время эти таблицы, называемые межотраслевыми балансами, также разрабатывались на регулярной основе с 1959-го по 1987 год. Последние базовые таблицы "затраты-выпуск" были разработаны за 1995 год. Эти таблицы были впервые построены на принципиально новой методологии системы национальных счетов, соответствующей рыночной экономике. Однако номенклатуры отраслей и продукции в этих таблицах базировались на действующем в тот момент Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства, который на сегодняшний день устарел.

Почему разработка базовых таблиц не велась с 1995 года?

На это было несколько причин. Во-первых, эту работу можно выполнять только тогда, когда экономика находится в относительно устойчивом состоянии и в период подготовительных работ не меняются информационные и методологические основы. На протяжении всех последних лет происходили существенные изменения в институциональной структуре экономики, сопровождавшиеся довольно высокой инфляцией. Совершенствовалась нормативно-правовая база функционирования экономики, вносились изменения в налоговое законодательство, принимались законы о малом бизнесе и т.д. В организации статистического учета происходили революционные преобразования в программах статистических наблюдений, внедрялись новые классификаторы видов деятельности и продукции по видам деятельности. Сегодняшнее относительно стабильное состояние экономики и законодательного поля позволяет сформировать базовые таблицы "затраты-выпуск" и осуществить их информационное обеспечение.

Как будут использоваться базовые таблицы?

Базовые таблицы "затраты-выпуск" - это, прежде всего, эффективный инструмент для осуществления прогнозирования и выработки экономической политики. Они позволяют проводить сценарные расчеты развития экономики и осуществлять оценку влияния на нее различных факторов, таких как снижение импорта, рост цен на отдельные виды продукции, изменение ставок налогов, увеличение конечного спроса на отдельные товары и услуги и т.д.

Разве не хватает имеющейся информации для создания базовых таблиц? Зачем нужно проводить дополнительное обследование?

Имеющаяся статистическая отчетность, несмотря на ее всеобъемлющий характер и широкий круг наблюдаемых показателей, недостаточна для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск".

Для получения этих данных и проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов.

5.2. Актуальность, цели и задачи выборочного федерального статистического наблюдения

С какой целью проводится выборочное наблюдение за затратами?

Одной из главных целей выборочного наблюдения является информационное обеспечение разработки базовых таблиц "затраты-выпуск".

Разработка базовых таблиц осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 201-р.

В п. 1 распоряжения Росстату поручено:

- в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей разработать базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год;

- осуществлять разработку базовых таблиц "затраты-выпуск" на регулярной основе 1 раз в 5 лет.

На основании каких нормативно-правовых актов проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение?

Выборочное наблюдение проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 201-р, "Программой работ по проведению сплошного наблюдения и выборочного наблюдения в целях информационного обеспечения разработки базовых таблиц "затраты-выпуск", утвержденной Министерством экономического развития РФ 30 ноября 2009 года.

В какие сроки проводится выборочное наблюдение?

Выборочное наблюдение будет проведено во II квартале 2012 года (по итогам за 2011 год) согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 201-р.

Данные по показателям выборочного наблюдения от респондентов собираются по итогам за 2011 год в целом.

Для чего нужна статистическая информация?

Статистическая информация необходима государству, органам местного самоуправления и предпринимателям. Детализированные данные об экономическом положении в стране, в отдельных регионах, муниципальных районах, населенных пунктах - это та информационная база, на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения. Эта информация нужна органам власти для совершенствования налоговой, таможенной, инвестиционной политики.

Например, одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономики является фискальная политика. Действительно ли высока налоговая нагрузка на производителей? Чтобы оценить ее уровень, надо знать, в каком состоянии находится та или иная отрасль. И эту информацию даст выборочное наблюдение. Не исключено, что, когда будут разработаны таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год и проведен всесторонний анализ структурных пропорций в экономике, могут быть приняты решения в отношении изменения налоговых ставок.

Точно так же, как органам власти, статистическая информация требуется и предпринимателям для планирования развития своего бизнеса. Так, в США и других развитых странах крупные корпорации заказывают разработку концепции своего развития на основе анализа перспектив развития рынка и его отдельных секторов по модели межотраслевого взаимодействия (метод "затраты-выпуск").

Проводятся ли в других странах подобные наблюдения?

Да. Например, в США систематически проводятся обследования отраслей национального хозяйства, называемые "цензами". Эти наблюдения охватывают все предприятия экономики и проводятся один раз в пять лет. В промежутках между ними проводятся ежегодные выборочные обследования для уточнения данных.

5.3. Процедурные и технические вопросы

Кто является участником выборочного наблюдения?

В выборочном федеральном статистическом наблюдении примут участие различные категории хозяйствующих субъектов - коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.

Как отбирались индивидуальные предприниматели для участия в наблюдении?

Для участия в наблюдении отобрано 6% индивидуальных предпринимателей. Базой для проведения отбора являются уточненные списки индивидуальных предпринимателей, полученные по данным сплошного наблюдения малого предпринимательства, проведенного Росстатом в 2010 году. При отборе индивидуальных предпринимателей использовался метод расслоенной случайной выборки с пропорциональным отбором.

Какие сведения нужно будет предоставить?

Вопросники для индивидуальных предпринимателей содержат информацию о выручке от продажи товаров, работ, услуг и отдельных видах расходов на производство и продажу продукции (расходах на приобретение семян, кормов, минеральных удобрений, сырья и материалов, топлива, комплектующих изделий и т.д., на оплату различных видов услуг сторонних организаций).

Нотариусы и адвокаты должны предоставить информацию о доходах от нотариальной/адвокатской деятельности и расходах на ее осуществление по видам (бумага, офисная техника, арендная плата, оплата услуг связи и др.).

Обязан ли я предоставлять свои данные интервьюеру?

Поскольку привлекаемые Федеральной службой государственной статистики интервьюеры являются представителями официального статистического учета, предоставлять данные обязательно. Это закреплено Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 620).

В соответствии со статьей 8 п. 3 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

Что будет, если я не предоставлю свои данные интервьюеру?

Первичные статистические данные предоставляются хозяйствующими субъектами в обязательном порядке. Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях в статье 13.19 "Нарушение порядка представления статистической информации". Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. После этого респондент все равно будет обязан предоставить информацию.

Можно ли не отвечать на все вопросы?

Программа проведения выборочного федерального статистического наблюдения предполагает получение ответов на все вопросы форм статистического наблюдения. Только в этом случае государственная политика, разрабатываемая на их основе, будет эффективной. Тем не менее, в случае, если Вы не ответите на какой-либо вопрос, никакие санкции к Вам применяться не будут.

Нужно ли предъявлять документы, подтверждающие предоставленные сведения?

Нет, документов, подтверждающих приведенную информацию, предъявлять не нужно.

Почему в форму включены только такие виды затрат?

В форме предусмотрены все основные виды затрат. Давайте вместе разберемся, каким образом в данной форме можно отразить затраты, связанные с ведением Вашего бизнеса.

Почему именно я принимаю участие в выборочном наблюдении?

Вы принимаете участие в выборочном наблюдении, потому что Вы попали в выборку, сформированную Федеральной службой государственной статистики.

Как будет контролироваться точность и достоверность информации, которую я предоставляю?

Точность данных - это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Для выявления и устранения ошибок может применяться арифметический и логический контроль собранного материала.

Логический контроль заключается в проверке ответов путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками. Примером логического контроля может быть сравнение выручки и затрат на производство. Как правило, выручка всегда больше затрат.

Арифметический контроль основывается на использовании количественных связей между различными показателями. Например, в форме для индивидуального предпринимателя показатель строки 04 должен быть больше суммы показателей строк 05 - 13, показатель строки 03 равен сумме показателей строк 04, 14, 19.

Какая мне польза от проведения этого наблюдения?

Выборочное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Участие в выборочном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства и развития экономики в целом. Насколько эффективной будет эта политика, будет зависеть и от полученных данных выборочного наблюдения, их объема, достоверности, а значит, и от активной позиции участников наблюдения, предпринимателей.

Когда будут опубликованы результаты выборочного наблюдения и в каком виде?

Результаты выборочного наблюдения лягут в основу построения базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год, которые будут опубликованы в 2015 году. Этот срок обусловлен технологическими причинами, связанными со сбором и обработкой информации, необходимостью проверки и согласования информации, полученной из различных источников, балансировки всех показателей таблиц.

5.4. Конфиденциальность и ответственность респондентов

Как будет обеспечиваться защита информации и конфиденциальность участников наблюдения?

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах выборочного наблюдения, являются информацией ограниченного доступа. Они не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях информационного обеспечения расчетов показателей базовых таблиц "затраты-выпуск".

Обработка первичных статистических данных, используемых при построении базовых таблиц, расчет и согласование показателей будут проводиться при соблюдении конфиденциальности информации и в условиях, гарантирующих защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

Итоговые таблицы "затраты-выпуск" будут содержать только сводные показатели в разрезе отраслей и продукции.

Есть ли гарантия, что не произойдет утечки информации?

Утечка первичных данных исключена в силу организации самого процесса обработки информации. Данные респондентов отделяются от бланков на первом этапе, и в дальнейшую обработку идет уже обезличенная информация. Становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту. Тем самым обеспечивается их конфиденциальность.

Можно ли быть уверенным в порядочности привлекаемых временных сотрудников органов статистики?

Привлекаемый временный персонал, в том числе интервьюеры, проходит тщательный отбор опытными кадровыми специалистами органов статистики. Многие из внештатных сотрудников работают с Росстатом не первый год в рамках переписи населения, сплошного обследования малого предпринимательства и т.д. и хорошо себя зарекомендовали. Кроме того, как и все лица, получающие доступ к первичным данным респондентов, внештатные сотрудники несут ответственность за разглашение данных - вплоть до уголовной.

Будут ли сотрудники, задействованные в сборе и обработке данных, нести ответственность в случае разглашения конфиденциальной информации?

Да. Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о респондентах предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных в рамках выборочного наблюдения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации - Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 года N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".