МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 7 июля 2021 г. N 391

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В целях осуществления Федеральной службой государственной статистики внутреннего финансового аудита в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральной службой государственной статистики внутреннего финансового аудита.

2. Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложить на отдел ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита Управления правового обеспечения Федеральной службы государственной статистики.

3. Признать утратившим силу приказ Росстата от 18 декабря 2020 г. N 817 "Об утверждении Порядка организации и проведения Федеральной службой государственной статистики внутреннего финансового аудита".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росстата Лайкама К.Э.

Руководитель
П.В.МАЛКОВ

Утвержден
приказом Росстата
от 07.07.2021 N 391

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок принят в целях осуществления Федеральной службой государственной статистики внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты). Порядок носит ведомственный (внутренний) характер и направлен на организацию исполнения актов законодательства в сфере внутреннего финансового аудита.

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в том значении, в каком они используются в федеральных стандартах.)

1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением Росстата, наделенным соответствующими полномочиями (далее - субъект внутреннего финансового аудита).

1.4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.

1.5. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется исключительно и непосредственно руководителю Росстата.

1.6. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.

1.7. Субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместитель руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Росстата (территориального органа Росстата, федерального казенного учреждения, подведомственного Росстату), которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.

1.8. Права и обязанности должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, а также права и обязанности субъектов бюджетных процедур предусмотрены Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).

II. Планирование внутреннего финансового аудита

2.1. Планирование внутреннего финансового аудита в Росстате осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596, далее - Стандарт).

2.2. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 Стандарта, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки проведения этих мероприятий с учетом информации, содержащейся в Реестре бюджетных рисков по форме согласно приложению N 7 к Методическим рекомендациям, и составляют проект плана проведения аудиторских мероприятий.

2.3. Для включения в проект плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год субъекты бюджетных процедур в срок до 1 сентября текущего года направляют субъекту внутреннего финансового аудита:

предложения по формированию плана проведения аудиторских мероприятий, внесению в него изменений, а также по проведению внеплановых аудиторских мероприятий;

информацию, содержащуюся в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля;

иную информацию, указанную в пункте 4 Стандарта.

2.4. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктом 7 Стандарта подписывает план проведения аудиторских мероприятий Федеральной службы государственной статистики на очередной финансовый год (далее - План проведения аудиторских мероприятий) и представляет его на утверждение руководителю Росстата (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

2.5. План проведения аудиторских мероприятий утверждается руководителем Росстата до начала очередного финансового года и доводится до субъектов бюджетных процедур в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.

2.6. В утвержденный План проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случаях, предусмотренных пунктом 11 Стандарта.

2.7. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя Росстата.

Предложения руководителю Росстата о проведении внеплановых аудиторских мероприятий вносит руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.

Темы внеплановых аудиторских мероприятий определяются в соответствии с целями осуществления внутреннего финансового аудита на основе оценки бюджетных рисков.

2.8. В приказе о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема, сроки проведения указанного мероприятия, состав аудиторской группы.

III. Организация проведения и программа
аудиторского мероприятия

3.1. Организация проведения внутреннего финансового аудита в Росстате осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2020 г., регистрационный N 57091).

3.2. Для проведения аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита формирует аудиторскую группу и определяет ее руководителя.

Формирование аудиторской группы осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).

3.3. Аудиторская группа состоит из нескольких должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, которые проводят аудиторское мероприятие в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

3.4. При формировании аудиторской группы руководитель субъекта внутреннего финансового аудита может принять решение о необходимости привлечения эксперта для проведения аудиторского мероприятия.

Привлечение эксперта к проведению аудиторского мероприятия осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Стандарту.

3.5. Руководитель аудиторской группы формирует программу аудиторского мероприятия с учетом положений пунктов 6 и 7 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н.

3.6. Формирование программы аудиторского мероприятия осуществляется руководителем аудиторской группы с учетом раздела 2 Стандарта.

3.7. Программа аудиторского мероприятия утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.

3.8. При выборе метода внутреннего финансового аудита следует руководствоваться Стандартом. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.

3.9. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, а также с учетом положений пункта 4 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.

3.10. Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.

IV. Проведение внутреннего финансового аудита

4.1. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия с учетом требований раздела 3 Стандарта.

4.2. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.

4.3. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия регулярно оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижение ее целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижение ее целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.

4.4. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и отражаются в Аналитической записке о промежуточных и предварительных результатах проведения аудиторского мероприятия (далее - Аналитическая записка) и Заключении (проект заключения).

4.5. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут создаваться и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях (в зависимости от их объема).

4.6. Рабочие документы аудиторского мероприятия проверяются руководителем аудиторской группы. При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что соответствующий пункт программы аудиторского мероприятия выполнен и получены достаточные, обоснованные и надежные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия и хранится у субъекта внутреннего финансового аудита в течение срока, определенного документооборотом Росстата.

4.7. При хранении рабочих документов аудиторского мероприятия должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.

4.8. Доступ должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, должностных лиц (работников) Росстата, привлеченных к проведению аудиторского мероприятия, экспертов к рабочим документам аудиторских мероприятий осуществляется с разрешения руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

V. Формирование и представление результатов
аудиторского мероприятия

5.1. Оформление результатов внутреннего финансового аудита осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746, далее - Стандарт, утвержденный приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н).

Информация по результатам аудиторского мероприятия оформляется Аналитической запиской (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).

5.2. На основании Аналитической записки составляется Заключение (проект заключения) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку) (далее - Заключение).

5.3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (члены аудиторской группы, уполномоченное должностное лицо (работник) Росстата, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) принимают участие в подготовке Заключения.

Дата подписания Заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.

5.4. Заключение с приложением Аналитической записки представляется руководителю Росстата служебной запиской в форме, утвержденной Инструкцией по делопроизводству Росстата.

По результатам рассмотрения указанного Заключения руководитель Росстата принимает одно или несколько решений в соответствии с пунктом 17 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н.

5.5. Решение руководителя Росстата направляется субъекту бюджетных процедур в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

5.6. Субъект бюджетных процедур в срок до 15 рабочих дней после получения указанного решения руководителя Росстата обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков с учетом предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.

5.7. Субъект бюджетных процедур осуществляет контроль за выполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, в установленный срок представляет в Росстат информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия.

Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет контроль за выполнением решений руководителя Росстата.

5.8. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков в соответствии с разделом IV Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н.

VI. Основания и сроки приостановления и (или) продления
аудиторских мероприятий

6.1. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, руководитель аудиторской группы представляет руководителю Росстата служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления и (или) продления данного мероприятия.

6.2. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:

отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного учета у субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

непредставление субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки на период устранения перечисленных обстоятельств;

организация и проведение экспертиз, а также исполнение запросов;

обстоятельства, препятствующие дальнейшему проведению аудиторского мероприятия по причинам, независящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.

6.3. Срок приостановления и (или) продления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления и (или) продления, но не может превышать 60 календарных дней.

6.4. Решение о приостановлении и (или) продлении аудиторского мероприятия, принятое руководителем Росстата в соответствии с мотивированной служебной запиской руководителя аудиторской группы, оформляется приказом Росстата.

6.5. После устранения причин приостановления и (или) продления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, установленные приказом Росстата.

VII. Составление и представление годовой отчетности
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

7.1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, подписывается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и представляется руководителю Росстата в первом квартале текущего финансового года. Рекомендуемый образец годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку.

7.2. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, указанную в пункте 29 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н.

7.3. Информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, условиях, причинах и предполагаемых мерах по их предотвращению, а также о значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (при необходимости) по итогам года доводится до субъектов бюджетных процедур письмом на основании годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

Приложение N 3
к Порядку осуществления Федеральной
службой государственной статистики
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Росстата
от 7 июля 2021 г. N 391

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы государственной статистики
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
от "__" ________ 202_ г. N ____

ПЛАН
проведения аудиторских мероприятий на 202_ год

N п/п
Аудиторское мероприятие (тема аудиторского мероприятия)
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия
1
2
3
1
2
3
4

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
(должность)
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" _________ 202_ г.

Приложение N 4
к Порядку осуществления Федеральной
службой государственной статистики
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Росстата
от 7 июля 2021 г. N 391

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" ________ 202_ г.

ПРОГРАММА
аудиторского мероприятия
Тема: ____________________________________________________

Основание проведения аудиторского мероприятия:
(пункт плана проведения аудиторских мероприятий на 20__ год или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия)
Цель (цели) аудиторского мероприятия:
Задачи аудиторского мероприятия:
Методы внутреннего финансового аудита:
Объекты внутреннего финансового аудита:
Вопросы, подлежащие изучению в ходе аудиторского мероприятия:
Сроки проведения аудиторского мероприятия: с __.__.____ по __.__.____.
Состав аудиторской группы:

Руководитель аудиторской группы
(должность)
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" _________ 202_ г.

Приложение N 5
к Порядку осуществления Федеральной
службой государственной статистики
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Росстата
от 7 июля 2021 г. N 391

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о промежуточных и предварительных результатах проведения аудиторского мероприятия

1. Тема аудиторского мероприятия:
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий:
3. Описание выявленных бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации:
4. Предварительные предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) предлагаемые решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента:

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
(должность)
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" _________ 202_ г.

Приложение N 6
к Порядку осуществления Федеральной
службой государственной статистики
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Росстата
от 7 июля 2021 г. N 391

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(проект заключения)

1. Тема аудиторского мероприятия:
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий:
3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля:
4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:
5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента:

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
(должность)
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" _________ 202_ г.

Приложение N 7
к Порядку осуществления Федеральной
службой государственной статистики
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Росстата
от 7 июля 2021 г. N 391

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ГОДОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за 202_ год

1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий:
(количество плановых аудиторских мероприятий, количество аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), информация о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий в течение отчетного финансового года, а в случае невыполнения плана - информация о причинах его невыполнения)
2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий:
(при наличии)
3. Информация о степени надежности осуществления внутреннего финансового контроля:
4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности:
5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий:
(включая информацию о достижении целевых значений показателей качества финансового менеджмента)
6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита:
7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, и их причинах:
8. Информация о наиболее значимых принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков:
9. Информация о примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур:
(при наличии)
10. Информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
11. Описание событий, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита:
12. Сведения о субъекте внутреннего финансового аудита:
(в том числе информация о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также принятых мерах по повышению квалификации должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита)

Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита
(должность)
(подпись)
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" __________ 20__ г.
___________________