2.4.2. Организация статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю вне рынка и ярмарок

2.4.2. Организация статистического наблюдения
за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
розничную торговлю вне рынка и ярмарок

Обследование индивидуальных предпринимателей в розничной торговле проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации. При этом индивидуальные предприниматели, торгующие на розничных рынках, наблюдаются в рамках специального обследования.

Обследование индивидуальных предпринимателей проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле". Обследование проводится по результатам деятельности за один месяц отчетного года.

Бланк формы представляет собой анкету для заполнения самим индивидуальным предпринимателем, и содержит минимальный перечень следующих показателей:

- объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

- доля выручки, полученной от определенного вида деятельности, в общем объеме;

- распределение выручки от розничной продажи товаров по кварталам отчетного года;

- численность работающих в бизнесе;

- стоимость товаров, приобретенных для продажи населению;

- число объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и т.п.).

В форму N 1-ИП (торговля) помимо показателей, характеризующих объемы деятельности предпринимателей в розничной торговле, включены основные показатели формы N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя". По результатам проведения обследований по формам N 1-ИП и N 1-ИП (торговля) предусмотрено объединение полученных сводных итогов (унифицированных показателей) по всему массиву индивидуальных предпринимателей.

Обследование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю вне рынков, проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки. В данном обследовании комбинированная выборка позволяет улучшить качество результатов обследования.

Списочной основой выборки является список единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется в Статистическом регистре Росстата. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.

Таким образом, единицами наблюдения выступают:

1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;

2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.

Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне. Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена расчетная формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации:

, (14)

где

n - заданный общий объем выборки в целом по Российской Федерации;

nh - объем выборки в h-ом субъекте Российской Федерации;

Xh - показатель оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации по итогам предыдущего цикла обследования;

CV(yh) - оценка коэффициента вариации показателя оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации в текущем периоде наблюдения;

a - параметр "силы размещения", который изменяется в промежутке от нуля до единицы (обычно выбирается a = 1, 1/2, 1/3).

Общий объем выборки распределяется между выборками из списочной и территориальной основ. Рекомендуется, чтобы объем выборки из списочной основы регистра составлял порядка 50% (не менее 30%) от общего объема региональной выборки предпринимателей. Соответственно объем выборки из территориальной основы также порядка 50% и не более 70% общего объема выборки на региональном уровне.

На стадии планирования списочной выборки с целью повышения точности и надежности распространенных выборочных результатов, полученных по собранным данным этой выборки, используется типизация индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, относимые к коммерческим предприятиям, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также субъекты, относимые к средним предприятиям, включаются в списочную выборку в обязательном порядке. Доля отбора в группе индивидуальных предпринимателей, относимых к малым предприятиям (без микро), будет варьировать в зависимости от их численности в каждом субъекте Российской Федерации:

- если численность составляет менее 60 единиц в группе, то все индивидуальные предприниматели из этой группы включаются в списочную выборку;

- если численность составляет от 60 до 500 единиц в группе, то в выборку включается каждый второй индивидуальный предприниматель из этой группы (но не менее 2 единиц в каждом из 7 слоев, сформированных по видам деятельности на уровне 3 знаков ОКВЭД);

- если численность составляет более 500 единиц в группе, то в выборку включается каждый третий индивидуальный предприниматель из этой группы (но не менее 2 единиц в каждом из 7 слоев, сформированных по видам деятельности на уровне 3 знаков ОКВЭД).

Для совокупности индивидуальных предпринимателей, относимых к микропредприятиям, также применяется выборочный метод. При этом к указанному массиву присоединяется массив индивидуальных предпринимателей, тип которых не установлен. Объем списочной выборки для указанного типа индивидуальных предпринимателей определяется по формуле:

nмикро = nс - kкр.и ср. - nмал, (15)

где

nмикро - объем списочной выборки индивидуальных предпринимателей с типами "микропредприятие" и "тип предприятия отсутствует";

nс - общий объем списочной выборки;

kкр.и ср. - число индивидуальных предпринимателей, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также субъектов, относимых к средним предприятиям;

nмал - объем списочной выборки индивидуальных предпринимателей с типом "малое предприятие".

Далее осуществляется расслоение списочной выборки по видам деятельности на уровне 3 знаков ОКВЭД2, при этом для выборочной совокупности индивидуальных предпринимателей, относимых к микропредприятиям, объем выборки в каждом слое определяется по формуле:

nслой = nмикро / 7, (16)

где

nслой - объем выборки в слое;

nмикро - объем списочной выборки индивидуальных предпринимателей с типами "микропредприятие" и "тип предприятия отсутствует";

7 - количество подклассов в 47 классе ОКВЭД2.

План территориальной выборки объектов торговли, в которых осуществляют продажу товаров населению индивидуальные предприниматели, предусматривает два этапа отбора.

Для первого этапа создается территориальная основа первичных единиц выборки (ПЕВ), представляющая собой муниципальные районы субъекта Российской Федерации с численностью проживающего населения по данным текущей статистики. При формировании на региональном уровне территориальной основы выборки (списка ПЕВ) основным критерием должно быть приблизительное равенство численности проживающего населения в единицах, относящихся к одному типу местности. Для решения проблемы разнородности ПЕВ по численности проживающего населения может быть использован один из двух вариантов формирования территориальной выборки в зависимости от объема слоев по типу ПЕВ.

Первый вариант предусматривает случайный отбор с расслоением списка ПЕВ по численности проживающего населения. Непосредственно для расслоения можно пользоваться приблизительным равенством (формула Экмана для определения оптимальных границ слоев по количественному показателю):

, (17)

где

N1, N2 - объемы образованных слоев (число территориальных единиц в каждом слое);

xmin - минимальная по территориальным единицам численность проживающего населения;

xmax - максимальная по территориальным единицам численность проживающего населения;

x - граница между первым и вторым слоями по численности проживающего населения в территориальных единицах, обеспечивающее наименьшее различие правой и левой частей приближенного равенства.

Второй вариант предполагает отбор выборки с вероятностью пропорциональной размеру (численности населения) территориальных единиц из расслоенного только по типу местности списка ПЕВ.

Абзацы пятьдесят второй - пятьдесят четвертый утратили силу. - Приказ Росстата от 03.04.2023 N 148.

Торговые дислокации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынках и ярмарках, в территориальную выборку не включаются. Также не обследуются автозаправочные станции, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, и объекты по розничной продаже автотранспортных средств, мотоциклов, их деталей, узлов и принадлежностей (деятельность, идентифицированная кодами класса 45 ОКВЭД2).

Основным методом сбора информации от индивидуальных предпринимателей, включенных в списочную выборку, является почтовый. Сбор данных в ходе наблюдения за индивидуальными предпринимателями, попавшими в территориальную выборку, осуществляется экспедиционным способом, предполагающим проведение опросов методом личного интервью при обходе торговых дислокаций индивидуальных предпринимателей.

Опрос проводится интервьюерами (лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации). Ответ заносится в бланк формы N 1-ИП (торговля) со слов опрашиваемого, без обязательного предъявления респондентом каких-либо документов, подтверждающих правильность его ответов.

Более подробное описание объекта статистического наблюдения, статистического инструментария, алгоритмов формирования выборочной совокупности, методов сбора, контроля, редактирования первичных данных, методов распространения данных выборки на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, приведено в "Методологических положениях по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (с учетом типизации индивидуальных предпринимателей)", утвержденных приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 346.

По завершению процесса сбора данных осуществляется в ввод и авторедактирование собранной информации. Массив прошедших процедуру автоматизированного редактирования первичных данных двух выборок разделяется на списочную и территориальную выборки, после чего осуществляется идентификация нетипичных единиц по переменной выручки и обработка неответов респондентов.

Для учета случаев неответов респондентов, когда предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, применяется метод импутации медианного значения в группе по коду ОКВЭД2. Для учета остальных случаев выборочные веса ответивших предпринимателей автоматизировано корректируются. При этом скорректированный выборочный вес единиц списочной выборки, представивших сведения, равен отношению объема генеральной совокупности (основы выборки) к суммарному количеству в выборке ответивших предпринимателей, признанных типичными.

После обработки микроданных наблюдения выполняется процедура распространения, то есть оцениваются показатели программы обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, по данным обеих выборок в отдельности в соответствии с примененными планами выборок.

Распространение данных каждой из выборок осуществляется в соответствии со следующими общими формулами.

Оценка суммарного показателя:

, (18)

где

- оценка суммарного показателя обследования;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

wk - выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов;

yk - значение признака k-ой единицы, полученное в ходе наблюдения.

Количество единиц генеральной совокупности оценивается как сумма выборочных весов единиц, в том числе относящихся к заданному разрезу разработки по типу предприятия и по коду ОКВЭД на 3 знака:

, (19)

где

- количество единиц генеральной совокупности;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

wk - выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов.

Средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения (индивидуального предпринимателя или торговую дислокацию) рассчитывается как отношение оценки суммарного показателя к оценке объема соответствующей генеральной совокупности:

, (20)

где

- оценка среднего показателя в расчете на одну единицу наблюдения;

- оценка суммарного показателя обследования;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

- количество единиц генеральной совокупности.

Для анализа распространенных итоговых показателей обследования вычисляется комбинированная оценка среднего значения показателя по формуле:

, (21)

где

- комбинированная оценка среднего значения показателя выручки в расчете на одного предпринимателя;

p - параметр задается организатором обследования (0 p 1) и отражает мнение эксперта о надежности полученных оценок среднего по данным списочной и территориальной выборок;

- оценка среднего значения показателя обследования, рассчитанная по данным территориальной выборки;

- оценка среднего значения показателя обследования, рассчитанная по данным списочной выборки.

Задание параметра p большим 0,5 означает большую надежность распространенных итогов по данным территориальной выборки. Задание параметра p меньшим 0,5 означает большую надежность распространенных итогов по данным выборки из списочной основы регистра. В случае отсутствия предпочтения параметру p присваивается нейтральное значение, равное 0,5.

В качестве итоговой комбинированной оценки суммарного показателя программы обследования индивидуальных предпринимателей субъекта Российской Федерации (например, объема оборота розничной торговли), в том числе по типам индивидуальных предпринимателей и по видам деятельности по ОКВЭД2 на уровне 3 знаков кода, берется максимум из значений оценки суммарного показателя обследования, рассчитанной по данным территориальной выборки, и произведения оценки объема генеральной совокупности на комбинированную оценку среднего значения показателя:

, (22)

где

Y - итоговая оценка суммарного показателя обследования;

NС - оценка объема генеральной совокупности, рассчитанная по данным списочной выборки;

YТ - оценка суммарного показателя обследования, рассчитанная по данным территориальной выборки;

- комбинированная оценка среднего значения показателя обследования, в расчете на одного предпринимателя.