2.4.1. Организация статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в оптовой торговле

2.4.1. Организация статистического наблюдения
за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
деятельность в оптовой торговле

Обследование индивидуальных предпринимателей в оптовой торговле осуществляется путем проведения выборочного статистического наблюдения на основе представительной (репрезентативной) выборки по унифицированной ф. N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя".

Перед формированием выборочной совокупности основа выборки разбивается на два массива.

В первый массив включаются нетипичные индивидуальные предприниматели, которые по значениям "выручки" или "численности занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности" выделяются из общей массы индивидуальных предпринимателей или "численностью занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности" (число наемных работников + число партнеров + число помогающих членов семьи + 1) более 15 человек.

Второй массив включает всех остальных индивидуальных предпринимателей.

При формировании каталога исключаются:

- Адвокаты;

- Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- Индивидуальные предприниматели с кодами по ОКВЭД2 47.1 - 47.9, 84.1 - 84.3, 97, 99 и с кодами, входящими в ОКВЭД2 97 и 99.

Первый массив полностью попадает в выборочную совокупность. Из индивидуальных предпринимателей второго массива методом пропорционального отбора формируется выборочная совокупность.

При планировании выборочной совокупности расслоение (разделение на подсовокупности) второго массива осуществляется по видам экономической деятельности (на уровне 3-х знаков ОКВЭД2).

Объем выборки (количество отбираемых единиц из второго массива) определяется по формуле:

n2 = n - n1, (11)

где n - общий объем выборочной совокупности,

n1 - объем первого массива.

Пропорциональное размещение задается соотношением:

, (12)

где n - объем выборки по третьему массиву;

H - номер слоя;

nh - объем выборки из h-го слоя;

Nh - объем h-го слоя;

N - объем массива.

Минимальное число единиц, отбираемых из слоя, равно 5. Если общее число предприятий в слое меньше 5, то в выборку попадают все индивидуальные предприниматели этого слоя.

После выполнения процесса сбора и ввода первичной информации при наличии пропусков в данных респондентов для обработки полных неответов респондентов при числе ответов 80% осуществляется импутация с применением метода случайного подбора в классах замещения (random hot deck within classes). Для этого вся выборочная совокупность индивидуальных предпринимателей делится на классы по видам экономической деятельности. Не ответившей в обследовании единице присваиваются значения показателей выбранного случайным образом ИП-донора из соответствующего класса замещения.

При числе ответов респондентов менее 80% применяется метод перевзвешивания. Вес неответившего индивидуального предпринимателя перераспределяется на ответивших индивидуальных предпринимателей в данном слое.

Распространение данных выборки осуществляется по формуле (6), приведенной в разделе 2.3.4.

Для характеристики точности рассчитывается оценка дисперсии оценки показателя по следующей формуле:

, (13)

где

- дисперсия показателя в слое h (по выборке);

- доля отбора в каждой страте.