II. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СТАТИСТИКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
II. Основные понятия и определения <1>
--------------------------------
<1> Значения понятий и определения приведены исключительно в целях настоящей Методологии.
3. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Владелец агрегатора информации о товарах (услугах) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) - показатель, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Индекс физического объема оборота (далее - ИФО) розничной торговли - относительный показатель изменения оборота розничной торговли в динамике. ИФО розничной торговли характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот розничной торговли в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Интернет-торговля - форма электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Данные о покупках населением товаров в иностранных интернет-магазинах, а также о покупках населением товаров у других физических лиц в частном порядке через сайты объявлений (Авито, Дром, Юла и другие), в объемы продаж товаров через сеть "Интернет" и общий оборот розничной торговли не включаются.
Маркетплейс - владелец агрегатора информации о товарах.
Ненаблюдаемая деятельность в сфере розничной торговли - это продажа товаров и услуг, которая не может быть оценена на основании прямых методов федерального статистического наблюдения, и представляющая собой совокупность теневой (скрытой) и неформальной экономической деятельности.
К теневым операциям относится скрытая от официального статистического учета деятельность официально зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Она охватывает деятельность тех юридических лиц, которые предоставили Росстату заниженные сведения об объеме проданных товаров и услуг.
Неформальная деятельность - это осуществление деятельности по розничной продаже товаров и услуг без ее регистрации (когда отношения между партнерами не закреплены юридически).
Непродовольственные товары - продукты производственного процесса, предназначенные для продажи его населению, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но не с целью употребления в пищу человеком.
Оборот розничной торговли - стоимостной показатель, представляющий собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный или безналичный расчет.
Продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Селлер (продавец товаров на маркетплейсе) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию товаров и услуг населению с помощью агрегатора информации о товарах (услугах) <1>.
Товарные запасы - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах и в пути на определенную дату.
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Электронная торговля - форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и электронных процедур.
