ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 13 апреля 2017 г. N 239
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В МЕТОДИКУ РАСЧЕТА СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, У ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА
ОТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ РОССТАТА
ОТ 14 АПРЕЛЯ 2016 Г. N 188
Во исполнение пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 16 августа 2016 г. N ОГ-П13-187пр и позиции 1.30.25 "Информация о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячном доходе от трудовой деятельности)" Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю
утвердить изменения, вносимые в Методику расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), изложив ее в прилагаемой редакции.
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Росстата
от 13 апреля 2017 г. N 239
"Утверждена
приказом Росстата
от 14 апреля 2016 г. N 188
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, У ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО
ДОХОДА ОТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Настоящая методика разработана в целях внедрения обновленных международных стандартов в области статистики труда, принятых Международными конференциями статистиков труда (МКСТ) и МОТ, касающихся расширения охвата всех категорий наемных работников.
1. Условные обозначения
ОДН
|
-
|
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах
|
ОРС
|
-
|
Выборочное обследование рабочей силы
|
ФЛИП
|
-
|
Физические лица и индивидуальные предприниматели
|
ЮЛ
|
-
|
Юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, включая территориально обособленные подразделения, и субъекты малого предпринимательства
|
ГПД
|
-
|
Работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера в организациях со статусом юридического лица (для которых эта работа является основной)
|
ЗНР
|
-
|
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц
|
F
|
-
|
Фонд оплаты труда, руб.
|
f мес
|
-
|
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.
|
f час
|
-
|
Среднечасовая начисленная заработная плата, руб.
|
N
|
-
|
Численность наемных работников, чел.
|
T
|
-
|
Фонд оплаченного времени, час.
|
t
|
-
|
Среднее число часов, оплаченных за неделю одному наемному работнику
|
k
|
-
|
Коэффициент
|
i
|
-
|
Категория наемных работников
|
j
|
-
|
Субъект Российской Федерации
|
2. Основные понятия, используемые в методике
2.1. Понятие и состав заработной платы
Заработная плата <*> - сумма выплат, получаемых наемным работником, как правило, через регулярные периоды времени за отработанное время или выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время (например, ежегодный отпуск и т.п.). В заработную плату включаются начисленные работнику суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Показатель "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц" (ЗНР) отражает начисленную работникам заработную плату по основному месту работы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Такой подход необходим в целях сопоставимости показателя ЗНР с показателем "среднемесячная начисленная заработная плата отдельных категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который формируется также по наемным работникам, занятым по основному месту работы.
Показатель ЗНР рассчитывается за отчетный год по России, федеральным округам Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.
Среднечасовая заработная плата работников <*> - величина заработной платы в расчете на один оплаченный час.
2.2. Понятие и категории наемных работников
Наемные работники <*> - это лица, выполнявшие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с работодателем (руководителем организации любой формы собственности, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом) об условиях трудовой деятельности, за которую они получат оговоренную при найме (при заключении договора) оплату наличными деньгами или в натуральной форме.
--------------------------------
<*> Понятие приводится исключительно для целей официального статистического учета в сфере статистики труда.
Показатель ЗНР рассчитывается по следующим категориям наемных работников:
1. работники организаций - юридических лиц (включая работников крупных и средних организаций, малых предприятий и микропредприятий);
2. лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера в организациях - юридических лицах, для которых эта работа является основной (единственной);
3. работники у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В настоящей методике в общей численности наемных работников не учтены военнослужащие и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. В численность наемных работников включаются иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации.
2.3. Понятие оплаченного времени
За базовую концепцию рабочего времени в Методике принята концепция оплаченного времени, согласно которой оплаченное время включает как фактически отработанное, так и неотработанное, но оплаченное время, например, ежегодный отпуск и т.п.
Фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормативной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника.
3. Алгоритм расчета ЗНР
3.1. Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц рассчитывается по формуле:
,
где:
- среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
- годовой фонд оплаты труда всех наемных работников в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
- общая численность всех наемных работников в j-ом субъекте Российской Федерации (чел.).
3.2. Алгоритмы расчета годового фонда оплаты труда
по категориям наемных работников
Расчет годового фонда оплаты труда всех категорий наемных работников производится по формуле:
Fобщj = FЮЛj + FГПДj + FФЛИПj,
где:
FЮЛj - фонд оплаты труда наемных работников ЮЛ (руб.);
FГПДj - фонд оплаты труда ГПД (руб.);
FФЛИПj - фонд оплаты труда наемных работников ФЛИП (руб.).
Расчет годового фонда оплаты труда наемных работников ЮЛ осуществляется по формуле:
FЮЛj = FотчетЮЛj + FнеотрЮЛj,
где:
FЮЛj - фонд оплаты труда всех наемных работников ЮЛ в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
FотчетЮЛj - фонд оплаты труда наемных работников ЮЛ в j-ом субъекте Российской Федерации по отчетности полного круга организаций (руб.);
FнеотрЮЛj - фонд оплаты труда наемных работников ЮЛ, не отраженных в отчетности организаций, в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
,
где:
- среднечасовая заработная плата наемных работников ЮЛ, не отраженных в отчетности организаций, в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОДН, руб.);
- оплаченное время наемных работников ЮЛ, не отраженных в отчетности организаций в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОРС, час.).
Расчет годового фонда оплаты труда ГПД производится по формуле:
FГПДj = fчас,ГПДj * TГПДj,
где:
FГПДj - фонд оплаты труда ГПД в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
fчас,ГПДj - среднечасовая заработная плата ГПД в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОДН, руб.);
TГПДj - оплаченное время ГПД в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОРС, час.).
Расчет годового фонда оплаты труда наемных работников ФЛИП производится по формуле:
FФЛИПj = fчас,ФЛИПj * TФЛИПj,
где:
FФЛИПj - фонд оплаты труда наемных работников ФЛИП в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
fчас,ФЛИПj - среднечасовая заработная плата наемных работников ФЛИП в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОДН, руб.);
TФЛИПj - оплаченное время наемных работников ФЛИП в j-ом субъекте Российской Федерации (на основе данных ОРС, час.).
3.3. Расчет среднечасовой заработной платы
наемных работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности
организаций, ГПД и ФЛИП
Среднечасовая заработная плата по указанным категориям в целом по Российской Федерации определяется по результатам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ОДН); в случае нахождения основной работы респондента в другом субъекте Российской Федерации, чем место его постоянного проживания, заработная плата этого респондента включается в итоги по тому субъекту Российской Федерации, где находится основная работа респондента.
Среднечасовая заработная плата по субъектам Российской Федерации рассчитывается по указанным категориям по следующей формуле:
fчасij = fчасi,РФ * Kij,
где:
fчасij - среднечасовая заработная плата наемных работников i-ой категории в j-ом субъекте Российской Федерации (руб.);
fчасiРФ - среднечасовая заработная плата наемных работников i-ой категории по Российской Федерации в целом на основе данных ОДН (руб.);
Kij - коэффициент распространения, рассчитываемый отдельно для работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций, и ФЛИП.
Расчет коэффициента распространения для наемных работников
ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций, и ГИД
- коэффициент распространения по работникам ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций, и ГПД; рассчитывается для каждого субъекта Российской Федерации как арифметическая средняя двух коэффициентов, характеризующих соотношение их среднечасовой заработной платы в j-ом субъекте Российской Федерации и Российской Федерации в целом за предшествующий и отчетный годы;
,
где:
- коэффициент соотношения отчетного года; определяется делением показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников списочного состава ЮЛ в j-ом субъекте Российской Федерации по отчетности полного круга организаций на его значение по Российской Федерации в целом за отчетный год;
- аналогичный коэффициент соотношения предыдущего года.
Для работников ГПД коэффициент распространения рассчитывается аналогично.
Расчет коэффициента распространения для наемных
работников ФЛИП
KФЛИПj - коэффициент распространения по работникам ФЛИП, рассчитываемый для каждого субъекта Российской Федерации как арифметическая средняя двух коэффициентов, характеризующих соотношение среднечасовой заработной платы наемных работников ФЛИП в j-ом субъекте Российской Федерации и в Российской Федерации в целом за базовый и отчетный годы;
,
где:
- базовый коэффициент (за годы с объемом выборки по ОДН 160 тыс. домохозяйств) определяется делением показателя среднечасовой заработной платы на основе данных ОДН соответствующей категории наемных работников в j-ом субъекте Российской Федерации на его значение по Российской Федерации в целом. Сохраняется неизменным до следующего года с расширенной выборкой;
В годы, когда объем выборки по ОДН составляет 160 тыс. домохозяйств, в качестве отчетного принимается коэффициент предыдущего года.
3.4. Алгоритм расчета численности наемных работников
по категориям
Общая численность наемных работников по всем категориям наемных работников рассчитывается по формуле:
NОбщj = NЮЛj + NГПДj + NФЛИПj,
где:
NОбщj - численность наемных работников всех категорий (чел.);
NЮЛj - численность наемных работников ЮЛ по данным организаций и ОРС в ЮЛ (чел.);
NГПДj - численность ГПД на основе данных ОРС (чел.);
NФЛИПj - численность наемных работников ФЛИП на основе данных ОРС с учетом численности иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей (по данным МВД России), включая:
- оценку численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (на основе оформленных и переоформленных патентов для работы у физических лиц в отчетном году);
- оценку численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у индивидуальных предпринимателей (на основе уведомлений о приеме на работу иностранных граждан, поступивших от работодателей).
3.5. Алгоритм расчета оплаченного времени по категориям
наемных работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности
организаций, ГПД и ФЛИП
Оплаченное время для указанных категорий наемных работников рассчитывается по данным ОРС путем суммирования фактически отработанного времени и досчета по неотработанному, но оплаченному времени, которое производится путем вменения средних значений нормальной продолжительности рабочего времени. Досчет производится для лиц, находившихся в очередных отпусках, простое по вине работодателя и т.п.
Расчет оплаченного времени наемных работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций, производится по формуле:
,
где:
TнеотрЮЛj - оплаченное время наемных работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций, с учетом верифицированных значений фактически отработанного времени в неделю по субъектам Российской Федерации (час.);
NнеотрЮЛj - численность наемных работников ЮЛ, которые не отражены в отчетности организаций (чел.);
- число часов, оплаченных в неделю одному наемному работнику ЮЛ, который в отчетности организаций не отражен; принимается равным числу часов, оплаченных в неделю одному работнику ЮЛ на основе данных ОРС (час в неделю).
Значения данного показателя по субъектам Российской Федерации при необходимости верифицируются путем вменения граничных значений интервала (средняя величина стандартное отклонение) тем субъектам Российской Федерации, по которым значения данного показателя выходят за границы указанного интервала;
52 - число недель в календарном году.
Расчет оплаченного времени ГПД производится по формуле:
TГПДj = NГПДj * tГПДj * 52,
где:
TГПДj - оплаченное время ГПД с учетом верифицированных значений фактически отработанного времени в неделю (на основе данных ОРС, час.);
tГПДj - число часов, оплаченных в неделю одному работнику ГПД на основе данных ОРС (час в неделю);
Значения данного показателя по субъектам Российской Федерации верифицируются путем вменения граничных значений доверительного интервала (средняя величина стандартное отклонение) тем субъектам, по которым значения данного показателя выходят за границы указанного интервала;
52 - число недель в календарном году.
Расчет оплаченного времени наемных работников ФЛИП производится по формуле:
TФЛИПj = NФЛИПj * tФЛИПj * 52,
где:
TФЛИПj - оплаченное время наемных работников ФЛИП с учетом верифицированных значений фактически отработанного времени в неделю по субъектам Российской Федерации (на основе данных ОРС, час.);
NФЛИПj - численность наемных работников ФЛИП с учетом численности иностранных граждан по данным МВД России (чел.);
tФЛИПj - число часов, оплаченных в неделю одному наемному работнику ФЛИП (на основе данных ОРС, час в неделю);
Значения данного показателя по субъектам Российской Федерации верифицируются путем вменения граничных значений интервала (средняя величина стандартное отклонение) тем субъектам Российской Федерации, по которым значения данного показателя выходят за границы указанного интервала;
52 - число недель в календарном году.
4. Источники информации
Источниками информации, используемой в настоящей Методике, являются:
1) Форма N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников". Предоставляют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации и их обособленные подразделения (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности:
- средняя численность работников которых превышает 15 человек - ежемесячно на сплошной основе;
- средняя численность работников которых не превышает 15 человек - ежеквартально на сплошной основе.
2) Форма N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников". Предоставляют один раз в год юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации и их обособленные подразделения (кроме субъектов малого предпринимательства), не предоставляющие сведения по форме N П-4, всех видов экономической деятельности и форм собственности.
3) Форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" собирается ежеквартально, на основе выборочного наблюдения. Предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями (за исключением микропредприятий) в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Для формирования сводных итогов используется расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий (без микропредприятий). Для обеспечения репрезентативности объем выборки составляет в среднем по России 35%, в субъектах Российской Федерации он варьируется от 12% до 65%.
Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку "выручка", исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку размещения "выручка" не должно превышать 5%.
4) Форма N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" ежегодно (кроме периодов проведения сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства), на основе выборочного наблюдения (в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Предоставляют юридические лица - микропредприятия в соответствии со статьей 4 указанного Закона.
Для формирования сводных итогов используется расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность микропредприятий. Для обеспечения репрезентативности объем выборки составляет в среднем по России 18%, в субъектах Российской Федерации он варьируется от 5% до 50%.
Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку "выручка", исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку размещения "выручка" не должно превышать 5%.
Один раз в пять лет проводится "Сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства". Полученные сводные итоги используются в расчете настоящей методики взамен форм NN ПМ, МП(микро).
5) Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах - форма N 2-доходы (ОДН) проводится Росстатом с ежегодной периодичностью во всех субъектах Российской Федерации. Объем выборки составляет 60 тыс. домашних хозяйств. С 2017 года каждые 5 лет обследование проводится по расширенной выборке - 160 тыс. домашних хозяйств.
Генеральную совокупность для построения выборочной совокупности составляют частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации. В качестве основы для формирования выборки используется ежегодно актуализируемый информационный массив территориальной выборки многоцелевого назначения (ТВМН), формируемый изначально на базе первичного информационного фонда Всероссийской переписи населения.
Для распределения общего объема выборки (в соответствии с теоретическими положениями выборочного метода) используется модель непропорционального размещения в рамках каждой из выделенных аналитических областей (городское и сельское население, субъекты Российской Федерации, административные районы и т.п.).
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного домохозяйства. Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению. Разработка данных осуществляется по месту основной работы респондента (субъекту Российской Федерации), а не по месту его постоянного проживания.
6) Выборочное обследование рабочей силы (до 2016 года - выборочное обследование населения по проблемам занятости) проводится Росстатом ежемесячно путем опроса населения в возрасте от 15 до 72 лет во всех субъектах Российской Федерации. В период одного обследования опрашивается около 70 тыс. человек в возрасте от 15 до 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста), за год - 837 тыс. человек (0,76%). Выборка строится таким образом, что в каждом месяце все единицы наблюдения заменяются новыми.
Выборка сформирована на основе информационного массива территориальной выборки многоцелевого назначения, построенного на базе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения, содержащего сведения о постоянном населении, т.е. населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
В случае нахождения основной работы респондента в другом субъекте Российской Федерации, чем место его постоянного проживания, данные по этому респонденту включены в итоги по тому субъекту Российской Федерации, где находится основная работа респондента.
7) Данные МВД России о численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (на основе оформленных и переоформленных патентов для работы у физических лиц в отчетном году) и иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у индивидуальных предпринимателей (на основе уведомлений о приеме на работу иностранных граждан, поступивших от работодателей, по данным формы N 1-НК "Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции")."