7. Проверка объективности статистических данных об объеме платных услуг населению

7. Проверка объективности статистических данных об объеме
платных услуг населению

Объективность статистических данных об объеме платных услуг населению проверяется сопоставлением и увязкой его и его составных частей с сопряженными показателями на всех уровнях разработки (в первую очередь при заполнении респондентами первичных данных в формах, при агрегировании данных по субъекту Российской Федерации, при формировании официальной статистической информации в целом по России).

Для обеспечения точности первичных данных в Указаниях для респондентов по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению" практически для каждого вида услуг приведено название сопряженного показателя и форма федерального статистического наблюдения, на основе которой он собирается:

Наименование услуг
Наименование сопряженного показателя
N и название формы федерального статистического наблюдения
Причины возможного расхождения данных об объеме платных услуг населению с сопряженным показателем <*>
Транспортные услуги
"Доходы автобусов по маршрутам регулярных перевозок платных пассажиров"; "Доходы заказных автобусов (кроме туристско-экскурсионных)"; "Доходы от перевозок пассажиров легковыми таксомоторами"
N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта"
НДС (+);
Доходы, поступившие по безналичному расчету от перевозки почты и периодической печати организациями связи (-)
"Доходы от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами"
N 65-ЭТР "Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта"
НДС (+);
"Доходы от перевозок пассажиров "
N 1-ТР (вод) "Сведения о перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте",
N 1-ТР (мор) "Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте"
НДС (+);
Стоимость перевозки туристов, включенная в турпакет (учитывается в составе туристских услуг) (-)
Услуги связи
"Доходы от услуг связи, оказанных населению"
N 65-связь (услуги) "Сведения о доходах от услуг связи"
НДС (+);
Комиссионный сбор, взимаемый в пунктах приема оплаты с суммы денежных средств, вносимых для получения счета за услуги связи (+)
Жилищные услуги
"Фактически оплачено жилищных услуг"
N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы"
Услуги по обмену и приватизации жилья (+)
Коммунальные услуги
"Фактически оплачено коммунальных услуг"
N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы"
Суммы оплаты населением услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и техобслуживанию приборов учета расхода воды, электроэнергии, газа (+)
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
"Доходы от продажи номеров"
N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения"
НДС (+);
Стоимость услуг от проживания, оказанная санаториями, работающими как гостиницы; стоимость нахождения в оплачиваемых палатах лечебных учреждений (если это оплачивается отдельно от стоимости лечения) (+)
Услуги в сфере образования
"Родительская плата"
N 85-к "Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения"
Оплата услуг работодателем (+)
"Доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг"
N ОШ-2 "Сведения о финансировании и расходах учреждения, реализующего программы общего образования",
N 2 (профтех) "Сведения о финансировании и материально-технической базе образовательных учреждений начального профессионального образования",
N 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей",
N 1-ОД "Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
НДС (+)
"Средства, полученные учреждением от населения - физических лиц"
N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования",
N ВПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы высшего профессионального образования"
Оплата услуг работодателем (+)
Услуги учреждений культуры
"Поступления от родительских целевых взносов (добровольные пожертвования или средства за оплату обучения)"
N 1-ДМШ "Сведения о детской музыкальной, художественной, хореографической школе и школе искусств"
Добровольные пожертвования (-)
"Поступления от уставных видов деятельности (основной деятельности)"
N 7-НК "Сведения об учреждении культурно-досугового типа",
N 8-НК "Сведения о деятельности музея",
N 9-НК "Сведения о деятельности театра",
N 11-НК "Сведения о работе парка культуры и отдыха (городского сада)",
N 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива",
N 14-НК "Сведения о деятельности зоопарка (зоосада)"
"Валовой сбор"
N 10-НК "Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ",
N к-2рик "Сведения о наличии и эксплуатации киноустановок"
"Сумма сборов"
N 13-НК "Сведения о деятельности цирка, циркового коллектива"
Услуги физической культуры и спорта
"Поступило средств от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности" и "Поступило средств от проведения спортивно-зрелищных мероприятий"
N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"
"Доходы от предоставления платных услуг"
N 5-ФК "Сведения по спортивным школам (детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва)"
НДС (+)
<*> (+) означает, что данные об объеме платных услуг населению расходятся с данными по сопряженному показателю в сторону увеличения, (-) - в сторону уменьшения.

Подобное сопоставление должно быть произведено специалистами территориального органа Росстата после получения сводных итогов по субъекту Российской Федерации. При этом сводные данные об объеме платных услуг населению могут отличаться от данных по соответствующему сопряженному показателю за счет разного круга единиц наблюдения, на что необходимо обращать внимание.

Помимо этого в целях обеспечения достоверности сведений о платных услугах населению специалистам территориальных органов государственной статистики рекомендуется проводить серию следующих проверок.

Проверка относительного постоянства показателя

Она предполагает:

Сопоставление объема платных услуг по каждому виду за отчетный год с объемами за предыдущие годы.

Проведение сопоставлений данных по форме N 1-услуги с данными по унифицированной форме N П-1 и приложению N 3 к ней за январь - декабрь (с учетом замены учтенных в этом отчете данных по ОАО "РЖД" и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" за декабрь предыдущего года на данные за декабрь отчетного года, полученные к отчету за январь следующего за отчетным года).

Расхождения данных, как в целом по объему платных услуг, так и по отдельным видам услуг, по региону допустимо, ввиду того, что отчет по форме N 1-услуги составляется отчитывающейся организацией по истечении двух месяцев после окончания отчетного периода и к этому моменту все расчеты за выполненные услуги завершены и респондент располагает полной информацией по всем бухгалтерским операциям. Поэтому отраженные в форме N 1-услуги сведения являются более полными по сравнению с оперативной отчетностью по форме N П-1, но расхождения не должны быть значительными.

Особое внимание следует обратить на случаи, когда данные по форме N 1-услуги оказываются меньше соответствующих данных по приложению N 3 к форме N П-1.

В обоих случаях требуется провести пообъектное сопоставление данных по двум формам в целях выявления организаций, допустивших значительную корректировку или уменьшение данных для выяснения причин и предотвращения аналогичных расхождений в будущем.

Анализ цепной динамики индекса физического объема к предыдущему периоду, к соответствующему периоду прошлого года. Динамика должна быть плавной. Каждый "скачок" должен быть обоснован.

Проверка соотношений между различными составляющими объема
платных услуг

Она направлена на логическую увязку двух или более показателей:

Соотношение объемов услуг, оказанных физическими лицами и предприятиями. Например, услуги связи, как правило, очень редко оказываются индивидуальными предпринимателями, т.е. отдельными гражданами. То же и по коммунальным, санаторно-оздоровительным услугам. По этим видам или не должно быть объемов по индивидуальным предпринимателям или они должны быть незначительны. Должен вызывать сомнение большой удельный вес услуг индивидуальных предпринимателей в объеме услуг культуры. Вместе с тем отсутствие услуг в области образования, оказанных физическими лицами, вряд ли соответствует действительности.

Видовая структура платных услуг. Причины резких изменений в структуре также должны быть в обязательном порядке проанализированы. Особенно следует обратить внимание на долю услуг жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, бытовых услуг.

Сопоставление объема платных услуг и его динамики
с данными Банка России по форме N 0409202 "Отчет о наличном
денежном обороте"

По символу 11 "Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)" - в части объема и динамики по юридическим лицам.

По символу 19 "Поступления на счета индивидуальных предпринимателей" - в части динамики по индивидуальным предпринимателям (объемы сопоставлять не имеет смысла, поскольку в отличие от символа 11 здесь учитываются не только услуги, но и товары).

Сопоставление динамики общего объема платных услуг
населению с динамикой сопряженных показателей

К таким показателям относится оборот розничный торговли, денежные расходы населения и т.п.

Аналогичные проверки проводятся и на федеральном уровне.