II. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
II. Основные понятия и определения <2>
--------------------------------
<2> Значения понятий и определения приведены исключительно в целях настоящей Методологии.
5. Основные понятия и определения, используемые для целей Методологии:
базисный период - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;
вес - мера относительной значимости определенного вида товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен, определяемая на основе доли потребительских расходов домашних хозяйств соответствующего вида в общей совокупности расходов, для которой определяется индекс. Для весов всегда соблюдается требование полноты структуры, т.е. сумма весов всех видов товаров (услуг) в рамках построенного сводного индекса цен равна 1,0 или 100%;
взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в их общей совокупности;
индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается в процентах);
ИПРсж - это показатель, измеряющий изменение потребительских цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, включая изменение цен на жилищные услуги, производимые владельцами жилых помещений для собственного потребления;
ИПЦ - индекс потребительских цен на товары и услуги, характеризующий фактически сложившийся уровень инфляции на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления;
жилые здания - здания или определенные части зданий, которые используются полностью или преимущественно как места для проживания;
обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) - выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств, проводимое на территории всех субъектов Российской Федерации;
первичный и вторичный рынки жилья - рынки, на которых осуществляются сделки по передаче в частную собственность нового (вновь построенного или реконструированного) жилья путем его купли-продажи, в том числе продажа жилья до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию путем заключения договоров участия в долевом строительстве (далее - ДДУ) - для первичного рынка жилья, а также на которых реализуются квартиры, находящиеся в частной или государственной собственности, обладающие определенной степенью износа в результате эксплуатации, в том числе вновь построенные (т.е. не бывшие в эксплуатации) или реконструированные квартиры, являющиеся объектом перепродажи как физическими, так и юридическими лицами - для вторичного рынка;
потребительские расходы домашних хозяйств - расходы домашних хозяйств на конечное потребление, включающие расходы, которые несут домашние хозяйства - резиденты данной страны на потребительские товары или услуги. Расходы на конечное потребление не включают расходы на приобретение основных фондов в форме жилых и нежилых зданий и сооружений или на приобретение ценностей, т.е. товаров, которые хранятся в течение некоторого периода времени в качестве запасов стоимости (картины, скульптуры и тому подобное, признанные произведениями искусства, антиквариат, высокохудожественные ювелирные украшения, обладающие существенной и реализуемой стоимостью, коллекции монет, марок, фарфора, книг, имеющие признанную рыночную стоимость). В потребительские расходы населения также не включаются: налог на доходы физических лиц, сбережения, взносы в государственные внебюджетные фонды. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству);
рынок жилой недвижимости (рынок жилья) - совокупность участников (покупатель, продавец, собственник, девелопер, брокер, агент, риелтор, управляющий недвижимостью, государственный регулирующий орган и т.д.) и сделок (покупка, продажа и т.д.), совершаемых между ними на рынке;
рыночная цена - цена, которая формируется под влиянием спроса и предложения на товар (услугу) в условиях конкурентного рынка;
среднегодовая рыночная цена одного квадратного метра жилищного фонда - это расчетная цена, получаемая как частное от деления текущей рыночной стоимости жилищного фонда, переданного по договорам купли-продажи, на площадь этого жилищного фонда в квадратных метрах;
структура потребительских расходов населения (СПР) для расчета ИПЦ - структура, формируемая на основе результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;
текущая рыночная стоимость жилищного фонда - это стоимость объектов жилищного фонда, по которой они могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции;
товар (услуга) - представитель - малая товарная группа, т.е. совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства;
цена - денежное выражение стоимости товара в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную его единицу.
