III. Организация и осуществление внутреннего финансового аудита

III. Организация и осуществление
внутреннего финансового аудита

19. Аудиторская проверка проводится аудиторской группой, в состав которой могут включаться обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками работники субъекта внутреннего финансового аудита, центрального аппарата Агентства, МТУ и подведомственных Агентству учреждений, а также привлеченные эксперты (далее - аудиторская группа) под руководством, назначенного руководителем субъекта внутреннего финансового аудита работника из состава аудиторской группы (далее - руководитель аудиторской группы).

20. К методам внутреннего финансового аудита относятся:

а) аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;

б) инспектирование - изучение материальных активов, документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

в) пересчет - проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы самостоятельных расчетов;

г) запрос - обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;

д) подтверждение - процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы;

е) наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.

21. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого Агентством, а также подготовки предложений по его организации, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:

а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Агентства и МТУ, устанавливающих требования к организации и выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

б) выявление избыточных (дублирующих) операций по выполнению бюджетной процедуры;

в) изучение наличия прав доступа субъектов бюджетных процедур к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Агентства и МТУ, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и требований к организации выполнения бюджетных процедур;

д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации выполнения бюджетных процедур;

е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и недостатков, в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись или осуществлялись не в полной мере;

ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и недостатки;

з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

обеспечения отсутствия или существенного снижения числа нарушений и недостатков, а также устранения их причин и условий;

достижения Агентством целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

22. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным актам, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение следующих задач:

а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих, в целях организации и ведения бюджетного учета, учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия данных актов требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в данных регистрах;

в) определение данных бюджетного учета (отчетности), включая показатели бюджетной отчетности и используемых в их отношении методов внутреннего финансового контроля в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;

г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения Агентством порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;

д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.