ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ТК 001
"ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ"

ПИСЬМО
от 7 апреля 2022 г. N 30-44-22

О РАЗЪЯСНЕНИИ
НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ГОСТ Р 57974-2017

Секретариат технического комитета "Производственные услуги" (далее - ТК 001) в связи с большим количеством обращений о статусе действия и порядке применения ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 57974-2017) сообщает следующее.

ГОСТ Р 57974-2017 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 21 ноября 2017 г. N 1791 с датой введения в действие с 1 мая 2018 г. и в настоящее время имеет статус "действует".

ГОСТ Р 57974-2017 принят в установленном порядке Росстандартом с целью реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - 123-ФЗ) и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР РФ), и содержит требования к организации проведения проверок работоспособности систем, установок противопожарной защиты, а также их элементов (далее - системы ППЗ), вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) (при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации), до их замены в установленном порядке.

Необходимость разработки ГОСТ Р 57974-2017 была вызвана отсутствием на государственном уровне конкретных требований к организации проведения проверки работоспособности систем ППЗ, в том числе ввиду отсутствия конкретных требований к срокам их эксплуатации, продлению с последующим установлением новых назначенных показателей, в зависимости от конструктивных особенностей и возможных нормативных изменений, а также устранить саму возможность вмешательства человеческого фактора в системы, от которых зависит наша безопасность.

Зачастую ранее руководитель объекта защиты самостоятельно устанавливал срок проведения проверки работоспособности систем ППЗ, основываясь на собственных предположениях, что приводило к небезопасной эксплуатации этих систем и, как следствие, становилось причиной гибели людей, причинения вреда здоровью человека, уничтожения материальных и культурных ценностей.

Таким образом, проведение периодической проверки работоспособности до настоящего времени остается единственным способом подтвердить сохранение способности систем ППЗ выполнять заданные функции и убедиться в возможности их дальнейшей эксплуатации на объектах защиты.

Вместе с тем, согласно ППР РФ п. 54. Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее - объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов устанавливает п. 1 ГОСТ Р 57974-2017. Подтверждение исправного состояния осуществляется согласно формам оценки соответствия, указанным в Статье 144 123-ФЗ "Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности":

ч. 1. Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:

3) федерального государственного пожарного надзора;

5) исследований (испытаний);

6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции).

Согласно данной статье наряду с формой оценки соответствия в форме государственного пожарного надзора собственник (хозяйствующий субъект) может выбрать форму оценки соответствия проведением испытаний и подтверждения соответствия. Определение "Испытание" приведено в п. 4.2 ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 "Оценка соответствия. СЛОВАРЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ": испытание - определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.

Испытания систем противопожарной защиты предусмотрено в составе работ по проверке работоспособности согласно п. 6.8 ГОСТ Р 57974-2017:

Проверка работоспособности системы ППЗ включает в себя следующие этапы:

- анализ нормативной, проектной и (или) технической документации, устанавливающей требования к смонтированной на объекте защиты системе ППЗ;

- осмотр системы ППЗ на объекте защиты;

- испытания (измерения) системы ППЗ. Оформление полученных (фактических) показателей протоколом (актом);

- анализ соответствия фактических показателей требуемым. Оформление результатов проверки работоспособности системы ППЗ в соответствии с пунктом 6.3".

Указанная в ст. 144 123-ФЗ форма оценки соответствия "Подтверждение соответствия" систем противопожарной защиты предусмотрена п. 4.2 ГОСТ Р 57974-2017 и является одной из целей проверки:

- подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;

- возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.

Также сообщаем о наличии судебной практики необходимости применения ГОСТ Р 57974-2017 при вводе в эксплуатацию объекта (в т.ч. дело N А10-6861/2017) и при его последующей эксплуатации (в т.ч. дело N А65-18339/2018).

Одновременно информирую, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в описании объекта закупки используются ссылки на технические регламенты, стандарты, содержащие показатели, требования, условные обозначения, то в этом случае данная норма является обязательной.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" монтажная организация не может самостоятельно подтверждать выполненные работы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - 99-ФЗ) Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдается лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

То есть организация, имеющая лицензию МЧС России, не имеет право проводить проверку работоспособности систем ППЗ, а разрешает только монтировать, сама же процедура лицензирования организаций не включает в себя проверку наличия у организации испытательного оборудования и специалистов по подтверждению качества (экспертов-аудиторов).

К такому же выводу пришел Арбитражный суд Нижегородской области от 30 августа 2021 года по Делу N А43-10449/2021. Данным судебным решением организация, имеющая лицензию МЧС России, не являлась испытательной лабораторией и не имела разрешения (аккредитации) на проведение работ по контролю качества огнезащитной обработки конструкции, вследствие чего была привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в невыполнении требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативным документом по пожарной безопасности.

Также пунктом 2 статьи 145 123-ФЗ установлено, что добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.

Согласно содержаниям ГОСТ Р 57974-2017 и ГОСТ Р 57369-2016 "Производственные услуги. Термины и определения" руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетентностью, подтвержденной в системе добровольной сертификации (экспертная организация).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию, стандартизации и метрологии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации в открытом доступе на официальном сайте www.gost.ru.

Одновременно сообщаю, что требования к аттестации специалистов (экспертов-аудиторов) устанавливаются внутренними стандартами (правилами) в рамках системы добровольной сертификации.

Ответственный секретарь ТК 001
О.А.ОРЛОВА