Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды

Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды

Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)

Осуществление государственного контроля в области семеноводства предусмотрено Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".

Осуществление государственного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом ГМО и семян в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (далее - Закон N 86-ФЗ).

Реализация полномочий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Служба).

Поднадзорными Службе субъектами являются граждане, юридические лица, осуществляющие деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и сортовой контроль и семенной контроль, а также ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию генно-инженерно-модифицированных организмов и семян (далее - поднадзорные субъекты).

Состояние подконтрольной сферы

Ежегодно, начиная с 2005 года Россельхознадзором выявляется до 30% партий семян от общего количества проверенных партий семян не соответствующих требованиям к качеству семян.

Нарушения в данной сфере наносят непоправимый ущерб не только производителям сельскохозяйственной продукции, но и экономики России в целом, ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

В настоящее время активно проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, результатом которой предусматривается либо ликвидация "Государственного надзора (контроля) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений", как самостоятельного вида надзора, либо его модернизация с учетом риск-ориентированного подхода.

В 2017 году в рамках государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а также семян, полученных с использованием генно-инженерной деятельности проведено 11,5 тыс. контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, из них 1735 плановых проверок и 1911 внеплановых, в том числе 648 проверок по исполнению ранее выданных предписаний. Проведено также 7863 тыс. мероприятий по фактам непосредственного обнаружения правонарушений.

Выявлено 9734 нарушения, из них в сфере законодательства в области семеноводства 9109, из них:

- за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений - 8453 нарушения;

- нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений - 580 нарушений;

- нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений - 76.

Вынесено 9143 постановления о привлечении виновных к административной ответственности, на основании которых к административной ответственности привлечены 6880 граждан, 595 индивидуальных предпринимателей, 884 должностных лиц и 784 юридических лиц.

Наложено административных штрафов на сумму 6,9 млн. рублей. Взыскано в доход бюджета 6,2 млн. рублей или 89% от сумм наложенных штрафов.

Состояние профилактической работы

Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2017 году регулярно публиковалась информация в рамках государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а также семян, полученных с использованием генно-инженерной деятельности в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет-издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований законодательства.

Количество проведенных профилактических мероприятий - 7039.

Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 23617.

Количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов - 64.

Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а также семян, полученных с использованием генно-инженерной деятельности, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством (публикаций в СМИ (газеты, журналы); публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов; выступлений на радио, телевидении, интервью) - 9736.

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований - 438.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, контроля за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду.

Нормативно-правовые акты в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, контроля за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду размещены на сайте Россельхознадзора (http://fsvps.ru/fsvps/laws/class/20/65).

Проблемы, на решение которых направлена Программа,
и возможные варианты их решения

Основными проблемами, которые являются причинами основной части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства выявляемых Россельхознадзором являются:

1) несовершенство законодательства и нормативных правовых актов, как в области регулирования сферы семеноводства, так и в области государственного надзора;

2) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в области семеноводства;

3) использование недобросовестными предпринимателями различных схем ввоза семян под видом иной не сельскохозяйственной продукции;

4) сезонность потребности в семенах, их высокая стоимость в этот период создает условия для извлечения выгоды недобросовестными предпринимателями за счет реализации некачественных семян;

5) низкий уровень ответственности правонарушителей, за нарушение законодательства в сфере семеноводства;

6) отсутствие неотвратимости ответственности за нарушение законодательства в сфере семеноводства.

Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:

1) совершенствование законодательства Евразийского экономического союза, разработка порядка реализации Службой полномочий по контролю за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур, а также контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян;

2) совершенствование законодательства, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";

3) совершенствование законодательства, путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части дополнения оснований для проведения внеплановой проверки - за нарушение правил при реализации семян сельскохозяйственных растений (в случае обращения в орган, осуществляющий государственный надзор в области семеноводства, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) внесение в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления административной ответственности за нарушения в сфере семеноводства предусмотрев неотвратимость указанного наказания (в настоящее время - срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 2 мес. со дня совершения административного правонарушения;

5) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере семеноводства;

6) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.