Приложение 1. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗЕМЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОБОРОТ КОТОРЫХ РЕГУЛИРУЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ", НА 2018 - 2020 ГОДЫ

Приложение N 1
к приказу Россельхознадзора
от 23 марта 2018 г. N 268

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗЕМЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ,
ОБОРОТ КОТОРЫХ РЕГУЛИРУЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ", НА 2018 - 2020 ГОДЫ

Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды

Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)

Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Указанные полномочия Служба осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).

Такие земельные участки являются поднадзорными Службе объектами.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица (граждане), индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Службе субъектами.

Состояние подконтрольной сферы

В 2017 году территориальными управлениями Россельхознадзора обследовано 16,9 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом.

Проведено 44,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (что на 11,8% меньше, чем в 2016 году). В том числе 16,4 тыс. плановых проверок (на 20% меньше, чем в 2016 году), 14 тыс. внеплановых проверок (на уровне 2016 года), 1,7 тыс. административных обследований объектов земельных отношений, 7,6 тыс. плановых (рейдовых) осмотров (на 88,3% больше чем в 2016 году).

Выявлено 25,2 тыс. нарушений (на 2% больше, чем в 2016 году) на общей площади 1,3 млн. га (в 2016 году - 1,6 млн. га). Привлечено к административной ответственности: юридических лиц - более 1,8 тыс.; должностных лиц - более 1,8 тыс.; индивидуальных предпринимателей - более 0,4 тыс.; граждан - более 10,3 тыс.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (Обязательное требование - статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации; ответственность за нарушение - 2 статьи 8.7 КоАП РФ).

Наложено административных штрафов на сумму 684,9 млн. рублей (в 2016 году - 833,2 млн. рублей). Выдано более 14,6 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений (12,4 тыс. - в 2016 году).

В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора на площади более 547,5 тыс. га устранены нарушения требований земельного законодательства (в 2016 - 819,2 тыс. га). В сельскохозяйственный оборот законодательства (в 2016 - 819,2 тыс. га). В сельскохозяйственный оборот вовлечено 252,1 тыс. га земель ранее нарушенных, неиспользуемых (в 2016 году - 199,4 тыс. га).

Состояние профилактической работы

Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2017 году приказом Россельхознадзора от 27.03.2017 N 294 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году (далее - Программа).

Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2017 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.

В частности:

- в печати опубликовано свыше 1,2 тысячи материалов;

- репортажей на телевидении - 387,

- проведено 1127 выступлений на радио;

- на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 11 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 6,8 тысяч материалов;

- на официальном сайте Россельхознадзора в разделе "Новости" опубликовано более 3,7 тысяч материалов (новостей);

- принято участие в более 1,7 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов;

- в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 685 гражданам;

- выдано 2068 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере государственного земельного надзора.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора.

На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора (http://fsvps.ru/fsvps/ground).

Несмотря на весь объем работы, проведенный в 2017 году Россельхознадзором для разъяснения поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере государственного земельного надзора, а также для предупреждения нарушения обязательных требований общий объем выявленных в 2017 году нарушений составил 25129 (из них 18031 по отраслевым статьям) против 24733 (из них 16710 по отраслевым статьям) в 2016 году.

Увеличение выявленных Россельхознадзором нарушений требований земельного законодательства связано, в первую очередь, с нарушениями требований земельного законодательства, которые выражаются в бездействии правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения, влекущем его зарастание сорной, древесной и кустарниковой растительностью. Так, в 2017 году таких нарушений выявлено 8228, а в 2016 году - 5674.

Предупредить указанный вид нарушения на данный момент проблематично, так как большинство правообладателей заросших земельных участков, приобретают такие земельные участки зачастую в качестве капиталовложения, либо получают в наследство, при этом сельскохозяйственным производством не занимаются. Участок в свою очередь зарастает и приходит в состояние не пригодное для сельскохозяйственного использования.

Нежелание использовать сельхозземли (или отсутствие средств для этого), сознательное желание перевести такой участок в другую категорию, использование его как средства капиталовложения, нередко отсутствие на него спроса при заинтересованности собственника в сдаче его в аренду - делают непосредственно саму профилактику правонарушений менее эффективной в виду наличия этих обстоятельств.

Проблемы, на решение которых направлена Программа

Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых Россельхознадзором, являются:

1. Низкие знания правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования таких земельных участков.

Решением данной проблемы является активное проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями работы по разъяснению обязательных требований правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения. Предполагается также дальнейшее ежеквартальное проведение территориальными управлениями Россельхознадзора публичных мероприятий.

2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.

Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо прав на такие земельные участки имеют и обязанности по поддержанию их в состоянии пригодном для сельскохозяйственного использования.

Проблема заключается в том, что имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом, изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его назначению.

Выявить таких правообладателей и провести с ними профилактические мероприятия, как правило, возможно только при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а в таких случаях земельный участок чаще всего уже находится в состоянии не пригодном для сельскохозяйственного использования.

В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) с новыми правообладателями земельных участков на основе сведений, полученных от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.

Раздел II Цели и задачи Программы

Цели Программы

1) Мотивация к добросовестному поведению правообладателей земельных участков.

2) Создание инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований.

3) Предупреждение нарушения поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства.

4) Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора).

5) Разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований.

Задачи Программы

1) Формирование единого понимания обязательных требований земельного законодательства у всех поднадзорных субъектов.

В целях реализации указанной задачи Россельхознадзором и его территориальными управлениями планируются к проведению ежеквартальные публичные мероприятия, результаты которых подлежат на соответствующих официальных сайтах.

2) Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

Ежегодно (по итогам работы за год), проводится обобщенный анализ деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, в результате которого составляется перечень наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации.

Указанный анализ, содержащий основные причины, факторы и условия, способствовавшие нарушению обязательных требований публикуется на официальных сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлений.

3) Инвентаризация состава и особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и оценки состояния поднадзорной сферы.

Планируется завершение формирования реестра поднадзорных в сфере государственного земельного надзора Россельхознадзору объектов к концу 2018 года, его регулярная актуализация в 2019 - 2020 г.г.

Раздел III. Перечень программных мероприятий, связанных
с созданием инфраструктуры и проведением
профилактической работы

План-график профилактических мероприятий в сфере
государственного земельного надзора

N п/п
Профилактические мероприятия
Периодичность проведения
Адресат мероприятия
1.
Размещение на сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора актуальной информации:
Поддерживать в актуальном состоянии
Юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления - землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
1.1.
об основных полномочиях в указанной сфере деятельности;
1.2.
о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства в части установленной компетенции;
1.3.
об обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора в части компетенции
2.
Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора, в виде брошюр, схем, инфографических материалов и их размещение на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлений
В течение 2018 - 2020 гг., по мере необходимости, поддерживать в актуальном состоянии
3.
Подготовка разъяснений (комментариев) о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, посредством размещения сравнительных схем с кратким обзором на сайте Россельхознадзора и его территориальных управлений
Не позднее 2-х месяцев с даты принятия нормативного правового акта
4.
Размещение указанной в п. п. 1 - 2 Плана-графика информации на информационных стендах в территориальных управлениях Россельхознадзора, а также в подведомственных Россельхознадзору учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере земельных отношений (схемы, брошюры, выдержки из нормативных актов)
В течение 2018 - 2020 гг., поддерживать в актуальном состоянии
5.
Проведение территориальными управлениями Россельхознадзора консультаций с поднадзорными субъектами (семинары, конференции, рабочие группы, создание "горячих линий") по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, об изменениях в них.
ежеквартально
6.
Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований земельного законодательства, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством:
В течение 2018 - 2020 гг.
6.1.
публикаций в СМИ (газеты, журналы);
6.2.
публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов;
6.3.
выступлений на радио, телевидении, интервью
7.
Обобщение Россельхознадзором и его территориальными управлениями практики осуществления государственного земельного надзора в части компетенции
ежеквартально
8.
Проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями публичных мероприятий с обсуждением полученных результатов по итогам обобщения практики и рекомендациями по принятию поднадзорными субъектами мер по недопущению нарушений
ежеквартально
по отдельному плану-графику
9.
Публикация результатов проведенных публичных мероприятий в сети "Интернет" с механизмом "обратной связи"
ежеквартально
10.
Публикация Россельхознадзором и его территориальными управлениями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистики по количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам
ежеквартально
11.
Выдача в рамках осуществления государственного земельного надзора предостережений в установленных российским законодательством случаях
В соответствии с российским законодательством
12.
Размещение на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора
В течение 2018 - 2020 гг., по мере необходимости
13.
Разъяснение уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора полномочий в установленной сфере, а также предусмотренных за нарушения требований законодательства в части компетенции мер ответственности, в том числе по телефону.
по запросу
14.
Размещение на сайте Россельхознадзора и его территориальных органов перечня вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки, позволяющих провести самообследование.
до 01.03.2018
15
Размещение на сайте Россельхознадзора и его территориальных управлений интерактивного сервиса, позволяющего провести анкетирование для оценки влияния профилактической работы Россельхознадзора в сфере государственного земельного надзора (в том числе по предупреждению и профилактике нарушений земельного законодательства)
В течение 2018 года
16.
Пересмотр (при необходимости) вопросов проверочного листа (списка контрольных вопросов) на основании правоприменительной практики
По итогам 2018, 2019 и 2020 г.г.

Ожидаемый результат: снижение количества выявленных нарушений требований земельного законодательства, связанных, в первую очередь, с причинением вреда почвам, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Раздел IV. Потребность в кадровых, материальных, финансовых
и других ресурсах, необходимых для реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется в рамках имеющейся численности и ресурсов.

Раздел V. Порядок управлении Программой

Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию
и проведение профилактических мероприятий в сфере
государственного земельного надзора в Россельхознадзоре

N
ФИО
Должность
Функции
Контакты
1
Швабаускене Юлия Александровна
Заместитель Руководителя Россельхознадзора (Руководитель и координатор Программы)
Организация и координация деятельности по реализации Программы
8 (495) 607-82-62
8 (499) 975-44-55
2
Тюрина Ирина Витальевна
Начальник Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора
Организация и проведение мероприятий Программы
8 (495) 607-88-46
i.turina@svfk.mcx.
3
Жуков Дмитрий Витальевич
Главный специалист-эксперт Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора
Организация и проведение мероприятий Программы
8 (495) 608-72-80
zhukov_zemnadzor@mail.ru

Порядок управления Программой

Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе. Ежеквартально осуществляются сбор и анализ информации о ходе реализации Программы, соблюдении обязательных требований земельного законодательства, по итогам которого вырабатываются актуальные <...>

Для оценки влияния профилактических мероприятий на предотвращение нарушения требований земельного законодательства Россельхознадзор проводит собственное социологическое исследование (среди представителей подконтрольных субъектов).

Результаты профилактической работы включаются в итоговый отчет о деятельности Россельхознадзора и в виде отдельного информационного сообщения размещаются на официальном сайте Россельхознадзора в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Раздел VI. Оценка эффективности Программы

Целевые показатели результативности мероприятий Программы.
Ожидаемый результат Программы

Целевые показатели результативности мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора:

1. Количество выявленных нарушений требований земельного законодательства, связанных, в первую очередь, с причинением вреда почвам, шт.

2. Количество проведенных профилактических мероприятий (публикации в СМИ, в интернет-изданиях, выступления на радио, телевидении, участие в форумах, совещаниях с поднадзорными субъектами, бизнес-сообществами, публичные мероприятия, консультации и пр.).

Оценка эффективности Программы будет произведена согласно Методике оценки эффективности Программы (Приложение N 1).

Ожидаемый результат реализации Программы - снижение количества выявленных нарушений требований земельного законодательства, связанных, в первую очередь, с причинением вреда почвам, при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.