II. Аналитическая часть

II. Аналитическая часть

4. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр уполномочен осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.

5. Целями Программы профилактики являются:

предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;

снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.

6. Задачами Программы профилактики являются:

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на их устранение;

повышение ответственности руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, правосознания и правовой культуры граждан.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью
саморегулируемых организаций

7. Подконтрольные субъекты.

Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.

8. Предметом проверок является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон о кадастровой деятельности) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:

а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;

б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;

в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;

е) обеспечения информационной открытости деятельности

саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;

ж) аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) в случае, если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);

з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;

и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;

к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержден приказом Росреестра от 31 декабря 2020 г. N П/0528 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставлении лицензий" (в редакции приказа Росреестра от 15 августа 2022 г. N П/0320) и размещен на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт Росреестра).

9. Количество подконтрольных субъектов.

По состоянию на 1 декабря 2022 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 79 саморегулируемых организациях, функции по государственному контролю (надзору) за которыми возложены на Росреестр (49 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 13 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 1 национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).

10. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.

В отчетном периоде в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций было прекращено, а внеплановые проверки проводятся только по определенному перечню оснований.

В I квартале 2022 года проведены плановые проверки в отношении двух саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по результатам которых предписания не выдавались.

Плановые проверки саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков, операторов электронных площадок не проводились.

В результате рассмотрения 462 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций до 1 апреля 2022 года проведены 19 внеплановых проверок саморегулируемых организаций, выдано 8 предписаний об устранении нарушений обязательных требований. За 9 месяцев 2022 года выдано 67 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В отчетном периоде, как и в 2021 году, внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились.

В I квартале 2022 года по итогам проверок, завершенных в декабре 2021 года, и двух проверок, завершенных до введения в 2022 году моратория на их проведение, в отношении саморегулируемых организаций возбуждено 12 административных производств (в 2021 году - 38 административных производств), в том числе по итогам плановых проверок 2021 года - 6, по итогам плановых проверок 2022 года - 2, по результатам рассмотрения обращений (без проведения проверки) - 4.

В результате проведенных плановых проверок выявлено 26 нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность саморегулируемых организаций, в результате внеплановых проверок - 17 нарушений обязательных требований.

В 2022 году было обжаловано в судебном порядке одно предписание Росреестра об устранении нарушений обязательных требований, выявленных по итогам внеплановой документарной проверки, проведенной в 2021 году.

По результатам проверки, проведенной Росреестром, в действиях Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков "СОЮЗ" установлены нарушения требований абзацев четвертого, пятнадцатого части второй статьи 22.2 Федерального закона об оценочной деятельности, пункта 6 Требований, выразившиеся в неосуществлении контроля в отношении оценщика и нерассмотрении жалобы на действия оценщика.

По результатам проверки Росреестром выдано предписание о принятии мер по устранению нарушений требований абзацев четвертого, пятнадцатого части второй статьи 22.2 Федерального закона об оценочной деятельности, пункта 6 Требований, путем рассмотрения жалобы, которое было обжаловано.

Заявление Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков "СОЮЗ" рассмотрено Арбитражным судом города Москвы и оставлено без удовлетворения (дело N А40-53764/22). Девятым арбитражным апелляционным судом апелляционная жалоба Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков "СОЮЗ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2022 г. по делу N А40-53764/22 о признании незаконным предписания от 27 января 2022 г. N 07-0512-МС/22 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Незначительное количество проверок в связи с введенным мораторием на их проведение не позволяет в полной мере оценить типичность выявленных нарушений обязательных требований.

Вместе с тем в ходе проведения проверок, как и в аналогичном периоде предыдущего года, были выявлены нарушения:

пунктов 3, 5, 7, 8, 9, 13 статьи 20, абзаца второго пункта 2 статьи 20.1, пункта 3 статьи 21.1, пункта 2 статьи 22, пунктов 10, 11 статьи 24.1, Федерального закона о банкротстве;

пункта 3 части 2, части 4 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях;

части пятой статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации;

части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности;

пункта 11 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2012 г. N 799;

пунктов 3.4, 3.5 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июля 2015 г. N 432;

подпункта "в" пункта 12 Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2020 г. N 678.

Кроме того, были проведены 87 контрольных мероприятий без взаимодействия с саморегулируемыми организациями, которые заключались в мониторинге официальных сайтов саморегулируемых организаций на предмет соблюдения требований к информационной открытости, а также в рассмотрении документов, поступающих в Росреестр в отношении их деятельности.

В результате мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций выявлены нарушения:

пункта 10 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях в части отсутствия плана проверок членов саморегулируемой организации;

пункта 8 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте саморегулируемой организации информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации на последнюю отчетную дату;

пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в неразмещении на официальном сайте годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

пункта 1 части 2 статьи 7 и пункта 4 части 3 статьи 7.1 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в отсутствии в реестре членов, размещенном на официальном сайте, информации о действующих договорах страхования ответственности членов саморегулируемой организации;

пункта 4 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в неразмещении решений общих собраний;

пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в неразмещении на официальном сайте информации о штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органа управления;

пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в неразмещении на официальном сайте аудиторских заключений за весь период деятельности;

части 4 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившееся в несоблюдении периодичности размещения информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, а также информации о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись;

подпунктов "а" и "в" пункта 12 Требований N 678, выразившееся в непредоставлении пользователям возможности поиска текстовой информации, размещенной на официальном сайте, и в непредоставлении пользователям сайта возможности определить дату и время размещения части документов и дату и время последнего изменения информации на официальном сайте.

По результатам проведенных мероприятий были направлены предложения об устранении нарушений и соблюдении требований законодательства в дальнейшей деятельности.

Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым
законом ценностям

11. Риски в деятельности саморегулируемых организаций, которые могут повлечь причинение вреда охраняемым законом ценностям, связаны:

с отсутствием стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности;

неосуществлением саморегулируемой организацией контроля за соблюдением ее членами требований стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности;

необеспечением имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.

Контроль саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов осуществляется, как правило, систематически.

Вместе с тем в ходе плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц Росреестром неоднократно выявлялись случаи необоснованных отказов саморегулируемых организаций в проверке деятельности своих членов, неприменения мер дисциплинарного воздействия при наличии установленных нарушений требований законодательства.

Механизм формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций в соответствии с установленными федеральными законами требованиями дублируется системой страхования ответственности членов в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, оценщиков, операторов электронных площадок.

Отсутствие компенсационного фонда или снижение его размера ниже минимально установленного законодательством является основанием для обращения Росреестра в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Вместе с тем при подсчете минимально необходимого количества членов саморегулируемой организации учитываются особенности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. N 1839), касающиеся членов саморегулируемых организаций, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы.

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров не формируют компенсационные фонды и в качестве способа обеспечения имущественной ответственности применяют страхование ответственности членов.

12. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах в отношении поднадзорных саморегулируемых организаций.

В первом полугодии 2022 года Росреестром реализовано свыше 270 мероприятий по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:

на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) (https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/trebovaniya-otsenivaemye-pri-provedenii-nadzora/);

на официальном сайте Росреестра опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций (https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/trebovaniyaotsenivaemye-pri-provedenii-nadzora/);

на официальном сайте Росреестра, а также в блоках региональной информации территориальных органов Росреестра опубликоваы перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных саморегулируемых организаций нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований (https://rosreestr.ru/ site/activity/gosudarstvennyy-nadzor/tipichnye-narusheniya-obyazatelnykh-trebovaniy/);

на официальном сайте Росреестра опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии руководства по соблюдению обязательных требований (https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/tipichnye-narusheniya-obyazatelnykh-trebovaniy/);

при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра;

в средствах массовой информации опубликовано 79 материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;

на официальном сайте Росреестра размещена информация о результатах государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций:

(https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/kontrol-nadzor-za-deyatelnostyu-samoreguliruemykh-organizatsiy-arbitrazhnykh-upravlyayushchikh-/svedeniya-ob-itogakh-provedeniya2/;

https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-nadzor-za-deyatelnostyu-samoreguliruemykh-organizatsiy-kadastrovykh-inzhenerov-natsi/svedeniya-ob-itogakh-provedeniya-provero/;

https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/nadzor-za-deyatelnostyu-samoreguliruemykh-organizatsiy-otsenshchikov-/svedeniya-ob-itogakh-provedeniya-rosreestrom-proverok-samoreguliruemykh-organizatsiy-otsenshchikov-/);

совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведены 4 публичных обсуждения результатов

правоприменительной практики;

проведено более 50 мероприятий с подконтрольными субъектами (семинаров, конференций, горячих линий и т.п.) по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

на официальном сайте Росреестра размещено обобщение практики осуществления в 2021 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора) (https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/07-upr/%D0%A0_0154.pdf);

подконтрольным саморегулируемым организациям направлено 67 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

13. Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление и участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений:

начальники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;

сотрудники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору);

руководители территориальных органов Росреестра и их заместители;

начальники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;

сотрудники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору).