XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,
прием граждан

12.1. В Росреестре подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам установленной сферы деятельности Росреестра, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

При необходимости орган государственной власти, сенатор Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и Росреестра в процессе реализации Росреестром государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами Росреестра.

Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с разделом XV Регламента.

Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления в Росреестр или уполномоченному лицу.

12.2. Росреестр в пределах своей компетенции обеспечивает принятие по поступившим обращениям граждан решений и направление ответа в установленный законом срок <21>.

--------------------------------

<21> Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2017, N 49, ст. 7327) (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

12.3. Поступившие в Росреестр письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются руководителю Росреестра (заместителю руководителя) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений.

Обращения граждан, поступившие в Росреестр, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы Росреестра и (или) подведомственные организации Росреестра, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Росреестра, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов) Росреестра, направляются соответствующим структурным подразделениям (и одновременно в правовое подразделение Росреестра для рассмотрения и подготовки ответа). В этом случае ответ заявителю дает заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения граждан рассматриваются в Росреестре в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем Росреестра, заместителем руководителя либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

12.4. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение (судебный акт), возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Росреестр при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Росреестра, заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Росреестр. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если в обращении содержится вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ на официальном сайте Росреестра, гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

12.5. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляется Росреестром по обращениям в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению граждан.

В Росреестре, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях Росреестр информирует об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию Росреестра, заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей), начальник структурного подразделения, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, направляет такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

В случае если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Росреестр при направлении обращения гражданина на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Росреестр по запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение гражданина, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

12.6. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

12.7. Структурные подразделения осуществляют учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе анализ следующих данных:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;

в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Росреестром в пределах его полномочий;

г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Начальники структурных подразделений организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного правового регулирования.

Контроль за рассмотрением обращений граждан, поступивших непосредственно в структурные подразделения, обеспечивают начальники структурных подразделений и структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.

12.8. Структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада руководителю Росреестра для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

12.9. Поступившие на имя руководителя Росреестра обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Службе и Регламента, докладываются руководителю Росреестра заместителями руководителя, начальниками структурных подразделений в 10-дневный срок с представлением заключений структурных подразделений, определенных руководителем Росреестра (в том числе при необходимости правовым подразделением Росреестра).

Поступившие на имя руководителя Росреестра обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Росреестр обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя, начальникам структурных подразделений для ответа.

12.10. Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и в случае незаполнения указанных реквизитов информирующее заявителя о невозможности принять его обращение.

12.11. Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения помимо оснований, указанных в пункте 12.4 Регламента, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) некорректность содержания электронного сообщения;

в) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

12.12. Ответы на обращения граждан, поступившие по информационно-телекоммуникационным сетям, направляются в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответы на обращения граждан подписываются руководителем Росреестра (заместителем руководителя) либо уполномоченным должностным лицом.

12.13. Личный прием граждан в Росреестре проводится руководителем Росреестра и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

12.14. В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное (устное) обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение.

12.15. Если поставленные на приеме вопросы не входят в компетенцию Росреестра, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.

12.16. Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Росреестр, организует структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства. Обращение в зависимости от содержания направляется руководителю Росреестра или заместителям руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) либо направляется структурным подразделением, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, для рассмотрения и подготовки проекта ответа в структурное подразделение, в компетенцию которого входят поставленные в обращении вопросы.

12.17. Начальники структурных подразделений и другие должностные лица при рассмотрении поступивших обращений граждан и организаций обязаны:

разбираться по существу поставленных вопросов, при необходимости запрашивать нужные документы, организовывать направление сотрудников на места для проверки, принимать обоснованные решения, обеспечивать их полное исполнение, своевременно подготавливать проекты ответов заявителям, разъяснять им порядок обжалования решений;

принимать меры к устранению причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

12.18. По результатам рассмотрения обращений Росреестр принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до 30 дней с даты их регистрации, а также по просьбе направивших обращения государственных органов уведомляет их о принятых решениях.

12.19. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем Росреестра (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), уполномоченным должностным лицом структурного подразделения, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

12.20. Порядок предоставления гражданам информации о деятельности Росреестра по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается разделом XV Регламента.