МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2015 г. N 19-исх/16056-СМ/15

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает следующее.

1. Относительно вопроса заявителя о понятии "неудобья" следует отметить, что в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Эти цели включают ведение сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством.

Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам. Земельные участки различаются по климатическим и другим природным условиям, местоположению, удаленности от дорог, других объектов инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры.

С учетом подобных характеристик земель определяется состав земель сельскохозяйственного назначения, который включает:

- сельскохозяйственные угодья;

- земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;

- земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами;

- фонд перераспределения земель.

Временно не используемые сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, выбывшие из сельскохозяйственного оборота в результате добровольного отказа граждан от земельных участков, отсутствия наследников либо в результате принудительного изъятия земельных участков за ненадлежащее использование (принудительного прекращения прав на землю), образуют фонд перераспределения земель. Это - своего рода резерв сельскохозяйственных земель, которые предназначены для их предоставления по мере необходимости гражданам и организациям для сельскохозяйственного производства. В эту группу входят также различного рода неудобья (овраги, пески, солончаки, болота, гари, нарушенные земли и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель). Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Таким образом, следует отметить, что постановка на государственный кадастровый учет производится в соответствии с установленной Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) процедурой.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости. Для получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо обратиться с соответствующим запросом, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества", в орган кадастрового учета.

В случае, если в ГКН содержатся все необходимые сведения о земельном участке, заявителю предоставляется кадастровый паспорт земельного участка (формы В1, В2, В3, В4).

Возможно предоставление заявителю кадастрового паспорта в виде только одной формы В1, в случае, если в ГКН сведения о местоположении границ земельного участка. Это означает, что земельный участок является ранее учтенным и сведения о местоположении границ земельного участка нуждаются в уточнении.

Также возможно решение об отказе в предоставлении кадастрового паспорта в случае, если в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке.

В случае, когда земельный участок является ранее учтенным или когда в ГКН отсутствуют сведения о таком земельном участке, необходимо проведение кадастровых работ по межеванию земельного участка для формирования необходимого для государственного кадастрового учета комплекта документов о земельном участке.

Процедуру установления границ на местности осуществляют кадастровые инженеры, которые имеют действующий квалификационный аттестат.

В результате проведения кадастровых работ подготавливается межевой план, необходимый для передачи в орган кадастрового учета. По сведениям такого межевого плана проводится государственный кадастровый учет земельного участка.

3. Статья 16 Закона о кадастре определяет порядок постановки на государственный кадастровый учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также государственный кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, который осуществляется на основании заявления о кадастровом учете в установленной форме и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Заместитель руководителя
С.Г.МИРОШНИЧЕНКО