МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 29 февраля 2016 г. N 19-00281/16

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в пределах установленной компетенции обращения, сообщает.

1. По вопросу правомерности постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем перераспределения, а также лиц, имеющих право на подачу заявления о государственном кадастровом учете.

В соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка.

При этом государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе образованных путем перераспределения, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, предусмотрен статьей 22 Закона о кадастре и является исчерпывающим. Одним из необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета является, в том числе, межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, установленными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).

Вместе с тем обязательное включение в состав межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков, согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков, и порядке, предусмотренном ЗК РФ, Законом о кадастре, Требованиями не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является, в том числе, соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков.

На основании части 1 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о государственном кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 статьи 20 Закона о кадастре лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2 статьи 20 Закона о кадастре).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации).

2. По вопросу аннулирования и исключения сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости.

Образованным земельным участкам с кадастровыми номерами <...> и <...> присвоен статус "временный".

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в том числе в случаях:

истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и отсутствия в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости либо отсутствия зарегистрированной аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета собственником (собственниками) исходного объекта недвижимости заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном объекте недвижимости либо образованных объектах недвижимости, сведения ГКН о которых имеют "временный" статус.

Учитывая изложенное, полагаем, что сведения из ГКН могут быть аннулированы и исключены на основании заявления всех собственников в связи с тем, что данные мероприятия затрагивают интересы всех собственников земельных участков.

3. По вопросу привлечения к ответственности кадастрового инженера.

На основании статей 31, 33 Закона о кадастре кадастровые инженеры не являются федеральными гражданскими служащими Росреестра, территориальных органов Росреестра, работниками ФГБУ "ФКП Росреестра".

Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не наделен контрольными (надзорными) функциями в отношении кадастровых инженеров (и организаций, работниками которых являются кадастровые инженеры).

Контроль за кадастровой деятельностью кадастровых инженеров в части соблюдения ими требований Закона о кадастре осуществляет саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности, если кадастровый инженер является ее членом (пункт 3 части 2 статьи 34 Закона о кадастре).

Вместе с тем, согласно сведениям государственного реестра кадастровых инженеров по состоянию на 19.02.2016 кадастровый инженер Гилева А.В. не является членом саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности.

Также частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.35 КоАП, возбуждаются прокурором (часть 1 статьи 28.4 КоАП) и рассматриваются судами (статья 23.1 КоАП).

В случае если указанные действия кадастрового инженера причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то к нему применяется ответственность, предусмотренная статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом, учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64 ЗК РФ, отмечаем, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд.

Начальник Управления
обеспечения кадастровых
и землеустроительных работ
Д.А.МОЛОДЕНКОВ