МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2015 г. N 14-исх/15552-ГЕ/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, направляет копию ответа заявителю.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2015 г. N 14-10129/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращения, учитывая информацию, представленную ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалом по <...> области (далее - Филиал), сообщает.
1. По результатам рассмотрения заявления от 14.09.2015 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и технического плана сооружения органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости.
Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 (далее - Требования):
сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимого имущества, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация об объекте недвижимого имущества в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав приложения к техническому плану сооружения;
если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
в случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии тех листов - проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как сообщили ФГБУ "ФКП Росреестра" и Филиал, в представленном в орган кадастрового учета техническом плане сооружения указан год завершения строительства сооружения (2014 г.), его протяженность - 20 м, адрес сооружения: <...>. Электроснабжение В0-0,4КВ.
При этом указанные характеристики сооружения в проектной документации 2014 г., включенной в состав технического плана сооружения, отсутствуют.
Вместе с тем в состав приложения к техническому плану сооружения включен проект жилого дома, датированный 2014 г., в котором содержится раздел "Технические условия для присоединения к электрическим сетям (вновь вводимая мощность)". Однако в нем отсутствуют характеристики сооружения, указанные кадастровым инженером в техническом плане, что является нарушением пункта 35 Требований, согласно которому раздел "Характеристики сооружения" заполняется в соответствии с документами, указанными в пункте 14 Требований.
Учитывая изложенное, полагаем, что для устранения причин, послуживших основанием для принятия Решения, необходимо включить в состав приложения технического плана документы, содержащие сведения о сооружении, указанные в таком техническом плане сооружения.
2. По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и технического плана сооружения (наружные сети электроснабжения), расположенного по адресу: <...>, органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Согласно разделу "Исходные данные" технический план сооружения был подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. В разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана кадастровым инженером указано, что заявленное на государственный кадастровый учет сооружение "наружные сети электроснабжения" является объектом вспомогательного использования для обеспечения функционирования объектов недвижимости, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами <...>, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании правообладателя, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 55 ГрК выдача разрешения на строительство (и, соответственно, на ввод объекта в эксплуатацию) не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Частью 17 статьи 51 ГрК установлены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется. (Соответственно, в иных случаях, не указанных в ГрК, случаях выдача таких документов требуется.)
Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству (не нарушающие его), в частности, ГрК.
Статьей 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-3 "Об основах регулировании градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" определены случаи, когда выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 КВ включительно.
На наш взгляд, исходя из норм ГрК, если не требуется разрешение на строительство, то это не означает, что не требуется изготовление проектной документации. (Исключение составляют объекты индивидуального жилищного строительства (части 2 и 3 статьи 48 ГрК).)
При этом Филиал направил запрос в орган местного самоуправления с просьбой представить информацию о необходимости получения проектной документации в соответствии с ГрК, а также о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданных в отношении сооружения, заявленного на государственный кадастровый учет.
Также отмечаем, что согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Вместе с тем ГрК не содержит определение понятия "объект вспомогательного использования".
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая изложенное, на наш взгляд и по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", представленный в орган кадастрового учета технический план сооружения должен был быть подготовлен на основании проектной документации, а в состав его приложения необходимо включить заключение уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости.
Дополнительно сообщаем, что Законом о кадастре Росреестр не уполномочен признавать законными или незаконными решения органов кадастрового учета о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а также отменять их. Согласно части 10 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Заместитель начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА