МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 14 мая 2010 г. N 14-3738-ГЕ

К ПОРУЧЕНИЯМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15.04.2010 N ВП-П9-2485, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ОТ 20.04.2010 N 27745

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам строительства объектов транспортной инфраструктуры сообщает следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Росреестра, вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд не относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, принимая во внимание то, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также право собственности на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется исключительно по основаниям, установленным статьей 49 ЗК, в том числе в случае размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 ЗК. При этом порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Согласно статье 37 ЗК объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, при этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о части объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости только в случае установления ограничений (обременении) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Представляется, что решение об изъятии части земельного участка для государственных нужд может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве обременения всего земельного участка (при условии внесения сведений о части земельного участка в государственный кадастр недвижимости), однако часть земельного участка не может являться предметом соглашения о выкупе.

Таким образом, в случае необходимости изъятия части земельного участка требуется проведение работ по образованию новых земельных участков в соответствии с главой 1.1 ЗК. При этом полагаем, что могут быть определены особенности подготовки документов для осуществления государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, представления документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на указанные земельные участки (лица, уполномоченные на совершение указанных действий, возмещение расходов на изготовление межевых планов, уплату государственной пошлины и т.д.).

Кроме того, статьей 11.2 ЗК предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Учитывая, что в рассматриваемом случае речь идет об изъятии земельных участков для проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры, целесообразно законодательно установить возможность изменения категории и вида разрешенного использования вновь образуемых земельных участков.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА