МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 4 апреля 2012 г. N 14-2354-ГЕ

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии писем Минэкономразвития России от 12.03.2012 N Д23и-799 и от 23.03.2012 N Д23и-909 по вопросам образования земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ на основании решения суда.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 марта 2012 г. N Д23и-799

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ
ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ на основании решения ... городского суда (далее - Решение суда) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При этом прилагаемое к обращению Решение суда не содержит прямого указания органу кадастрового учета на осуществление государственного кадастрового учета изменений земельных участков в связи с изменением площадей земельных участков и (или) изменением описания местоположения границ таких земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером ....

Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ в орган кадастрового учета вместе с заявлением должен быть представлен межевой план.

Вместе с тем согласно пункту 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с Решением суда может быть осуществлен на основании представленных в орган кадастрового учета соответствующего заявления и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, в том числе межевого плана, подготовленного на основании Решения суда, копия которого включена в состав приложения межевого плана.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Учитывая, что в рассматриваемом в обращении случае местоположение границ земельных участков при выполнении кадастровых работ будет устанавливаться на основании Решения суда, то, по мнению Департамента недвижимости, местоположение таких границ земельного участка согласованию не подлежит.

Дополнительно сообщаем, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 4275/11:

если кадастровые работы уже выполнены и их результаты представлены в суд в виде межевого плана с актом согласования местоположения внутренних границ земельных участков, образуемых в границах ранее поставленного на кадастровый учет исходного земельного участка, подписанным всеми собственниками объектов недвижимости, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ;

если кадастровые работы не проводились либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения экспертизы;

если по результатам кадастровых работ, проведенных по инициативе сторон или назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре);

резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и (или) изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность в части сделки приватизации), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.

Директор Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 марта 2012 г. N Д23и-909

ПО ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с разделом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Общий порядок образования земельных участков регулируется Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом действующее законодательство не ограничивает способы образования земельных участков, в том числе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.

Таким образом, преобразование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, может осуществляться любым из указанных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации способов, в том числе путем раздела такого земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона об обороте владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 14 Закона об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 14.1 Закона об обороте общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

Таким образом, имеется противоречие между положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Законом об обороте в части документов, являющихся основанием для раздела земельного участка. По мнению Департамента недвижимости, учитывая, что отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Законом об обороте, раздел земельных участков, указанных в обращении, проводится на основании решения общего собрания участников долевой собственности.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если общим собранием участников долевой собственности, которое в соответствии со статьей 14 Закона об обороте считается правомочным, принято решение о преобразовании земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, соглашение об образовании земельных участков не требуется. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи, когда земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 4, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 4 февраля 2010 г. N 42, при разделе ранее учтенного земельного участка, которому при осуществлении государственного кадастрового учета присвоено наименование "единое землепользование" (далее - единое землепользование), с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в рассматриваемом в обращении случае при разделе земельного участка, представляющего собой единое землепользование, исходный земельный участок сохраняется в измененных границах с прежним кадастровым номером при условии, если после преобразования в составе данного единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

В отношении правомерности принятого органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков сообщаем, что содержащейся в обращении информации недостаточно для подготовки обоснованного ответа по данному вопросу.

Директор Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН