МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 15 июня 2015 г. N 14-06450/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра (далее - Управление), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Исходя из части 9 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется:

на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации);

на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов; если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости (далее - Декларация).

По мнению Управления, документы, направленные регистрирующим органом в орган кадастрового учета после государственной регистрации прав на объект недвижимости в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, не требуют дополнительной проверки на наличие оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 Закона о кадастре (за исключением проверки на предмет отсутствия в государственном кадастре недвижимости уже внесенных сведений о таком объекте недвижимости). (В ином случае, фактически, под сомнение ставится правомерность (законность) государственной регистрации прав на соответствующий объект недвижимости.)

В случае представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, указанного в части 9 статьи 25 Закона о кадастре, и Декларации, указанные документы в соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. (Учитывая также пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагаем что органу кадастрового учета при проверке представленных для государственного кадастрового учета документов следует учитывать приказ Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества", а также сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка.)

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
И.В.ДОМРАЧЕВА