МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 2 мая 2017 г. N 14-05616-ГЕ/17

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

Как доложили Управление Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Управление) и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (далее - Филиал):

в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 47 960 кв. м, с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования - "для ведения фермерского хозяйства", расположенном по адресу: <...>. В границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером <...>;

сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> внесены в государственный земельный кадастр в апреле 2007 г. как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании перечня ранее учтенных объектов недвижимости.

Как усматривается из содержания обращения, при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...> кадастровым инженером было установлено, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами <...>.

При этом, как доложили Управление и Филиал:

земельные участки с кадастровыми номерами <...>, образованные путем выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером <...>, были поставлены на государственный кадастровый учет в 2010 г. на основании заявлений о постановке на государственный кадастровый учет и межевых планов от 02.06.2010;

сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <...>, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в указанных межевых планах;

в ходе повторного анализа документов, представленных с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, было выявлено, что межевые планы от 02.06.2010 подготовлены в том числе на основании выписки из протокола собрания пайщиков, датированного 2010 г., которым согласовано местоположение границ земельных участков, выделяемых в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером <...>. Также в состав приложения к указанным межевым планам были включены выкопировки из дела по созданию электронных кадастровых карт и баз данных агрофирмы "<...>", датированные 2010 г., выданные территориальным отделом г. Новороссийска Управления, на которых обозначены границы образуемых земельных участков, установленные при проведении кадастровых работ;

при этом согласно разделам "Заключение кадастрового инженера" межевых планов от 02.06.2010, подготовленных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...>, их образование осуществлялось в границах контура 41, который согласно поконтурной ведомости земельных угодий занят посторонним землепользователем - крестьянским (фермерским) хозяйством. В этой связи при принятии решений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <...> имелись основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия указанных решений). Однако применить меры дисциплинарного воздействия к сотрудникам, принявшим решение о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, как доложил Филиал, не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Относительно вопросов, поставленных заявителем в своем обращении.

1. Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, статус "архивный" присваивается при закрытии раздела ЕГРН - принятии решений о снятии с учета объекта недвижимости и в связи с этим регистрации прекращения прав (при наличии записей в ЕГРН).

Учитывая наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности физического лица на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, снятие с государственного кадастрового учета указанных земельных участков возможно либо в результате их преобразования по правилам главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации - при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образованные из них земельные участки, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

2. Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Вместе с тем Закон N 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно при поступлении в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу. (Вместе с тем полагаем, что, если требования суда касаются, например, исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, то, соответственно, в решении суда необходимо указание на то, какие сведения должны быть внесены в ЕГРН в связи с исключением сведений о местоположении границ земельного участка.)

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА