ОБЗОР
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
КАК ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЕЛАХ БОЛЕЕ ОДНОГО КАДАСТРОВОГО ОКРУГА
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ
ЗА I КВАРТАЛ 2023 ГОДА)

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением об Управлении качества данных ЕГРН и ведения ЕГРН кадастрового округа "Общероссийский" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Росреестра П/037 от 14.02.2023, в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлением качества данных ЕГРН и ведения ЕГРН кадастрового округа "Общероссийский", далее - Управление) осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа (далее также линейные объекты, сооружения).

Анализ причин принятия решений о приостановлении (отказе) в предоставлении государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав в отношении линейных объектов, проведенный Управлением по итогам I квартала 2023 г., свидетельствует о том, что, в основном, они связаны, как представляется, с несоблюдением положений Закона о регистрации, Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (далее - Требования), приказа Росреестра от 25.04.2019 N П/0163 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения" (далее - Приказ N П/0163).

Причины и основания приостановления (отказа)
государственного кадастрового учета (в том числе в рамках
осуществления единой учетно-регистрационной процедуры)

Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета (в том числе в рамках единой учетно-регистрационной процедуры), не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации
(пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Нарушения, связанные с качеством подготовки технического плана. Наиболее часто нарушаются следующие пункты Требований.
1. Пункт 51.
- сведения о местоположении линейного объекта в техническом плане сформированы неверно (например, указан только один субъект Российской Федерации или не все населенные пункты). В поле "Address", которое является обязательным элементом при заполнении XML-документа технического плана, в отношении линейного объекта, указываются субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, населенные пункты, на территории которых располагается такое сооружение. Дополнительная часть описания местоположения может быть указана в поле "Other" (в поле "Note" "Неформализованное описание" дополнительно вносится установленный адрес в точном соответствии с документом в случае, если адрес, присвоенный до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", невозможно полностью структурировать в соответствии с ФИАС (абзац пятый пункта 4.5 раздела 4 "Общие требования к заполнению технического плана в формате XML" Приказа N П/0163);
- не используются сведения ЕГРН (указываются не все земельные участки, в пределах которых расположено линейный объект) или используются неактуальные сведения ЕГРН о кадастровых номерах земельных участков, на (-под, -над) которых(-ми) расположен линейный объект (сведения о земельных участках, в границах которых располагается сооружение, указанных в техническом плане, в ЕГРН имеют статус "архивные");
- при уточнении сведений о местоположении линейного объекта, в отношении которого сведения о координатах характерных точек контуров такого линейного объекта отсутствуют в ЕГРН, обнаруживается принципиальное отличие его конфигурации от конфигурации объекта, отраженной в технической документации, использованной в том числе ранее при государственной регистрации права на него до 01.01.2013, что свидетельствует либо о проведении реконструктивных работ, либо о наличии реестровой ошибки. Во втором случае необходимо подготавливать технический план в связи с исправлением реестровой ошибки на основании документов, свидетельствующих о наличии такой ошибки и содержащих необходимые для ее исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки;
- при уточнении сведений о местоположении линейного объекта, в отношении которого сведения о координатах характерных точек контуров такого линейного объекта отсутствуют в ЕГРН заполняется элемент "ExistContour" (данный элемент должен заполняться при наличии существующего (уточняемого, изменяемого) контура) или, напротив, при наличии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек контуров линейного объекта в целях учета изменений такого сооружения изменяемые контуры описаны в элементе "NewContour Definition" (новый контур) (в такой ситуации к сведениям о местоположении линейного объекта, подлежащим уточнению, дополнительно к существующим в ЕГРН контурам линейного объекта добавляются новые контуры);
- в случае подготовки технического плана по результатам реконструкции участка линейного объекта, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН (когда участок линейного объекта демонтируется, новый участок прокладывается) элементы "ExistContour" и/или "DeleteAllBorder" отсутствуют в XML-схеме, все контуры описываются как "NewContour Definition". Следует учитывать, что в случае если осуществлена реконструкция части линейного объекта, в том числе перенос части линейного объекта в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд список характерных точек контура объекта недвижимости в графах 3, 5, 6 реквизита 1.1 раздела "Описание местоположения объекта недвижимости" технического плана начинается и заканчивается сведениями о характерных точках контура соответствующего сооружения, которые содержатся в ЕГРН и не подлежат изменению на основании представленного, в рамках заявленного учетного действия, технического плана (при наличии в ЕГРН сведений о местоположении объекта недвижимости);
В целях корректной загрузки XML-документа в случае подготовки технического плана для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении линейного сооружения кадастровому инженеру необходимо (при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек контура уточняемого линейного объекта) отображать сведения о координатах такого сооружения в элементе "NewContour" вместо "ExistContour" (глава 5.6.11 Приказа N П/0163) <1>;
- год завершения строительства указывается в поле "ExploitationChar YearUsed" вместо поля "ExploitationChar YearBuilt" (поле "ExploitationChar YearUsed" используется для обозначения года ввода в эксплуатацию по завершении строительства объекта недвижимости и указывается в соответствии с разрешением на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию);
Поскольку заполнение указанных элементов технического план является обязательным, их неправильное заполнение препятствует осуществлению корректной загрузки технического плана в ЕГРН и его пространственного анализа.
2. Пункт 23.
Представленные для государственного кадастрового учета технические планы в форме электронного документа содержат нарушения Требований, наличие которых не обеспечивает считывание XML-документа:
- в XML-схеме формата GKUOKS_.xml технического плана неправильно заполнен элемент "CadastralBlock" (для объектов недвижимости, учтенных в кадастровом округе "Общероссийский", части кадастрового номера, соответствующие номеру кадастрового округа, номеру кадастрового района, номеру кадастрового квартала - строго нули, разделенные двоеточиями 0:0:0:) (пункт 4.2. главы 4 "Общие требования к заполнению технического плана в формате XML" Приказа N П/0163).
3. Пункт 82, 65.
Линейный объект отражается на схеме расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке (далее - Схема) и Чертеже контура здания, сооружения (части объекта недвижимости) не целиком. На Чертеже отсутствуют также обозначения контуров линейного объекта.
4. Пункт 35.
При определении контура линейного объекта в контур такого объекта недвижимости не включаются проекции всех его строительных конструкций. Так, например, представляются технических планы, описывающие такой вид линейных объектов как воздушные линии электропередачи (далее - ВЛ) как полностью надземные объекты, либо объекты, представляющие собой совокупность надземных и подземных конструктивных элементов. Понятие ВЛ содержится в Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187. Так, ВЛ является устройством для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.) (пункт 2.5.2 главы 2.5 Правил).
ВЛ размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий (пункт 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486).
В этой связи необходимо отображать конструктивные наземные и надземные/подземные элементы ВЛ в семантической и графической частях технического плана. Данное обстоятельство (отсутствие сведений о земельных участках, на которых находятся наземные элементы сооружения) не позволяет установить перечень земельных участков, сведения о правоустанавливающих документах на которые должны быть внесены в ЕГРН.
5. Пункт 45.
Некорректно указан (выбран) код системы координат (элемент "CsCode"), либо не соответствует маске: кода субъекта и номер зоны, разделенные точкой, в связи с чем контур линейного объекта определяется на дежурной кадастровой карте вне пределов кадастровых округов, на территории которых он фактически располагается либо не соответствует разделам графической части технического плана;
6. Пункт 39.
Графическая часть технических планов имеет расхождения с указанием признаков (номер, тип) контуров линейного объекта в XML-файле (в текстовой части технического плана), в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о реальном расположении линейного объекта относительно поверхности земли;
неверно указывается нумерация контуров линейного объекта если сведения о нем содержатся в ЕГРН (ситуация характерна при изменении существующего контура).
7. Пункт 81.
В качестве местоположения указываются наименования не всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых располагается линейный объект.
8. Пункт 21.
В разделе "Исходные данные" не указываются сведения о реквизитах документов (в частности, проектной документации, разрешении на строительство, техническом паспорте) либо такие документы отсутствуют в составе приложения к техническому плану <2>;
сведения о проектной документации, содержащиеся в разрешении на строительстве, не соответствуют сведениям о проектной документации, указанным в техническом плане <3>, в связи с чем можно сделать вывод об отсутствии сведений о документе-основании для подготовки последнего;
при уточнении сведений о линейном объекте, его протяженность, указанная в техническом плане, не соответствует сведениям о данной характеристике в техническом паспорте такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013. (Обращаем внимание, что протяженность сооружения должна быть указана на основании документов, перечень которых содержится в статье 24 Закона о регистрации, пунктах 21.1 - 21.5 Требований; законодательством Российской Федерации кадастровый инженер не наделен полномочиями по определению протяженности линейного объекта);
в разрешении на ввод в эксплуатацию или разрешении на строительство отсутствуют сведения о протяженности линейного объекта. Такая ситуация характерна, в том числе в случае, когда осуществлена реконструкция части/участка линейного объекта, при этом сведения об основной характеристике (например, протяженности, измененной с учетом реконструированного участка) в разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют (указана только протяженность реконструируемого участка). В описываемой ситуации рекомендуем обращаться в орган, выдавший разрешительные документы, для внесения в них изменений;
имеют место обращения за государственным кадастровым учетом изменений линейного объекта, в том числе подвергшегося реконструкции, при отсутствии разрешительных документов, выданных в установленном порядке уполномоченным органом. То есть технический план подготавливается применительно к объекту, для строительства которого в соответствии с законами субъектов Российской Федерации не требуется разрешение на строительство. В этой связи обращается внимание заявителей на то, что законы субъектов Российской Федерации об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК, не распространяются на объекты капитального строительства, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, применительно к линейным объектам, приведены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 <4>;
сведения о характеристиках линейного объекта указываются на основании декларации, безосновательно составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Декларация может быть использована при подготовке технического плана если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, а также до 01.01.2025 в отношении объектов недвижимости, указанных в частях 5 - 6, 6.1, 6.2 статьи 70 Закона о регистрации <5>.
9. Пункт 79.
Описание местоположения частей (участков) линейного объекта, не включает сведений обо всех кадастровых округах в соответствующей системе координат, в границах которых такой объект располагается (в элементе "Contour" отсутствует описание контуров, расположенных в одном из кадастровых округов).
Обращаем внимание, что сведения о системе координат линейного объекта, расположенного более чем в одном кадастровом округе, указывается в отношении каждой части (участка) линейного объекта с учетом нахождения линейного объекта в определенных кадастровом округе и зонах картографической проекции.
Поскольку технические планы в силу вышеупомянутых причин невозможно загрузить в ЕГРН, установить из каких конструктивных элементов состоит контур линейного объекта и, как следствие, оценить файл (файлы) Схемы на предмет соответствия отображения контуров специальными условными знаками, текстовой части технического плана в рамках проведения экспертизы, предусмотренной статьей 29 Закона о регистрации, также не представляется возможным.

--------------------------------

<1> При подготовке технического плана также рекомендуем руководствоваться письмом Росреестра от 30.07.2021 N 14-5897-ГЕ/21 (доступно в информационно-справочной системе "КонсультантПлюс").

<2> Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в части 8 статьи 24 Закона о регистрации документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном Требованиями;

<3> Представление в качестве приложения к техническому плану сооружения проектной документации не осуществляется (часть 8 статьи 24 Закона о регистрации).

<4> В силу положений пункта 1 части 6 статьи 51 ГрК, постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 92, подпункта 5.4.2 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории двух субъектов Российской Федерации (независимо от местоположения части (этапа) такого объекта, подлежащего реконструкции), органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, является Минстрой России.

<5> В отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и не указанных в части 6.1 статьи 70 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества.

Ошибки при составлении технических планов (нарушенные пункты Требований), %

Причины и основания приостановления (отказа) государственной
регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой
учетно-регистрационной процедуры)

Основания для приостановления государственной регистрации прав
Описание причин, повлекших приостановление осуществления государственной регистрации прав
Не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (в том числе в рамках единой учетно-регистрационной процедуры) (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
В целях осуществления регистрационных действий не представлены:
документы, подтверждающие полномочия лиц, обратившихся за осуществлением учетно-регистрационных действий (характерна для документов, поступивших в орган регистрации прав в форме электронных документов);
правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные конструктивные элементы линейного объекта (при отсутствии сведений о зарегистрированных правах заявителя на них в ЕГРН) в том числе в случае, если такой объект реконструирован и новые конструктивные его элементы располагаются в границах иных земельных участков <6>.
Во избежание ситуаций, связанных с возвратом без рассмотрения заявлений и документов, представленных в орган регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о регистрации, по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 25 Закона о регистрации, аналогичную информацию (дату и номер платежного документа, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), данные документа, удостоверяющего личность - для плательщиков - физических лиц или полное наименование организации, ОГРН, КПП и ИНН - для плательщиков - юридических лиц) целесообразно указывать и в заявлениях о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, либо прикладывать к такому заявлению копию платежного документа.
Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
(пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)
Документ в форме электронного образа документа подписан усиленной квалифицированной электронной подписью ненадлежащего лица (например, лицом, по доверенности представляющим документы для осуществления учетно-регистрационных действий) (согласно части 9 статьи 21 Закона о регистрации документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе).
При представлении заявления о государственном кадастровом учете изменений в заявлении не в полной мере заполняется раздел 5 (не указывается наименование изменяемой характеристики) либо использована ненадлежащая форма заявления (например, из раздела "Заключение кадастрового инженера" следует, что технический план подготовлен в связи с исправлением реестровой ошибки, а заявление <7> представлено в орган регистрации прав с целью государственного учета изменений объекта недвижимости).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления N 3020-I <8> представляют выписки, не содержащие сведений об основаниях отнесения линейного объекта к собственности субъекта Российской Федерации <9>.
Место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса)
(пункт 45 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)
Приостановление по данному пункту Закона о регистрации тесно взаимосвязано с качеством и правильностью подготовки технического плана, а именно, с правильным указанием кода и системы координат.
Так, например, линейное объекта с некорректно указанными в техническом плане координатами характерных точек, определяется на дежурной кадастровой карте вне пределов кадастровых округов, сведения о которых содержатся в элементе "CadastralBlocks".
с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось
ненадлежащее лицо (пункт 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)
1. В целях государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик линейного объекта в случаях, когда такие изменения связаны с проведением реконструкции, для которой требуются получение разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, в нарушение вышеприведенных норм законодательства обращается собственник линейного объекта.
В соответствии с положением части 2 статьи 15 Закона, государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется по заявлению:
собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 данной части (пункт 4);
органа государственной власти, выдавшего разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4.5).
2. За осуществлением государственного кадастрового учета, либо с заявлением о предоставлении дополнительных документов обращается кадастровый инженер.
Необходимо отметить, что полномочия кадастрового инженера в части представления документов в орган регистрации прав для целей осуществления учетно-регистрационных действий установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в том числе статьей 36 указанного закона. Представление кадастровым инженером документов в том числе дополнительных, в иных случаях может быть только на основании нотариально удостоверенной доверенности.
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица (пункт 18 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)
Ситуация характерна в том числе в случае реконструкции (переноса или переустройства) инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального назначения. При этом такая реконструкция (перенос/переустройство) участка линейного объекта осуществлена в границах одного муниципального образования.
Разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию выдаются органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае необходимо руководствоваться частью 4 статьи 19 Закона N 257-ФЗ <10>, согласно которой в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги разрешение на строительство выдается, соответственно, федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций.
Таким образом, в случае если реконструкция линейного объекта (его участка) осуществляется:
в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального назначения, в том числе на территории одного субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Росавтодор;
за пределами границ полосы отвода автомобильной дороги федерального назначения, в том числе на территории одного субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Минстрой России.

--------------------------------

<6> В соответствии с частью 15 статьи 40 Закона о регистрации при проведении правовой экспертизы органом регистрации прав документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, проверка наличия правоустанавливающего документа на земельный участок осуществляется только в случае, если для создания объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

<7> Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН также утверждена приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".

<8> Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

<9> Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

<10> Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".