Раздел I. Приказ Росприроднадзора от 20.12.2022 N 571 "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по видам государственного контроля (надзора)" (вместе с "Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному геологическому контролю (надзору), Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному земельному контролю (надзору), Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лесному контролю (надзору), Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными, Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору), Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)")

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного геологического контроля
(надзора), описание текущего развития профилактической
деятельности Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования, характеристика проблем, на решение
которых направлена программа профилактики

1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095.

2. Предметом федерального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

3. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:

наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";

соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

введение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;

соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

предотвращение самовольного пользования недрами;

предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Объектами федерального государственного геологического контроля (надзора) являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора).

6. Информация о развитии профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в 2022 году (по состоянию на 30.09.2022): за 3 квартал 2022 года количество выданных предостережений составляет - 2670, количество проведенных профилактических визитов составляет - 1124, количество консультирований составляет - 387.

7. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D