МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 21 июня 2021 г. N РН-09-03-34/19089

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу использования методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Методика расчета) при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов допустимых выбросов и сообщает следующее.

Нормативы допустимых выбросов (далее - НДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Так, в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (далее - инвентаризация). В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 96-ФЗ инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами.

Статьей 22 Закона N 96-ФЗ и пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422, определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень методик расчета) осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

В соответствии с требованиями пункта 6 Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Порядок), утвержденного приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341, для внесения сведений о методике в Перечень методик расчета необходимо, чтобы разработчик, либо его представитель направили в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, а также методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4 - 11 Правил разработки и утверждения методик, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка.

Исходя из изложенного, для определения величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетными методами могут применяться только методики, включенные в Перечень методик расчета, формируемый в установленном порядке Минприроды России.

В настоящее время Перечень методик расчета состоит из 21 методики.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с внесенными изменениями в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2020 N 109, с 01.01.2021 до 01.07.2021 при проведении инвентаризации, а также корректировке ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение Методик расчета без включения таких методик в Перечень методик расчета.

Вместе с тем указанное положение не применяется для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и расположенных на территории городов Медногорск, Нижний Тагил, Омск, Новокузнецк, Чита, Липецк, Череповец, Челябинск, Магнитогорск, Красноярск, Норильск, Братск.

Таким образом, при расчете показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу расчетным методом в указанных городах необходимо руководствоваться методиками, включенными Минприроды России в перечень расчетных методик. Отчеты о результатах инвентаризации выбросов, проведенной с применением методик расчета не включенных в перечень расчетных методик, являются недостоверными. Предоставление отчетов о результатах инвентаризации, проведенной с применением таких методик, являются основанием для отказа в установлении НДВ.

При применении Методик расчета, не включенных в перечень расчетных методик, вытекает ряд административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5 и ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно сообщаем, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, направление документов, подписанных ЭЦП, является мерой, обеспечивающей минимизацию рисков распространения коронавирусной инфекции, и в дальнейшем при необходимости может быть представлен ответ, подписанный собственноручно.

Заместитель Руководителя
Р.Х.НИЗАМОВ