МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 13 октября 2017 г. N АС-10-01-36/22597
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по результатам проверки деятельности территориальных органов Росприроднадзора по исполнению законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, направляет следующую информацию для использования в работе.
1. Согласно пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиата) при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами (далее - лицензия), в части размещения отходов, является наличие сооружений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. Одними из таких требований являются установленные ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ограничения в части размещения отходов на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), и захоронения отходов в границах населенных пунктов.
Предоставление хозяйствующему субъекту лицензии на деятельность в области обращения с отходами, в части размещения отходов, в отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО недопустимо.
Вместе с тем, объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО в соответствии с порядком, установленным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Приказ N 792), и на основании данных инвентаризации, проведенной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов".
Одним из сведений, вносимых в характеристику объекта размещения отходов, является наличие лицензии на деятельность в области обращения с отходами.
Отсутствие реквизитов лицензии на деятельность в области обращения с отходами не является основанием для невключения объекта размещения отходов в ГРОРО.
Таким образом, хозяйствующий субъект, при намерении осуществлять деятельность по размещению отходов, в первую очередь, обязан включить данный объект в ГРОРО и впоследствии получить лицензию в части размещения отходов.
2. Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 404-ФЗ) были внесены изменения в п. 3 ст. 15 Закона N 89-ФЗ, который устанавливал, что порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Однако в действующей редакции п. 3 ст. 15 Закона N 89-ФЗ установлено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Законом N 404-ФЗ также внесены изменения в ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части дополнения ее пунктом 17, определяющим, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 18.12.2002 N 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Таким образом, территориальным органам Росприроднадзора при проведении проверки (в том числе в рамках предоставления услуги по лицензированию) лиц, допущенных к деятельности в области обращения с отходами, необходимо руководствоваться указанной программой (в том числе обучение не менее 112 часов).
3. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в отношении соискателя лицензии, лицензиата проводятся плановые проверки, внеплановые проверки (в том числе в рамках предоставления государственной услуги).
Предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Перечень лицензионных требований установлен ст. 8 Закона N 99-ФЗ, а также Положением о лицензировании.
В связи с изложенным, при проведении проверок в отношении соискателей лицензии или лицензиатов необходимо проверять все лицензионные требования, установленные указанными законами. Выборочная (неполная) проверка лицензионных требований недопустима и может привести к негативным последствиям как для окружающей среды, так и к возможным коррупционным факторам.
4. Росприроднадзор в силу требований Закона N 89-ФЗ устанавливает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок). Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, обязательный к предоставлению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в территориальные органы Росприроднадзора с целью утверждения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Росприроднадзор обращает внимание на недопустимость выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отсутствие (ненадлежаще оформленных) документов и сведений, указанных в Порядке и Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349.
Кроме того, в силу п. 9 Порядка в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. Приказом N 792 установлен порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов.
Росприроднадзор обращает внимание на недопустимость нарушения 10-дневного срока (с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов) представления информации о объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в Росприроднадзор (п. 19 Приказа N 792).
6. Росприроднадзор и его территориальные органы проводят внеплановые выездные проверки хозяйствующих субъектов только по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Иные основания для проведения внеплановых выездных проверок соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не установлены.
Кроме того, территориальные органы Росприроднадзора по результатам проведения проверок обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений, которые являются неотъемлемой частью акта проверки. По своей сути предписание является основным документом, понуждающим и обязывающим хозяйствующий субъект устранить выявленные нарушения и осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, отсутствие предписаний влечет возможные риски негативных последствий для объектов окружающей среды.
Также отмечаем, что территориальные органы Росприроднадзора в случае выявления нарушения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды обязаны привлекать лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности и, при необходимости, направлять материалы дел в соответствующие органы для возбуждения уголовных дел. При этом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена дифференциация административных правонарушений по компонентам окружающей среды, видам надзора. Так, за нарушение требований в области обращения с отходами территориальные органы Росприроднадзора обязаны привлекать хозяйствующий субъект по ст. 8.2 КоАП РФ, а не по ст. 8.1 КоАП РФ.
Таким образом, Росприроднадзор обращает внимание на необходимость выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений, на необходимость привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения, а также указывает на недопустимость ошибочной квалификации административных правонарушений.
А.Г.СИДОРОВ