Приложение 1. (справочное) | ТРЕБУЕМЫЙ НАБОР ПОМЕЩЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И ОСНАЩЕНИЯ, ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ

Приложение 1

(справочное)

ТРЕБУЕМЫЙ НАБОР
ПОМЕЩЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И ОСНАЩЕНИЯ, ДОКУМЕНТАЦИЯ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ

1. Кабинет для регистрации и осмотра пациента включает:

1.1. Оборудование и оснащение: столы - 2 (для врача и медицинской сестры), стулья - 4, кушетка - 1, пеленальный столик - 1 (в детском ЛПУ), аппарат для измерения давления - 1, фонендоскоп - 1, термометры медицинские - 5, емкости для хранения медицинских термометров с маркировкой "чистые" и "грязные", шпатели стерильные одноразового применения и др.

1.2. Документация врача: персонифицированный план профилактических прививок на текущий месяц по подразделению (участку, организации и т.п.), медицинская карта амбулаторного больного или история развития ребенка, бланки "Сертификата профилактических прививок", бланки справок о выполненных прививках, бланки отказов от прививок, бланки "Экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку", национальный календарь профилактических прививок, инструкции по применению МИБП, санитарные правила и методические рекомендации по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики и др.

2. Прививочный кабинет включает:

2.1. Оборудование и оснащение: холодильники для хранения вакцин с маркированными полками - 2 (в т.ч. 1 - для вакцины БЦЖ и туберкулина); холодильник для хранения лекарственных средств - 1; термометры технические - по 2 для каждого холодильника; медицинский шкаф для медикаментов и инструментария - 1; медицинская кушетка - 1; пеленальный столик - 1 (в детской лечебно-профилактической организации); "прививочные" столы с маркировкой отдельно для живых и инактивированных вакцин, "прививочный" стол для вакцинации БЦЖ и туберкулинодиагностики; рабочий стол медицинской сестры для хранения документации - 1; стул - 1; бактерицидная лампа с внешним управлением; раковина для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, с установкой рычаговых кранов со смесителями, дозатором с жидким мылом и антисептиком; стерильная укладка для проведения генеральных уборок; условно-стерильная ветошь; дезинфицирующие средства; емкости с дезрастворами для использованных шприцев и игл, тампонов и ампул (флаконов) от вакцин; шприцы однократного применения (в количестве из расчета ежедневного числа привитых + 25%), емкостью 1, 2, 5 мл с набором стерильных игл; биксы со стерильным материалом (вата - 1,0 г на инъекцию, бинты, салфетки); одноразовые стерильные спиртовые салфетки (из расчета - 2 на инъекцию); пинцеты - 5; ножницы - 2; резиновый жгут - 2; грелки - 2; почкообразные лотки - 4; лейкопластырь; полотенца, пеленки, простыни; одноразовые перчатки.

2.2. Медикаменты: утвержденный органами управления здравоохранением посиндромный перечень медикаментов для противошоковой терапии с инструкциями по применению (с указанием возрастных дозировок, способов введения).

2.3. Документация: журнал учета профилактических прививок; журнал учета получения и расходования МИБП; журнал регистрации температурного режима работы холодильников; журнал регистрации работы бактерицидной лампы; журнал регистрации генеральных уборок; штампы, подтверждающие соответствующую прививку; национальный календарь профилактических прививок; инструкции по применению используемых МИБП; ежегодно обновляемые справки медицинских работников, дающие право проводить туберкулинодиагностику и вакцинацию БЦЖ.

Прививки против туберкулеза и постановку туберкулиновых проб проводят в отдельном помещении, а при его отсутствии - на специально выделенном промаркированном столе, отдельным инструментарием, который используют только для этих целей. Для вакцинации БЦЖ и постановки туберкулиновых проб выделяют определенные дни или часы.

3. Кабинет для хранения МИБП включает:

3.1. Оборудование и оснащение:

а) холодильники - для хранения месячного запаса МИБП. В медицинских учреждениях с небольшим объемом иммунизации (здравпункты, медицинские кабинеты) может быть один холодильник. В учреждениях, выполняющих большой объем прививок, предусматривают количество холодильников, обеспечивающих месячный запас МИБП. Холодильники должны быть установлены на расстоянии минимум 10 см от стены, вдали от источников тепла и иметь заключение специалиста о годе выпуска и техническом состоянии оборудования: среднем проценте износа, характере произведенного ремонта, а также возможности поддерживать необходимую для хранения вакцин температуру 2 - 8 °C;

б) термометры технические (2 в каждом холодильнике) размещают на верхней и нижней полках, температуру фиксируют 2 раза в день в специальном журнале;

в) термоконтейнеры или медицинские сумки-холодильники: многоразовые, в достаточном количестве, предназначены для транспортирования МИБП со склада 3-го уровня к местам проведения вакцинации на территории обслуживания поликлиники, для транспортирования МИБП на 4-й уровень во время работы выездных прививочных бригад, а также для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом экстренных мероприятий (для временного хранения вакцины). К термоконтейнерам прилагается техническая документация и свидетельство о государственной регистрации;

г) хладоэлементы предназначены для транспортирования вакцин в термоконтейнерах. Хранят в замороженном состоянии в морозильной камере холодильника. Количество и тип хладоэлементов должны соответствовать прилагаемой технической документации на термоконтейнеры и хладоэлементы. Количество хладоэлементов должно быть не менее 2-х комплектов;

д) термоиндикаторы используют для контроля температурного режима хранения и транспортирования МИБП от закладки в упаковочную тару до получения пользователем. Применяют при наличии государственной регистрации в установленном порядке.

3.2. Документы: журнал регистрации поступления и выдачи МИБП; копии требований от организаций на получение МИБП; накладные на полученные МИБП, отчеты о поступлении и расходовании МИБП; план экстренных мероприятий по обеспечению "холодовой цепи" в чрезвычайных ситуациях; журнал регистрации температурного режима холодильников.

4. Кабинет для размещения прививочной картотеки включает:

4.1. Картотека с ручной технологией работы:

4.1.1. Оборудование и оснащение: стеллажи с полками и ящиками для хранения "Карт профилактических прививок"; рабочие столы для картотетчиц; стулья; калькуляторы.

4.1.2. Документация: "Карты профилактических прививок" - для организованного (по организациям) и неорганизованного (по педиатрическим и терапевтическим участкам) населения, распределенные в соответствии со сроками и видом прививок; журналы рабочих персонифицированных планов прививок на текущий месяц; ежемесячные отчеты подразделений лечебно-профилактических организаций о выполненных прививках и сводные отчеты в целом по лечебно-профилактической организации; ежемесячная отчетная форма федерального государственного статистического наблюдения N 5 "Сведения о профилактических прививках"; журнал анализа выполнения плана прививок по каждому подразделению поликлиники (по участкам и организациям, обслуживаемым поликлиникой); сведения об анализе привитости населения по возрастам по всем видам прививок для составления отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения N 6 "Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний".

4.2. Автоматизированная система управления иммунизацией (АСУИ):

4.2.1. Оборудование и оснащение: средства вычислительной техники (персональные компьютеры), на которых размещаются программные средства и информационные базы (автоматизированные рабочие места - АРМ):

- программные средства;

- средства связи, обеспечивающие информационный обмен в системе;

- информационные базы (базы данных), предназначенные для хранения информации и ее использования;

- служба технического и медицинского сопровождения АСУИ.

В зависимости от уровня, технических и финансовых возможностей, а также специфики входящих в систему организаций варианты комплектации технических средств могут быть различными.

Типовыми вариантами комплектации технических средств могут быть:

- единичный АРМ на базе ПК;

- ряд АРМ, объединенных в рамках одного органа управления локальной вычислительной сетью (ЛВС);

- несколько взаимодействующих ЛВС в рамках одного органа управления (в этом случае используется единая информационная база, размещаемая на одном из серверов).

Данные типовые варианты определяют разновидности архитектуры и реализации программных и информационных средств системы, параметры их настройки и варианты организации взаимодействия.

Программные средства:

- комплекс программ управления иммунизацией в лечебно-профилактической организации, осуществляющей прививки детскому и подростковому населению;

- комплекс программ управления иммунизацией в лечебно-профилактической организации, осуществляющей прививки взрослому населению;

- комплекс программ сбора и обработки информации по иммунизации в органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в органах управления здравоохранением;

- система обмена информацией (телефонная сеть, электронная почта, дискеты).

Первые два комплекса программ обеспечивают:

- учет и планирование прививок и биопроб;

- учет групп риска по инфекциям как по отдельным регионам, территориям, организациям, так и индивидуально для каждого пациента;

- учет приоритетности каждого типа и вида вакцинации и возможность его изменения в зависимости от эпидситуации;

- учет наличия и результата пробы, характерной для данной прививки (аналогично пробе Манту при вакцинации от туберкулеза);

- возможность смены графика прививок.

Третья и четвертая программы обеспечивают:

- прием информации от нижнего звена;

- хранение, обобщение и интеграцию собранной информации;

- представление обработанной информации в требуемом виде;

- формирование отчетов для высшего звена;

- формирование формализованных запросов на представление нестандартных отчетов нижним звеньям.

4.2.2. Документы:

В системе формируются документы двух типов - списки и таблицы.

Список является средством представления информации о характеристиках, хранящихся в прививочных картах, принадлежащих некоторой выборке. Аппарат выборок и списков позволяет проводить объективное планирование профилактических прививок, углубленный анализ состояния работы по иммунопрофилактике, доводя его до конкретного пациента.

Информацию в табличной форме представляют от подсистем нижнего звена на высшие уровни - в территориальные органы исполнительной власти в области здравоохранения и в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что позволяет создать единое информационное пространство в области иммунопрофилактики инфекционных болезней. В результате обработки первичных документов на уровне подсистем нижнего звена получают вторичные, которые в подсистемах верхних звеньев управления используют в качестве первичных для пополнения базы данных. Анализ результатов иммунопрофилактики проводится на всех уровнях системы с необходимой периодичностью. На высших звеньях системы на базе полученной информации формируют заключения, которые служат основанием для принятия управленческих решений, обязательных к исполнению нижними звеньями. Таким образом, реализуется схема информационных потоков и управление иммунопрофилактикой инфекционных болезней.

Для передачи отчетно-аналитических документов используют средства обмена информацией. Подсистема обмена информацией через телефонную сеть обеспечивает оперативную передачу формализованных сообщений между различными звеньями комплекса. Информацию из нижестоящих органов управления вакцинопрофилактикой в вышестоящие органы и в обратном направлении передают средствами электронной почты, на магнитных носителях (дискетах) или в виде печатных документов установленной формы. Для работы со средствами электронной почты компьютеры оснащают клиентским программным обеспечением, позволяющим обеспечить прием/передачу данных всем абонентам, с которыми может производиться обмен.

Для отправки одного и того же пакета информации нескольким абонентам (например, для передачи описания нового документа всем подчиненным организациям) используют списки рассылки (перечень организаций-абонентов).

5. Кабинет врача, ответственного за организацию иммунопрофилактики, включает:

5.1. Оборудование и оснащение: стол - 2, стулья - 4, кушетка - 1, пеленальный столик - 1 (в детской лечебно-профилактической организации), аппарат для измерения давления - 1, фонендоскоп - 1, медицинские термометры - 2, емкости для хранения термометров с маркировкой "чистые" и "грязные", шпатели стерильные однократного применения.

5.2. Документация: годовой план организационно-методических мероприятий по вопросам иммунопрофилактики, утвержденный руководителем лечебно-профилактической организации; журнал учета методической работы (протоколы совещаний, семинаров и т.п.) и пофамильный учет (списки) посещения совещаний, семинаров, конференций медицинскими работниками лечебно-профилактической организации; материалы сообщений о состоянии прививочной работы на врачебных и сестринских конференциях; годовой план профилактических прививок, согласованный с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органами управления здравоохранением, материалы анализа выполнения плана профилактических прививок по подразделениям (участкам, организациям, отделениям) и в целом по лечебно-профилактической организации и причин его невыполнения; материалы анализа состояния иммунизации по всем видам прививок по подразделениям, учреждениям на территории обслуживания лечебно-профилактической организации и в целом по поликлинике; папки с действующими методическими, распорядительными и нормативно-правовыми документами по вопросам иммунопрофилактики управляемых инфекций, инструкции по применению МИБП; журнал работы иммунологической комиссии; журнал учета (списки) детей с длительными медицинскими отводами от профилактических прививок в разрезе участков, отделений, детских коллективов; журнал регистрации и учета сильных (необычных) реакций на прививки и поствакцинальных осложнений; копии актов расследования поствакцинальных осложнений; журнал инструктажа вновь поступивших на работу; акты проверок организаций, проводящих иммунопрофилактическую работу на территории обслуживания лечебно-профилактической организации.

6. Кабинеты для функционального и лабораторного обследования

В некоторых случаях для положительного решения вопроса об иммунизации лиц с хроническими заболеваниями бывает необходимо дополнительное обследование с целью подтверждения клинико-лабораторной ремиссии.

Для дополнительного обследования в лечебно-профилактической организации по месту жительства или работы необходим штат специалистов и спектр лабораторных исследований (клинические, биохимические, серологические, бактериологические, вирусологические; инструментальные - УЗИ, ЭЭГ, ЭКГ, рентгенография и др.). В этих случаях необходимо метрологическое обеспечение и инженерное обслуживание имеющегося оборудования, а также иметь в наличии документы о допуске персонала к работе и журнал инструктажа, в котором отмечают регулярное проведение инструктажа по технике безопасности.

Документация: договор с другими организациями, оказывающими соответствующую медицинскую диагностику, при отсутствии возможности обследования на базе самой лечебно-профилактической организации.