Приложение 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Математика
8
Русский (национальный, иностранный язык)
7
Природоведение, информатика
6
Русская (национальная) литература
5
История (4 классов)
4
Рисование и музыка
3
Труд
2
Физическая культура
1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Химия
-
-
13
10
12
Геометрия
-
-
12
10
8
Физика
-
-
8
9
13
Алгебра
-
-
10
9
7
Экономика
-
-
-
-
11
Черчение
-
-
-
5
4
Мировая художественная культура (МХК)
-
-
8
5
5
Биология
10
8
7
7
7
Математика
10
13
-
-
-
Иностранный язык
9
11
10
8
9
Русский язык
8
12
11
7
6
Краеведение
7
9
5
5
-
Природоведение
7
8
-
-
-
География
-
7
6
6
5
Граждановедение
6
9
9
5
-
История
5
8
6
8
10
Ритмика
4
4
-
-
-
Труд
4
3
2
1
4
Литература
4
6
4
4
7
ИЗО
3
3
1
3
-
Физическая культура
3
4
2
2
2
Экология
3
3
3
6
1
Музыка
2
1
1
1
-
Информатика
4
10
4
7
7
ОБЖ
1
2
3
3
3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Физика
12
Информатика,
Экономика
6
Геометрия, химия
11
История,
Обществознание,
МХК
5
Алгебра
10
Астрономия
4
Русский язык
9
География, Экология
3
Литература, иностранный язык
8
ОБЖ, Краеведение
2
Биология
7
Физическая культура
1