Приложение 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Математика
|
8
|
Русский (национальный, иностранный язык)
|
7
|
Природоведение, информатика
|
6
|
Русская (национальная) литература
|
5
|
История (4 классов)
|
4
|
Рисование и музыка
|
3
|
Труд
|
2
|
Физическая культура
|
1
|
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 5 - 9 классах
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
||||
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
|
Химия
|
-
|
-
|
13
|
10
|
12
|
Геометрия
|
-
|
-
|
12
|
10
|
8
|
Физика
|
-
|
-
|
8
|
9
|
13
|
Алгебра
|
-
|
-
|
10
|
9
|
7
|
Экономика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Черчение
|
-
|
-
|
-
|
5
|
4
|
Мировая художественная культура (МХК)
|
-
|
-
|
8
|
5
|
5
|
Биология
|
10
|
8
|
7
|
7
|
7
|
Математика
|
10
|
13
|
-
|
-
|
-
|
Иностранный язык
|
9
|
11
|
10
|
8
|
9
|
Русский язык
|
8
|
12
|
11
|
7
|
6
|
Краеведение
|
7
|
9
|
5
|
5
|
-
|
Природоведение
|
7
|
8
|
-
|
-
|
-
|
География
|
-
|
7
|
6
|
6
|
5
|
Граждановедение
|
6
|
9
|
9
|
5
|
-
|
История
|
5
|
8
|
6
|
8
|
10
|
Ритмика
|
4
|
4
|
-
|
-
|
-
|
Труд
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4
|
Литература
|
4
|
6
|
4
|
4
|
7
|
ИЗО
|
3
|
3
|
1
|
3
|
-
|
Физическая культура
|
3
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Экология
|
3
|
3
|
3
|
6
|
1
|
Музыка
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Информатика
|
4
|
10
|
4
|
7
|
7
|
ОБЖ
|
1
|
2
|
3
|
3
|
3
|
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 10 - 11 классах
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Физика
|
12
|
Информатика,
Экономика
|
6
|
Геометрия, химия
|
11
|
История,
Обществознание,
МХК
|
5
|
Алгебра
|
10
|
Астрономия
|
4
|
Русский язык
|
9
|
География, Экология
|
3
|
Литература, иностранный язык
|
8
|
ОБЖ, Краеведение
|
2
|
Биология
|
7
|
Физическая культура
|
1
|