МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 25 января 2010 г. N 01/755-10-32
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
N 380-ФЗ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года <*>, обращает внимание на следующее.
--------------------------------
<*> Опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253, в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 4 января 2010 г. N 1, ст. 1.
Указанным выше Законом внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП).
Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения.
Кроме того, в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается проведение административного расследования в порядке, установленном статьей 28.7 КоАП.
Наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.
Изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП.
Из составов административных правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных правонарушений, предусмотренные:
- частью 2 статьи 7.8 (Самовольное занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),
- частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления),
- статьей 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе).
Вместе с тем к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава административных правонарушений, предусмотренные:
- статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями),
- частью 2 статьи 8.42 (Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами),
- частью 2 статьи 14.5 (Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения).
Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут отнесены обе части статьи 14.5 КоАП.
С момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см. приложение N 2 к настоящему письму).
Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении...". При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора.
Прошу принять указанные разъяснения к руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение N 1
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ИЗМЕНЕНИЯ
ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ
УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ и 380-ФЗ)
┌────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐ │Составы, предусмотренные │ Исключены в │ Дополнение в │ Дополнение в │ │КоАП в новой редакции. │соответствии с│соответствии с│соответствии с│ │ │ Фед. законом │ Фед. законом │ Фед. законом │ │Всего - 59 составов │ N 380-ФЗ - │ N 380-ФЗ - │ N 261-ФЗ - │ │ + 1 (ч. 2 ст. 14.5) со дня │вступ. в силу │вступ. в силу │вступ. в силу │ │ вступл. в силу Фед. закона │ с 31 марта │ с 31 марта │с 27 мая 2010 │ │ N 380-ФЗ │ 2010 г. │ 2010 г. │ г. │ ├────────────┬───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │Ст. 23.13 │6.3 │7.8 (ч. 2) │ │ │ │(составление│6.4 │8.6 (ч. 2) │ │ │ │протоколов и│6.5 │ │ │ │ │рассмотрение│6.6 │ │ │ │ │дел) │6.7 │ │ │ │ │ │7.2 (ч. 2) │ │ │ │ │10 составов │8.2 │ │ │ │ │ │8.5 │ │ │ │ │ │8.42 (ч. 2) │ │8.42 (ч. 2) │ │ │ │14.4 (ч. 2) │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │Ст. 23.49 │9.16 (ч. 1) │ │ │9.16 (ч. 1) │ │(составление│9.16 (ч. 2) │ │ │9.16 (ч. 2) │ │протоколов и│10.8 │ │ │ │ │рассмотрение│14.2 │ │ │ │ │дел) │14.4 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.5 (ч. 1) │ │ │ │ │22 состава │#14.5 (ч. 2)# │14.5 (ч. 2) │14.5 (ч. 2) │ │ │ + 1 (ч. 2 │14.6 (ч. 1) │ │ │ │ │ст. 14.5) - │14.6 (ч. 2) │исключена │ │ │ │со дня │14.7 │с 01.01.2010 │ │ │ │вступл. в │14.8 (ч. 1) │(ФЗ N 121-ФЗ) │ │ │ │силу Фед. │14.8 (ч. 2) │ │ │ │ │закона │14.8 (ч. 3) │ │ │ │ │N 380-ФЗ │14.15 │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 4) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 2) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 4) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 6) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 7) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 8) │ │ │ │ │ │19.14 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 2 п. 19 │6.1 │ │6.1 │ │ │ст. 28.3 │14.26 │ │ │ │ │(составление│19.4 (ч. 1) │ │ │ │ │протоколов) │19.5 (ч. 1) │ │ │ │ │ │19.6 │ │ │ │ │6 составов │19.7 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 2 п. 63 │6.14 │14.3 │ │ │ │ст. 28.3 │14.1 (ч. 1) │ │ │ │ │(составление│14.1 (ч. 2) │ │ │ │ │протоколов) │14.1 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.1 (ч. 4) │ │ │ │ │14 составов │14.10 │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 2) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 5) │ │ │ │ │ │15.12 (ч. 1) │ │ │ │ │ │15.12 (ч. 2) │ │ │ │ │ │18.17 (ч. 1) │ │ │ │ │ │19.19 (ч. 1) │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 3 ст. │17.7 │ │ │ │ │28.3 │17.9 │ │ │ │ │(составление│19.20 (ч. 1) │ │ │ │ │протоколов) │19.20 (ч. 2) │ │ │ │ │ │19.20 (ч. 3) │ │ │ │ │6 составов │19.26 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │п. 12 ч. 5 │20.25 (ч. 1) │ │ │ │ │ст. 28.3 │ │ │ │ │ │(составление│ │ │ │ │ │протоколов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1 состав │ │ │ │ │ └────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Приложение N 2
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ПЕРЕЧЕНЬ
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРОТОКОЛЫ
О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО
К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом изменений, вносимых в КоАП
Федеральным законом N 380-ФЗ)
┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Составы │ Полномочия должностных лиц органов внутренних дел │ │ административных │ (милиции) │ │ правонарушений, │ │ │ дела о которых │ │ │ рассматриваются │ │ │должностными лицами│ │ │ Роспотребнадзора │ │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 8.2 │вправе составлять протоколы │ │ 8.5 │ │ │ 8.42 (ч. 2) │ │ │ 14.2 │ │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.4 (ч. 1) │вправе составлять протоколы только в части соблюдения│ │ │требований законодательства об оружии │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.7 │вправе составлять протоколы только по обращениям │ │ │граждан │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.15 │- вправе составлять протоколы в части нарушения │ │ │ правил продажи: │ │ │- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных │ │ │ агрегатов, │ │ │- изделий из драгоценных металлов и драгоценных │ │ │ камней, │ │ │- лекарственных препаратов и изделий медицинского │ │ │ назначения, │ │ │- товаров бытовой химии, │ │ │- экземпляров аудиовизуальных произведений и │ │ │ фонограмм, │ │ │- программ для электронных вычислительных машин и баз│ │ │ данных, │ │ │- оружия и патронов к нему, │ │ │- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей │ │ │ продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых│ │ │ на его основе │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.16 (ч. 3) │вправе составлять протоколы и рассматривать дела │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.16 (ч. 4) │вправе составлять протоколы и рассматривать дела │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 19.14 │вправе составлять протоколы │ └───────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘