ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 17 декабря 2012 г. N 01/14439-12-32

О ПОРЯДКЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОТНОШЕНИИ
ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, исходя из положений пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"), считает необходимым разъяснить следующее.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Данные положения тесно связаны с обеспечением права потребителя на безопасность, правовую основу для практической реализации которого в настоящее время определяют, в том числе, положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В то же время из диспозиции пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" следует, что право потребителя на безопасное использование услуги подразумевает, что безопасным для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды соответствующая услуга должна быть при обычных условиях ее использования. Соответственно требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Исходя из вышеизложенного, Роспотребнадзор применительно к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" обращает внимание, что территориальным органам Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении дошкольных организаций, в целях формирования единообразной практики следует исходить из следующего трактования отдельных положений, указанных СанПиН:

1) в пункте 1.10 исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству;

2) необходимо учитывать при применении пункта 1.8, что возможно размещение групп для детей дошкольного возраста в зданиях социально-культурного назначения при наличии отдельного входа и ограждения части здания;

3) при применении п. 1.11 учитывать, что допускается организовывать разновозрастные группы детей в дошкольных организациях компенсирующей направленности;

4) императивное требование пункта 2.6 считать не относящимся к вновь строящимся дошкольным организациям;

5) при применении пункта 3.1 учитывать, что сокращение площади озеленения на 25 - 30% допускается при размещении территории дошкольной образовательной организации в непосредственной близости от скверов, садов, парков и других зеленых массивов;

6) при применении пункта 3.5 следует учитывать, что возможно сокращение площади игровых площадок на 15 - 20% в условиях плотной городской застройки;

7) требование пункта 3.6 применять с учетом продолжительности инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольных организаций, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий";

8) при применении пункта 3.9 учитывать, что для сложившейся и высокоплотной городской застройки крупных городов допускается уменьшать площадь навеса в расчете на одного ребенка на 20 - 25%;

9) в пункте 3.14 учитывать, что хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и не во всех случаях иметь самостоятельный въезд с улицы;

10) соблюдение требований пункта 3.17 оценивать с учетом того, что допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией дошкольной образовательной организации хозяйственных площадках жилой застройки;

11) при применении пункта 4.1 нужно учитывать, что рекомендуемая вместимость дошкольных организаций в отдельно стоящих зданиях может превышать 350 мест;

12) при применении пункта 4.2 исходить из того, что строительство одноэтажных зданий не запрещено требованиями данного пункта; кроме того требования пунктов 4.2, 4.31, 4.33 считать относящимся к вновь строящимся дошкольным организациям;

13) при применении пункта 4.3 исходить из того, что переоборудование помещений физкультурных залов для устройства на их базе новых групповых ячеек возможно при условии наличия отдельного музыкального зала, который можно использовать как физкультурный зал;

14) при применении пункта 4.8 необходимо учитывать, что возможно оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы;

15) иметь в виду при применении пунктов 4.10 и 6.10, что площадь раздевальной не менее 18 кв. м относится к раздевальным полнокомплектных групп, а в малокомплектных группах детей различных возрастов - площадь раздевальной определяется из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка;

16) требования пункта 4.21 следует понимать расширительно, в части возможности применения его к площади медицинских помещений;

17) при применении пункта 4.25 не исключается возможность совмещения помещения моечной обменной тары для пищеблоков, работающих на полуфабрикатах;

18) при применении пункта 5.1 необходимо учитывать, что все строительные и отделочные материалы, поступающие в дошкольные организации, должны иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

Аналогичный подход необходимо использовать и при применении пункта 6.1 раздела VI 2.4.1.2660-10, то есть детская мебель, поступающая в дошкольные организации, должна быть безвредной для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность;

19) пункт 6.18 необходимо применять с учетом того, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций, где площадь туалетных помещений не позволяет установить умывальные раковины и детские унитазы в соответствии с установленными нормами, допускается использовать помещение в соответствии с проектом;

20) при правоприменении пункта 6.18.3 нужно исходить из того, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей;

21) при применении требований пунктов 9.2 и 9.6 необходимо учитывать, что должны быть созданы условия для обеспечения дошкольной организации водой, отвечающей требованиям к питьевой воде;

22) в пункте 10.3 установлено, что все подъезды и подходы к зданию в пределах участка должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие. При этом необходимо иметь в виду, что для исключения травматизма под другим твердым покрытием может пониматься в том числе и резиновое покрытие;

23) в пункте 11.1 следует учитывать, что к "иным приспособленным помещениям" относятся жилые квартиры; раздел XI не распространяется на группы сокращенного пребывания (8 - 10 ч); кроме того, пункт 2.2 не распространяется на раздел XI и относится только к отдельно стоящим зданиям дошкольных организаций;

24) пункты 11.4, 11.5, 11.6 не предъявляют требования к наличию в помещениях для размещения групп кратковременного пребывания детей физкультурного зала и медицинского кабинета;

25) при применении пункта 11.13 учитывать, что перечень лиц, которыми осуществляется на основании договора, в установленных законодательством случаях, медицинское обеспечение детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, не является исчерпывающим;

26) при применении пункта 12.5 учитывать, что он носит рекомендательный характер и продолжительность прогулки (ее запрет) определяется дошкольной организацией самостоятельно в зависимости от погоды и климатических особенностей региона;

27) при применении пунктов 14.1, 14.2 в отношении малокомплектных дошкольных организаций (в том числе, расположенных в сельской местности) следует исходить из того, что устройство и оборудование пищеблока предполагает наличие выделенных зон, позволяющих обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие;

28) в пункте 15.23 указано, что запрещены к использованию в детском питании синтетические ароматизаторы и красители. При применении данного пункта необходимо учитывать, что техническим регламентом Таможенного Союза от 09.11.2011 N 880 "О безопасности пищевой продукции" не допускается использование ГМО в детском питании (п. 1 ст. 8);

29) пункт 18.15 не запрещает родителям детей, посещающих дошкольную организацию, предоставлять оборудование для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

30) при применении пункта 19.2.2 необходимо учитывать, что всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале "Инфекционные заболевания" и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала. При этом выявленных больных целесообразно отстранять от посещения дошкольной организации, а прием детей в дошкольные организации допускать при наличии медицинской справки, подтверждающей отсутствие инвазии ребенка.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО