МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 12 мая 2006 г. N 0100/5326-06-32

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776 (ВЗАМЕН ПИСЕМ N 0100/1049-06-32
ОТ 03.02.2006 И N 0100/2254-06-32 ОТ 01.03.2006)

Анализ хода реализации Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) свидетельствует, что в ряде территорий допускаются его неправильное толкование и применение.

Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора должно осуществляться Центром гигиены и эпидемиологии. Это требование обусловлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, которыми установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии осуществляют свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Для выполнения этой задачи федеральным бюджетом предусмотрено соответствующее финансирование.

Вместе с тем необходимо отметить, что в целях проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания субъекты предпринимательства вправе самостоятельно обратиться в любую организацию, аккредитованную в установленном порядке, в том числе и в Центр гигиены и эпидемиологии, для которого в этом случае проведение указанных работ является предпринимательской деятельностью, выполняемой в соответствии с уставом.

Основанием для проведения Центром гигиены и эпидемиологии санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках надзора в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются предписания главного государственного санитарного врача (его заместителя) в Центры гигиены и эпидемиологии ((подпункт 4) пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Иных оснований действующее законодательство не предусматривает.

Таким образом, оценка продукции, а также оценка объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного вида деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и этими возможностями не располагает Центр гигиены и эпидемиологии, главный государственный санитарный врач или его заместитель в соответствии со статьей 26.4 КоАП РФ выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Право отбора для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, закреплено п. 1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

При отборе проб следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом следует отметить, что в случае, если отбор проб осуществляет специалист Центра гигиены и эпидемиологии, обязательно присутствие уполномоченного должностного лица территориального управления и подписание им акта отбора проб.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2 Приказа). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту является неправомочной.

В приложении 4 к Приказу от 21.11.2005 N 776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья выдаются на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ, услуг) на основании результатов осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз привлекаются Центры гигиены и эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.

Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления груза.

При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99, в п. 3.4.3 которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от 22.12.2005) считать недействительным. Приложение N 3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное сырье. Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного в них срока действия.

По имеющейся информации, в ряде территорий допускаются факты издания писем, комментариев, искажающих смысл Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776, в которых расширительно толкуются права и полномочия Центров гигиены и эпидемиологии, что недопустимо.

Территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальным отделам следует установить постоянный контроль за деятельностью Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, в том числе и по вопросам организации и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО