ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
21 апреля 2020 г.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 3.1.0173-20

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ежлова Е.Б., Демина Ю.В.), ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (Щербакова С.А., Казакова Е.С., Кедрова О.В., Сафронов В.А.).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 21 апреля 2020 г.

3. Введены впервые.

1. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.

1.2. В целях оперативного реагирования с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения отдельных положений настоящих методических рекомендаций могут уточняться Роспотребнадзором информационными письмами.

2. Общие положения

2.1. В соответствии с Временным руководством Всемирной организации здравоохранения "Глобальный надзор за COVID-19, вызванной заражением человека вирусом COVID-19" от 20.03.2020 развитие эпидемической ситуации при COVID-19 в разных странах мира проходит несколько этапов (фаз), предусматривающих комплекс противоэпидемических мероприятий на национальном уровне:

- первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны;

- вторая фаза - регистрация единичных завозных случаев, которые не реализуются в виде дальнейшего распространения инфекции;

- третья фаза - выявление завозных и местных случаев с изоляцией всех больных и контактных, выявление всех эпидемиологических связей между заболевшими;

- четвертая фаза - масштабное неконтролируемое распространение инфекции.

2.2. Эпидемиологическая тактика при COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает:

- своевременное выявление и изоляцию источников инфекции (на первых фазах за счет усиления санитарно-карантинного контроля в международных транспортных узлах, медицинских осмотров пребывающих и лабораторного обследования лиц, прибывающих из неблагополучных регионов мира);

- снижение рисков инфицирования за счет ограничения контактов, в первую очередь, в местах массового скопления людей, социального дистанцирования, изоляции (самоизоляции), применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) как среди групп риска (ранжирование), так и среди населения, введение особых режимов на предприятиях и в коллективах, включая медицинские организации;

- уничтожение возбудителя в окружающей среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения средств обеззараживания воздуха;

- разъяснительную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики.

2.3. Решение о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий на территории страны принимает Правительство Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.

2.4. Основой для формирования предложений является эпидемиологический мониторинг, данные оперативного анализа и оценка эпидемиологических рисков развития ситуации (динамика заболеваемости, структурный анализ инфицированных лиц, оценка степени тяжести, готовность медицинских организаций и другое).

3. Основные противоэпидемические мероприятия по фазам
эпидемического процесса

3.1. Первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны.

3.1.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории Российской Федерации:

- усиление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу в отношении иностранных граждан, граждан Российской Федерации и транзитных пассажиров, прибывающих из зарубежных стран, на территории которых регистрируется COVID-19, проработав вопросы выявления больных на транспортных средствах и алгоритм действий медицинского персонала при подозрении на COVID-19 (повышение температуры тела, наличие респираторных симптомов) и обеспечив немедленное информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о таких случаях;

- организация немедленного отбора материала для лабораторного обследования и направление данного материала в ФБУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора при наличии признаков острого респираторного заболевания среди лиц, прибывших из неблагополучных регионов мира;

- сопровождение эвакуации граждан Российской Федерации, находящихся в странах, неблагополучных по COVID-19;

- помещение всех въезжающих из неблагополучных стран/регионов страны в обсерватор/изолятор;

- минимизация пассажиропотока из стран, затронутых эпидемией;

- контроль температуры тела пассажиров и экипажей на международных транспортных линиях и транспортных узлах (в аэропортах, на ж/д вокзалах, автовокзалах);

- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечение контроля за готовностью медицинских организаций к приему больных из неблагополучных территорий с симптоматикой, не исключающей COVID-19, проработка вопросов немедленной изоляции лиц с подозрением на COVID-19 и установлением медицинского наблюдения за контактными лицами;

- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организация работы по обучению медицинского персонала с особым вниманием на тщательный сбор эпидемиологического анамнеза и оперативное информирование территориальных органов Роспотребнадзора.

3.1.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:

- создание региональных оперативных штабов по предупреждению заноса и распространения COVID-19;

- разработка региональных межведомственных планов мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;

- ограничение массовых мероприятий с международным участием;

- оценка готовности к приему больных COVID-19, наличия необходимого оборудования, СИЗ, лекарственных препаратов, дополнительного коечного фонда;

- определение и подготовка обсерваторов для изоляции клинически здоровых лиц из групп риска;

- подготовка к массовой госпитализации больных и изоляции лиц, контактировавших с больными, провизорной госпитализации;

- формирование запаса лекарственных средств, средств профилактики, диагностических препаратов, дезинфекционных препаратов, СИЗ;

- проведение информационной кампании по профилактике COVID-19.

3.2. Вторая фаза - единичные завозные случаи COVID-19 без распространения (дополнительно к мерам в первой фазе).

3.2.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории страны:

- мониторинг за прибывающими лицами, анкетирование, выдача памяток и предписаний о самоизоляции;

- организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) (территориальные подразделения МВД России, ФСБ России и другие);

- помещение всех въезжающих на территорию страны/субъекта из неблагополучных регионов/субъектов в режим самоизоляции на дому или в обсерватор.

3.2.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:

- ограничение международных и внутренних (по ситуации) пассажирских авиационных, железнодорожных и автотранспортных перевозок;

- введение ограничительных мероприятий в детских дошкольных и учебных заведениях, перевод на дистанционное обучение (по ситуации);

- ограничение или отмена (по ситуации) всех массовых мероприятий в регионе (территории);

- введение масочного режима в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;

- усиление режима дезинфекции в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;

- рекомендации по социальному разобщению для групп риска (лица в возрасте 65 лет и старше; лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем);

- перевод медицинских организаций на режим оказания помощи на дому для групп риска и лиц, подозрительных на заболевание (группа с эпидемиологическим анамнезом прибытия из неблагополучных регионов или контакт с вероятным больным);

- перепрофилирование медицинских организаций, в том числе для оказания специализированной помощи с учетом обеспеченности аппаратами ИВЛ, ЭКМО;

- разворачивание обсерваторов;

- подготовка медицинского персонала и специалистов лабораторий;

- введение лабораторного контроля (тестирования) в отношении COVID-19 (зарегистрированными в установленном порядке тест-системами) в отношении групп риска (прибывшие из неблагополучных регионов мира, больные внебольничными пневмониями, контактные с больными, лица с наличием симптомов не исключающих COVID-19 в группах риска, медицинские работники, оказывающие помощь больным COVID-19);

- мониторинг внебольничных пневмоний (лабораторное исследование на COVID-19) и ОРВИ (при наличии эпиданамнеза);

- отслеживание и изоляция 100% контактных лиц (в условиях обсерватора/изолятора);

- увеличение объемов лабораторных исследований за счет наращивания мощности лабораторной базы;

- издание рекомендаций по профилактике COVID-19 для предприятий и организаций;

- организация системной разъяснительной работы с населением.

3.3. Третья фаза - ограниченное местное распространение COVID-19 (контролируемое).

3.3.1. Транспортные узлы:

- ограничение прибытия российских граждан из-за рубежа, прекращение пассажирских перевозок через пункты пропуска, контроль состояния здоровья на пеших переходах силами специальных постов медицинских работников;

- санитарно-карантинный контроль в отношении всех пребывающих из-за рубежа с осмотром и анкетированием, введением электронной регистрации;

- помещение пребывающих из-за рубежа в "домашнюю изоляцию" или в обсервацию (по эпидемическим показаниям);

- установление режима контроля на внутренних рейсах с термометрией и анкетированием (подключение к электронной базе данных), отслеживание транзитных пассажиров, прибывших из-за рубежа или из неблагополучных регионов страны;

- введение контроля за состоянием здоровья персонала транспортных узлов с обязательным осмотром и термометрией перед сменой и с обязательным использованием СИЗ;

- оснащение транспортных узлов оборудованием для обеззараживания воздуха;

- установление на транспортных узлах режима текущей дезинфекции;

- введение на транспортных узлах системы маркировки помещений с целью разобщения людей на 1,5 - 2 м;

- контроль режимов дезинфекции посуды и инвентаря на предприятиях общепита и торговли;

- рекомендация использования масок для всех, находящихся в помещении;

- оснащение санитарных узлов средствами дезинфекции рук (гели, салфетки);

- установление тепловизоров на входе (использование сотрудниками переносного тепловизионного оборудования).

3.3.2. Город (населенный пункт):

- дезинфекция транспорта;

- пересмотр графиков движения общественного транспорта (в сторону увеличения рейсов) с целью недопущения скученности людей;

- введение масочного режима (плюс перчатки) среди сотрудников транспорта, предприятий общественного питания и торговли, в помещениях торговых залов режим текущей дезинфекции, установка оборудования для обеззараживания воздуха;

- запрет массовых мероприятий (городских праздников, ярмарок, выставок);

- в торгово-развлекательных центрах установление оборудования для бесконтактного измерения температуры тела, отмена развлекательных мероприятий (кинотеатры, катки, игровые комнаты), установления оборудования для обеззараживания воздуха, режим текущей дезинфекции, сокращение графиков работы;

- перед входом в магазины (разные, в первую очередь продуктовые) установки с дезинфицирующим средством для рук;

- контроль работы коммунальных служб - очистка улиц, своевременный вывоз мусора;

- постоянное информирование населения о мерах профилактики, "горячие линии", акцент на группу риска - люди старше 65-ти лет (находятся дома, если работающие - только дистанционно, максимальное ограничение контактов с близкими, которые общаются с использованием масок, перчаток, антисептиков);

- учреждения закрытого типа (интернаты, пансионаты для пожилых) закрыты для посещений;

- контроль за наличием в аптеках города СИЗ, перчаток, дезинфицирующих средств, в том числе индивидуальных, противовирусных и противопростудных препаратов (перечень средств, применяемых при ОРВИ);

- введение более жесткого режима ограничений (карантина) в отношении отдельных населенных пунктов (муниципальных образований), где зарегистрированы случаи заболеваний COVID-19 и есть риски распространения инфекции.

3.3.3. В организациях города (населенного пункта):

- максимальный перевод на дистанционную работу, в обязательном порядке лиц старше 65-ти лет;

- перевод школьников и студентов на дистанционное обучение;

- в помещениях организаций обязательный режим текущей дезинфекции, проветривание, максимальное разобщение людей в кабинетах (2 м друг от друга);

- в операционных залах (банки, налоговая, миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц, регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей, пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с дезинфицирующими средствами для рук на входе. 3.3.4. Организация медицинской помощи:

- увеличение численности бригад скорой (неотложной помощи) за счет городского транспорта (например, маршрутных такси) с обязательным оснащением пульсоксиметрами;

- обслуживание людей старше 60-ти лет только на дому по любым поводам;

- формирование консультационных групп специалистов для профессиональных консультаций (врач, непосредственно работающий с больным может связаться с консультантом, приемные отделения могут направлять данные о клинических симптомах для принятия решений об объемах медицинской помощи);

- люди с ОРВИ вызывают врача на дом по телефону, больные легкой степени тяжести лечатся на дому, средней тяжести и тяжелые госпитализируются в специальные медицинские организации для больных с ОРВИ и внебольничными пневмониями;

- под специализированные стационары (для больных с подозрением на COVID-19) перепрофилируются отдельно стоящие соматические отделения или учреждения отдыха и оздоровления - санатории, базы отдыха), комплектуются медицинские бригады, в том числе из состава прикомандированного персонала, прорабатываются вопросы реанимационной помощи (оборудуется помещение с оборудованием или прорабатывается логистика быстрой доставки пациента в специализированный центр);

- под обсерваторы (для медицинского наблюдения за здоровыми лицами, например, прибывшими из-за рубежа или контактными при отсутствии условий "домашней изоляции") перепрофилируются любые учреждения в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора;

- обеспечивается наличие постоянного запаса медикаментов, СИЗ и дезинфицирующих препаратов;

- медицинские работники, имеющие риски инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обязательно применяет СИЗ, перчатки, костюмы, обследуется 1 раз в неделю на COVID-19 (ПЦР и ИФА), при наличии симптомов - изолируется на дому (по состоянию здоровья) с приемом средств экстренной профилактики (профилактическое лечение), при наличии поздних антител (IgG) обследование на COVID-19 не проводится;

- отработка и применение схем экстренной профилактики COVID-19 по схемам ОРВИ для контактных лиц и лиц из групп риска.

3.3.5. Лабораторная диагностика:

- лаборатории любой организационно-правовой формы проводят исследование на COVID-19 без выделения возбудителя (ПЦР, ИФА);

- проведение исследований, их объемы и результаты учитываются, анализируются и координируются Роспотребнадзором в соответствии с установленным порядком;

- положительные результаты подтверждаются в референс-центрах выборочно, в соответствии с определением Роспотребнадзора;

- результаты вносятся в электронные системы Роспотребнадзора для учета и передачи в медицинские организации;

Обязательному обследованию на COVID-19 подлежат:

- лица, прибывшие из-за рубежа с наличием симптомов инфекционного заболевания;

- контактные лица с больным COVID-19;

- лица с внебольничной пневмонией;

- медицинские работники, имеющие риск инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений) 1 раз в неделю до появления IgG;

- лица старше 65-ти лет с ОРВИ;

- лица с ОРВИ, находящиеся в закрытых коллективах (интернаты, пансионаты для пожилых).

3.3.6. Эпидемиологическая тактика:

- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса, направленных на источник инфекции, на пути передачи и на восприимчивый организм;

- отслеживание контактов;

- разобщение;

- отработка очагов;

- дезинфекция;

- экстренная профилактика для контактных лиц и лиц из групп риска;

- отдельное направление - профилактика внутрибольничных инфекций.

3.4. В четвертой фазе распространения без прослеживания эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе):

3.4.1. На транспортных узлах:

- прекращение международного и межрегионального транспортного сообщения, закрытие транспортных международных и междугородных узлов.

3.4.2. В городе (в населенном пункте):

- усиление режима ограничений (карантина): закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;

- режим "домашней изоляции" для всех, кроме определенных групп сотрудников;

- введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора.

3.4.3. Организация медицинской помощи:

- работа по "вызовам" на дом;

- госпитализация только тяжелых больных по медицинским показаниям.

3.4.4. Лабораторная диагностика:

- любыми лабораториями зарегистрированными тест-системами при координации Роспотребнадзора;

- в отношении медицинских работников обязательный тест на ИФА с целью определения сотрудников, которые имеют поздние IgG к COVID-19.

4.1. Выход из состояния жестких ограничительных мероприятий должен проходить постепенно и в обратном порядке введения.

При уменьшении прироста больных проводится постепенное снятие ограничений.

4.1.1. Территориальные органы Роспотребнадзора направляют рекомендации по соблюдению режима в адрес предприятий и организаций в условиях стабилизации ситуации, но при сохраняющихся рисках распространения COVID-19.