ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
17 мая 2021 г.
2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.4.0242-21
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 17 мая 2021 г.
3. Введены впервые.
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. МР могут быть использованы гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
1.3. Здания и помещения для воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не рекомендуется использовать для работ и услуг, не связанных с услугами, предусмотренными пунктом 1.1.
1.4. Производственный контроль по основным факторам, влияющим на здоровье детей (освещенность, микроклимат, коэффициент пульсации, рассаживание детей в соответствии с росто-возрастными особенностями детей и требованиями эргономики и др.), рекомендуется проводить в соответствии с приложением 1 к настоящим МР.
II. Устройство и содержание территории
2.1. При выборе территории для осуществления деятельности образовательной организации до заключения договора аренды рекомендуется оценить ее состояние и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям. При несоответствии арендуемой территории договор аренды не заключается.
2.2. В загородных стационарных детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием специально установленное место для встречи детей с посетителями, в том числе с родителями (законными представителями), рекомендуется устраивать в сооружении, защищенном от осадков, и оборудовать местами для сидения.
III. Оборудование помещений
3.1. Рекомендуется проводить постепенную замену оборудования, установленного в соответствии с проектом или закупленного ранее, в том числе по истечении срока эксплуатации или выхода из строя.
3.2. Светопроемы учебных помещений рекомендуется оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника.
3.3. В туалетах дошкольных образовательных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, допускается использование одноразовых индивидуальных сидений (накладок) на унитаз.
3.4. Рекомендуется постоянное наличие туалетной бумаги в туалетной кабине.
3.5. В специализированных помещениях (кабинет изобразительного искусства, музыкальный, мастерские) допускается использование специальной мебели соответствующей росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
3.6. При оборудовании лекционных залов (аудиторий) в организациях высшего образования скамьями рекомендуется оборудовать их устройствами для опоры спины (скамьи со спинкой).
3.7. При отсутствии в действующих образовательных организациях вытяжных шкафов над демонстрационными столами в лаборантской и учебном кабинете химии рекомендуется по изучаемым темам использовать видеоматериалы.
3.8. При одновременном размещении в кабинете, классе интерактивной учебной доски (размещается по центру фронтальной стены) и доски, для работы с которой используется мел или фломастеры, рекомендуется руководствоваться следующим: угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом - не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования. Рекомендуется использование передвижных, раздвижных учебных досок.
3.9. В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья детей для отдельного захода на трансформируемые кровати не следует использовать подручные средства, технологически не связанные с изделием.
3.10. Рекомендуется оборудовать мастерские следующим образом: столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками - не менее 0,8 м в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки оснащаются предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки устанавливаются на специальном фундаменте и оборудуются предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Столярные и слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащаются подставками для ног.
3.11. При трудовом обучении используются инструменты в соответствии с возрастом и ростом обучающихся (рекомендуемые размеры инструментов, используемых для столярных и слесарных работ, приведены в приложении 2 к настоящим МР).
IV. Организация отопления, вентиляции, кондиционирования
воздуха, естественного и искусственного освещения помещений
4.1. Для контроля за температурой воздуха рекомендуется спальные помещения, групповые, кабинеты, классы оборудовать бытовым термометром, прикрепленным на внутренней стене на высоте 0,8 - 1,5 м в зависимости от роста детей.
4.2. Проветривание в присутствии детей проводится в помещениях, оборудованных форточками или фрамугами, находящимися в верхней части окна в случае превышения максимально допустимой температуры в помещении.
4.3. При проветривании в холодный период года кратковременное снижение температуры воздуха в помещении допускается не более чем на 2 - 4 °C.
4.4. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки (при их устройстве в верхней части окна) открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
4.5. При глубине класса более 6 м правосторонний подсвет рекомендуется организовать через рекреации (коридоры), имеющие естественное освещение.
4.6. В целях охраны здоровья детей, для предупреждения перегрева организма детей инфракрасные отопительные приборы не применяются.
V. Организация режима обучения, воспитания,
отдыха, оздоровления
5.1. Учащимся 1 класса рекомендуется не задавать домашнее задание и не оценивать уровень знаний в баллах.
5.2. Для профилактики нарушений осанки, переутомления, сохранения оптимального уровня работоспособности учащихся рекомендуется проведение комплексов физкультурных минуток. Для проведения физкультминуток следует руководствоваться приложением 3 к настоящим МР.
5.3. Рекомендуется не проводить прогулки для детей до 4 лет при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5 - 7 лет - при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.
5.4. В организациях отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием рекомендуется продолжительность оздоровительной смены не менее 21 календарного дня. Для организации отдыха и досуга детей возможна организация смен менее 20 календарных дней. Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется не менее 7 календарных дней.
5.5. Купание детей в открытых водоемах в организациях отдыха и оздоровления рекомендуется осуществлять в специально отведенных и оборудованных местах, оборудованных навесами от солнца, кабинами для переодевания, туалетами. Купание рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Рекомендуется организация купания не менее чем через 30 минут после приема пищи.
5.6. При купании в бассейне детей дошкольного возраста рекомендуется следующая продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей: в младшей группе - 15 - 20 мин, в средней группе - 20 - 25 мин, в старшей группе - 25 - 30 мин, в подготовительной группе - 25 - 30 мин. В целях предупреждения переохлаждения детей прогулку после плавания в бассейне рекомендуется проводить не менее чем через 50 минут.
VI. Содержание помещений, мебели, оборудования,
инвентаря, игрушек в целях предотвращения и распространения
инфекционных и неинфекционных заболеваний
6.1. Бесконтактную термометрию сотрудникам детского учреждения рекомендуется проводить ответственным лицом, детям - воспитателем при их приеме в организацию.
6.2. Дезинфекцию воздушной среды приборами по обеззараживанию воздуха рекомендуется проводить в следующих помещениях: классах, кабинетах, игровых, мастерских, помещениях дополнительного образования, спортивных и музыкальных залах, помещениях для дневного сна (при его организации).
6.3. При использовании электронных игр и игрушек рекомендуется ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
6.4. Смену наматрасников рекомендуется проводить по мере загрязнения, стирку проводить в прачечной.
6.5. Не рекомендуется размещать аквариумы, животных, птиц в помещениях групповых.
Приложение 1
к МР 2.4.0242-21
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА, ОБЪЕМ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ
ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Вид исследований
|
Объект исследования (обследования)
|
Количество
|
Кратность
|
Оценка параметров микроклимата (температура, относительная влажность)
|
Классы, кабинеты, спортивный зал, мастерские
|
Не менее 10% помещений
|
2 раза в год (в холодный и теплый периоды)
|
Оценка состояния воздушной среды помещений
|
Классы, кабинеты, классы ПЭВМ, мастерские, залы спортивный, музыкальный
|
Не менее 10% помещений
|
После ремонтных работ, установки новой мебели
|
Контроль уровня искусственной освещенности, пульсации
|
Классы, кабинеты, оборудованные персональными ЭСО, мастерские, залы спортивный, музыкальный
|
Не менее 20% помещений
|
1 раз в год, в темное время суток
|
Оценка параметров электрических, магнитных, электромагнитных полей
|
Классы и кабинеты с ЭСО, мастерские (при наличии ЭСО)
|
Не менее 20% классов и кабинетов, 100% мастерских
|
1 раз в год
|
Оценка параметров шума
|
Классы и кабинеты с ЭСО, мастерские
|
Не менее 10% помещений, подлежащих оценке
|
1 раз в 2 года
|
Оценка уровней вибрации
|
Мастерские
|
Все помещения
|
1 раз в 2 года
|
Контроль соответствия ученической мебели росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики
|
Классы, кабинеты, игровые
|
Не менее 20% помещений
|
2 раза в год
|
Приложение 2
к МР 2.4.0242-21
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАЗМЕРЫ
ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СТОЛЯРНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Инструменты
|
Возраст обучающихся
|
|
10 - 12 лет
|
13 - 15 лет
|
|
Ножовка столярная
|
||
длина полотна
|
280 - 300 мм
|
320 - 350 мм
|
шаг зубьев
|
5 мм
|
5 мм
|
длина ручки (форма призмы)
|
80 мм
|
90 мм
|
ширина со стороны полотна
|
13 мм
|
15 мм
|
ширина со стороны ладони
|
20 мм
|
24 мм
|
ширина со стороны боковой грани
|
29 мм
|
31 мм
|
Шерхебель
|
||
длина колодки
|
220 мм
|
250 мм
|
ширина колодки
|
38 мм
|
45 мм
|
длина железки
|
140 мм
|
180 мм
|
ширина железки
|
25 мм
|
30 мм
|
Рубанок
|
||
длина
|
210 мм
|
244 мм
|
ширина
|
48 мм
|
56 мм
|
длина металлической колодки
|
220 мм
|
250 мм
|
ширина металлической колодки
|
47 мм
|
52 мм
|
длина железки
|
140 мм
|
180 мм
|
ширина железки
|
30 - 40 мм
|
40 мм
|
Молоток столярный
|
||
Масса
|
200 г
|
300 г
|
сечение ручки в месте хвата
|
26 x 20 мм
|
28 x 22 мм
|
Рашпиль
|
||
общая длина
|
200
|
250
|
длина ручки
|
112 мм
|
120 мм
|
диаметр наиболее толстой части брюшка
|
31,5 мм
|
34 мм
|
Клещи
|
||
общая длина
|
200 мм
|
250 мм
|
длина рычагов
|
125 мм
|
150 мм
|
расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата
|
27 мм
|
27 мм
|
Напильники
|
||
общая длина
|
200 мм
|
250 мм
|
длина ручки
|
112 мм
|
120 мм
|
диаметр наиболее толстой части брюшка
|
31,5 мм
|
34 мм
|
Ножовка слесарная
|
||
длина полотна
|
-
|
275 мм
|
длина ручки
|
-
|
120 мм
|
диаметр наиболее толстой части брюшка
|
-
|
34 мм
|
Молоток слесарный
|
||
Масса
|
300 г
|
400 г
|
Длина
|
280 - 300 мм
|
300 - 320 мм
|
сечение ручки в месте хвата
|
26 x 20 мм
|
28 x 22 мм
|
Ножницы по металлу Длина режущей части
|
60 мм
|
60 мм
|
Приложение 3
к МР 2.4.0242-21
КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ДАЛЕЕ - ФМ) И УПРАЖНЕНИЙ
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.