ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

РУКОВОДСТВО
ПО РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Предисловие

Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права использования наименования места происхождения товара (далее - руководство) посвящено одному из интереснейших объектов интеллектуальной собственности, предназначенному, прежде всего, для производителей традиционных товаров, а именно наименованию места происхождения товаров (далее - НМПТ).

Цель руководства состоит в разъяснении сути и значения НМПТ для эффективного функционирования производителей товаров в хозяйственном обороте, необходимости регистрации и получения права использования НМПТ, а также возможных рисков для хозяйствующих субъектов в случае использования НМПТ с нарушением законодательства.

Руководство имеет практическую направленность: в нем раскрыты пошаговые действия для оформления и подачи заявок на НМПТ, а также для получения свидетельств, удостоверяющих исключительное право использования НМПТ.

Информация, содержащаяся в настоящем руководстве, не может заменить собой получение профессиональных юридических консультаций.

Содержащиеся в руководстве разъяснения иллюстрируются примерами и изображениями НМПТ для лучшего восприятия особенностей этого средства индивидуализации.

Что такое наименование места происхождения товара?

Наименование места происхождения товара - один из объектов интеллектуальной собственности, средство индивидуализации.

В законодательстве Российской Федерации НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Из определения следует, что НМПТ всегда является известным словом (или сочетанием слов), представляющим собой название местности (географического объекта). При этом товар, для маркировки которого используется НМПТ, обладает особыми свойствами, которые товар приобрел под влиянием природных условий, или людских факторов, или под влиянием тех и других факторов.

НМПТ для традиционных товаров российских производителей

"Хохлома"
"Дулевский фарфор"
"Павловопосадский платок"
"Гжель"
"Вологодское кружево"
"Жостово"
"Ростовская финифть"
"Тульский самовар"
"Тобольская резная кость"
"Оренбургский пуховый платок"
"Крестецкая строчка"
"Кисловодский фарфор"
"Мстера"
"Ессентуки"
"Русская водка"
"Луховицкий огурец"
"Абрау-Дюрсо"
"Тульский пряник"
"Краснодарский чай"
"Башкирский мед"
"Адыгейский сыр"
"Астраханский арбуз"
"Вологодское масло"
"Алтайский мед"
"Стародубский сыр"
"Белевская пастила"
"Астраханские помидоры"

Примеры товаров, в отношении которых зарегистрированы НМПТ

"Жостово"
"Оренбургский пуховый платок"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)
"Вологодское масло"
"Адыгейский сыр"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)

"Русская водка"
"Нарзан"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)
"Дулевский фарфор"
"Вологодское кружево"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)
"Хохлома"
"Гжель"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)

"Дербент"
"Башкирский мед"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)
"Астраханские помидоры"
"Луховицкий огурец"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)

Значение НМПТ

В современных условиях избытка товаров и жесточайшей конкуренции существует потребность в использовании различных средств индивидуализации, в том числе товарных знаков и НМПТ, для успешной деятельности хозяйствующих субъектов.

Товарный знак давно известен и активно используется как эффективное средство для отличия однородных товаров разных изготовителей.

В последние годы растет интерес к НМПТ. И это не случайно!

Являясь, как и товарный знак, средством индивидуализации, НМПТ в отличие от товарного знака указывает на место изготовления товара и всегда гарантирует наличие в нем особых свойств, выделяющих этот товар среди однородных товаров.

Это означает, что сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного.

Кто получает преимущества от использования НМПТ?

Прежде всего, использование НМПТ выгодно производителю, поскольку дает возможность отличать его продукцию от продукции конкурентов. Это может влиять на успешное продвижение товара на рынке и увеличение объемов реализации, что в свою очередь должно способствовать расширению и развитию производства.

В использовании НМПТ заинтересованы и потребители. Приобретая товар, сопровождаемый НМПТ, потребитель может быть уверен, что товар обладает теми особыми свойствами, на которые он рассчитывает. Это вызывает доверие к производителю и готовность платить больше за продукцию, сопровождаемую НМПТ.

Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)

Заинтересованность в использовании НМПТ должна проявляться и со стороны администрации регионов. Это связано с тем, что НМПТ, сопровождающее товар, указывает на конкретную территорию, географическая среда которой определяет особые свойства товара. Данное обстоятельство является залогом повышения известности и привлекательности региона, что создает благоприятные условия для вложения инвестиций в его развитие. Такие инвестиции могут быть направлены на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, организацию новых рабочих мест, развитие туризма, особенно агротуризма, сохранение сельских поселений.

Включение НМПТ в процесс жизнедеятельности регионов - важный шаг, влияющий не только на экономическое, но и на социальное и культурное развитие регионов. Это объясняется прежде всего тем, что НМПТ сопровождают товары, которые могут рассматриваться как объекты материальной и духовной культуры. В таких товарах отражается многообразие традиций, самобытный колорит и история народов, населяющих российское многонациональное государство.

НМПТ "Ростовская финифть"
НМПТ "Павловопосадский платок"
Рисунок
(не приводится)
Рисунок
(не приводится)

Значение НМПТ проявляется также в том, что этот объект является одним из составляющих комплекса характеристик, дающих широкой общественности представление об изготовителе и высоком качестве товара и о связи этого товара с конкретной территорией, то есть "брендом" соответствующего региона.

Минеральные воды:
НМПТ "Нарзан"
НМПТ "Ессентуки"

Рисунок (не приводится)

Для чего необходима регистрация НМПТ и получение права
его использования?

НМПТ признается и охраняется в силу государственной регистрации.

Государственная регистрация является основанием для предоставления исключительного права использования НМПТ, удостоверяемого свидетельством.

При постановке под охрану НМПТ осуществляются два действия.

Первое - признание заявленного обозначения НМПТ и его государственная регистрация (путем внесения сведений в Государственный реестр наименований мест происхождений товаров Российской Федерации (далее - госреестр).

Второе - предоставление заявителю исключительного права на НМПТ и выдача свидетельства.

Регистрация НМПТ производится по результатам рассмотрения первой заявки на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое наименование.

Если НМПТ зарегистрировано, то все последующие заявки подаются на предоставление исключительного права использования ранее зарегистрированного НМПТ теми лицами, которые желают его использовать.

В случае получения свидетельства правообладателям предоставляются одинаковые права вне зависимости от вида поданной заявки - первая или любая последующая.

На сайте Роспатента www.rupto.ru ("Открытые реестры") размещены сведения о зарегистрированных НМПТ, а также обо всех лицах, имеющих право использовать это НМПТ.

Правообладатель может использовать НМПТ, в частности, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковке товаров, на бланках, счетах, в предложениях о продаже, в том числе с помощью рекламы. НМПТ - идеальное средство рекламы, способное эффективно влиять на продвижение товара на рынке, информируя потребителя о том, что товар обладает особыми свойствами, определяемыми природными условиями и (или) людскими факторами.

Наличие исключительного права позволяет правообладателю защищать свои права на использование НМПТ и запрещать выпуск контрафактных товаров. При этом законодательство определяет, что контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения.

Лица, которые не имеют свидетельства на право использования НМПТ, не имеют права его использовать для маркировки любого товара.

Правообладатель вправе требовать применения к нарушителям соответствующих мер ответственности, установленных законодательством.

В противном случае эти лица будут признаны нарушителями закона. Такие меры, в частности, включают запрет незаконного использования НМПТ, изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, возмещения убытков или выплаты компенсации правообладателю.

РЕГИСТРАЦИЯ НМПТ И ПОЛУЧЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НМПТ

Подача заявки и кто может быть заявителем?

Для того чтобы зарегистрировать НМПТ и получить исключительное право на такое наименование либо получить исключительное право на ранее зарегистрированное НМПТ, необходимо подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое наименование (первая заявка) подается гражданином или юридическим лицом. Несколько граждан и (или) юридических лиц могут совместно подать первую заявку на регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое НМПТ.

Однако заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ (последующая заявка) подается только одним гражданином или юридическим лицом.

Заявители вправе вести дела с Роспатентом как самостоятельно, так и через патентных поверенных и иных представителей.

Что должна содержать заявка?

Первая заявка на НМПТ должна содержать:

заявление о государственной регистрации НМПТ и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ с указанием заявителя, его места нахождения или места жительства;

заявляемое обозначение;

указание товара, в отношении которого испрашивается государственная регистрация НМПТ и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ;

указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

описание особых свойств товара. Для последующих заявок потребуется:

заявление о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ с указанием заявителя, его места нахождения или места жительства;

заявляемое обозначение;

указание товара, в отношении которого испрашивается предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ.

указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

описание особых свойств товара.

Какие документы прилагаются к заявке?

Практическое значение имеет заключение уполномоченного органа.

Для первой заявки - это заключение о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Для последующих заявок - это заключение о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в госреестре.

Такое заключение должно быть получено заявителем в уполномоченном органе самостоятельно. Каждый уполномоченный орган устанавливает собственный порядок выдачи заключений. Заявитель не обязан представлять заключение в Роспатент, поскольку Роспатент может запросить заключение из уполномоченного органа по каналам межведомственного взаимодействия.

Кто уполномочен выдавать заключения?

Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 481.

В настоящее время такими органами являются:

Минздрав России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов;

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов;

Росалкогольрегулирование - в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Каждый из названных органов выдает заключения на основании специальных административных регламентов (приложение 1).

Как подаются документы заявки?

Документы заявки могут быть поданы в Роспатент следующими способами:

при личном обращении непосредственно в Роспатент;

по почте;

по факсу, при этом оригиналы документов заявки должны быть представлены заявителем в течение одного месяца с даты их поступления в Роспатент по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим документы, поступившие ранее по факсу;

с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

За осуществление юридически значимых действий, относящихся к государственной регистрации НМПТ и предоставлению исключительного права на его использование, взимаются пошлины в соответствии с Положением о пошлинах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 941 с изменениями (приложение 2).

Результаты рассмотрения заявки

По поданным в Роспатент заявкам проводится экспертиза, включающая формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Если по результатам экспертизы заявленного обозначения установлено его соответствие требованиям законодательства, Роспатент принимает решение по первой заявке о государственной регистрации НМПТ и о предоставлении исключительного права на такое наименование, а по последующим заявкам - решение о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ.

Выдача свидетельства

На основании решения, принятого по результатам экспертизы первой заявки, Роспатент осуществляет государственную регистрацию НМПТ в госреестре.

Внесение в госреестр сведений о предоставлении исключительного права на НМПТ и выдача свидетельства об исключительном праве осуществляются Роспатентом только после уплаты пошлины за выдачу свидетельства (см. приложение 2).

Срок действия правовой охраны НМПТ и свидетельства
об исключительном праве на НМПТ

НМПТ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Можно отметить, что фактически правовая охрана НМПТ действует бессрочно.

Что касается свидетельства, то оно имеет срок действия - в течение десяти лет со дня подачи заявки на НМПТ в Роспатент.

Законодательством предусмотрено право на неоднократное продление срока действия свидетельства. Однако это возможно при условии уплаты установленной пошлины и представления заключения уполномоченного органа о том, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в госреестре особыми свойствами.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ
НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЯ
ПРАВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

1) Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

2) Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата (утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 698) (далее - Регламент);

3) Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также по предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 697) (далее - Правила);

4) Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их формы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 697) (далее - Требования);

5) Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941 с изменениями, в том числе внесенными в Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. N 1151) (далее - Положение о пошлинах).

Регламент, Правила, Требования размещены на сайте Роспатента (www.rupto.ru), а также на сайте ФИПС (www.fips.ru);

6) Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 309, с изменениями и дополнениями от 26 октября 2016 г., 14 сентября 2017 г.);

7) Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 октября 2011 г. N 1211н);

8) Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июля 2013 г. N 188, с изменениями и дополнениями от 25 сентября 2015 г.);

9) Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов (утвержден приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. N 496, с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2012 г., 30 июня 2014 г. и 21 сентября 2016 г.).

Приложение 2

РАЗМЕРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОШЛИН, ВЗИМАЕМЫХ ЗА ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ДЕЙСТВИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ НМПТ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НМПТ

1. За регистрацию заявки на регистрацию наименования места происхождения товара и принятие решения по заявке на наименование места происхождения товара по результатам формальной экспертизы - 2700 руб. (подпункт 2.3 приложения N 1 к Положению о пошлинах).

Пошлина уплачивается одновременно с пошлиной, предусмотренной подпунктом 2.5 приложения N 1 к Положению о пошлинах;

2. За проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, и принятие решения по ее результатам - 10800 руб. (подпункт 2.5 приложения N 1 к Положению о пошлинах);

3. За регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование, предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара - 16000 руб. (подпункт 2.13 приложения N 1 к Положению о пошлинах).

4. За выдачу свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара - 2000 руб. (подпункт 2.14 приложения N 1 к Положению о пошлинах);

В случае подачи заявки в электронном виде размер указанных пошлин уменьшается на 30% согласно пункту 7 Положения о пошлинах.

Предоставление права на уплату пошлин, указанных в пунктах 1, 2 и 3, в уменьшенном размере осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Положению о пошлинах по ходатайству заявителя (правообладателя), являющегося субъектом малого предпринимательства, образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию, научной организацией, индивидуальным предпринимателем. В этом случае размер пошлины составляет:

по пункту 1 - 945 руб.;

по пункту 2 - 3780 руб.;

по пункту 3 - 5600 руб.