3.6. ВЕДЕНИЕ ДЕЛ С ПАТЕНТНЫМ ВЕДОМСТВОМ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЛИ ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

3.6. ВЕДЕНИЕ ДЕЛ С ПАТЕНТНЫМ ВЕДОМСТВОМ ФИЗИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ИЛИ ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

В связи с возникающими в ряде случаев вопросами об особенностях подачи заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, получения охранных документов и поддержания их в силе иностранными юридическими лицами и физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, необходимо заметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные юридические лица либо их патентные поверенные ведут дела по получению патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели (далее по тексту - патенты) и поддержанию их в силе, только через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве, то есть в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте).

Данное положение распространяется в том числе на бывших граждан СССР, проживающих за границами Российской Федерации, вне зависимости от их гражданства.

Определение факта проживания физического лица за пределами Российской Федерации производится по его адресу, указанному в материалах заявки.

К ведению дел по получению патента относится и подача соответствующей заявки.

В соответствии со статьей 37 Закона, если международным договором Российской Федерации установлено иное правило, то применяется правило международного договора. В настоящее время такие международные договоры Российской Федерацией не заключены.

Вести дела по получению патентов и поддержанию их в силе не через российских патентных поверенных могут физические лица, проживающие в государствах - участниках двусторонних соглашений, заключенных Правительством Российской Федерации в соответствии с правом, предоставленным ему пунктом 9 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" от 23 сентября 1992 г. N 3518-1, а также юридические лица этих государств (по состоянию на 01.04.99 такими государствами являлись Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Узбекистан и Украина <*>).

--------------------------------

<*> Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами Азербайджанской Республики от 18 июня 1994 г., Республики Армения от 25 июня 1993 г., Республики Беларусь от 20 июля 1994 г., Республики Казахстан от 28 марта 1994 г., Киргизской Республики от 13 октября 1995 г., Республики Узбекистан от 27 июля 1995 г., Украины от 20 июня 1994 г. о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности.

Кроме того, продолжают действовать соглашения в форме обмена нотами между Министерством иностранных дел Российской Федерации и министерствами иностранных дел Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана <*>, в соответствии с которыми физические и юридические лица соответствующих государств на основе взаимности могут вести дела по получению охранных документов на объекты промышленной собственности и поддержанию их в силе без посредничества российских патентных поверенных.

--------------------------------

<*> Ноты Министерства иностранных дел Российской Федерации и министерств иностранных дел Республики Молдова от 14 июля 1993 г., Республики Таджикистан от 27 июля 1993 г., Туркменистана от 20 июля 1993 г.

Таким образом, подача заявки на выдачу патента лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации в стране, не перечисленной выше, или юридическим лицом такой страны не через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, противоречит Закону. В отношении такой заявки следует запрашивать у заявителя представления недостающих и исправленных документов (заявления о выдаче патента с приведением в нем сведений о патентном поверенном и надлежащим образом оформленной доверенности, выданной патентному поверенному), а в случае неполучения их признавать заявку отозванной. В запросе, направляемом в этом случае, не следует затрагивать какие-либо иные вопросы.

Аналогичным образом следует поступать и при обращении заявителя через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, но не имеющего регистрации по деятельности в соответствующей области услуг (например, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение через патентного поверенного, зарегистрированного в области оказания услуг только по товарным знакам).

В случае, если, правильно подав заявку, заявитель в дальнейшем будет обращаться в Роспатент не через патентного поверенного, соответствующие обращения, заявления, просьбы, ходатайства следует оставлять без внимания, как поданные ненадлежащим лицом. Об этом надлежит уведомить патентного поверенного. При этом, если патентный поверенный будет ходатайствовать о рассмотрении указанных документов и ведении дальнейшей переписки с ним, а доверенность, приобщенная к заявке, уполномочивает его на ведение переписки с Патентным ведомством, производство по заявке может быть продолжено.