ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по интеллектуальной собственности
Ю.С.ЗУБОВ
"__" _________ 2022 г.

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА 2022 ГОД

В соответствии с осуществляемыми функциями, а также документами стратегического планирования Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ключевыми целями и задачами Роспатента на 2022 год являются:

Цель 1. Развитие взаимодействия Роспатента с пользователями на основе принципов клиентоцентричности.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

Реализация мероприятий ведомственной программы цифровой трансформации на 2022 - 2024 годы:

- запуск в промышленную эксплуатацию создаваемых в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" 15 информационных систем и их дальнейшее развитие;

- совершенствование сервисов свободного доступа исследователей и предпринимателей к большим данным (BigData) мирового фонда научно-технической информации, аккумулированного в Роспатенте;

- реализация цифровой трансформации внутренних процессов ведомства - снижение издержек государственного управления и бизнеса;

- развитие ИТ-инфраструктуры Роспатента для обеспечения самого высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры;

- вывод на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) полного функционала государственных услуг в сфере ИС;

- размещение ведомственных витрин данных во ФГИС "Единая информационная платформа Национальной системы управления данными" (ЕИП НСУД);

- повышение ИИ-зрелости ведомства путем применения в деятельности технологий искусственного интеллекта:

интеллектуальная классификация документов;

перевод патентной информации с 10-ти языков мира;

совершенствование интеллектуального поиска по изобретениям, товарным знакам и промышленным образцам;

приоритизация заявок с учетом стратегических государственных направлений и др.;

- запуск и апробация прототипа системы механизма создания совместно с научными консорциумами отраслевых патентных пулов вокруг сложных отечественных технологий;

- запуск и апробация прототипа системы расчета рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности на основе агрегированной информации об условиях сделок с правами на интеллектуальную собственность.

Ожидаемые результаты:

- запуск в промышленную эксплуатацию 15 цифровых систем Роспатента, предоставляющих исследователям и предпринимателям в открытом доступе цифровые сервисы:

онлайн-доступа к государственным услугам Роспатента в режиме 24/7;

проведения, на основе ИИ, самостоятельного поиска по мировому патентному фонду (более 150 млн. ед. патентной информации), оценки научной новизны изобретения;

онлайн-регистрации сделок с интеллектуальными правами, охраняемыми в Роспатенте;

общедоступного поиска, с применением ИИ, по словесным и изобразительным обозначениям по базе данных из 2 млн. объектов (товарных знаков, промышленных образцов, НМПТ и ГУ);

- размещение в информационной инфраструктуре Роспатента аппаратных и программных компонентов, разработанных отечественными производителями либо являющихся "опенсорсными" решениями;

- рост удовлетворенности клиентов от использования цифровых платформ и сервисов Роспатента благодаря применению при их разработке современного технологического стека, включающего в себя технологии искусственного интеллекта (компьютерное зрение, распознавание текста (OCR), анализ и перевод текстовой информации, классификация графических образов и т.п.), технологии работы с большими данными (BigData), технологии распределенных реестров (blockchain) и другие;

- доступность и удобство использования цифровых платформ для широкого круга пользователей, в том числе и не имеющих специальных знаний по работе с поисковыми системами;

- развертывание на ЕПГУ полнофункциональных сервисов предоставления 16 массовых государственных услуг Роспатента, что позволит их оказывать по принципу клиентоцентричности;

- размещение в системе ЕИП НСУД 11 ведомственных витрин данных, содержащих сведения из государственных реестров Роспатента;

- применение технологии искусственного интеллекта в большинстве бизнес-процессов Роспатента (интеллектуальный "поиск похожих" - 85 - 90% релевантности, машинный перевод с 10 языков, приоритизация заявок по научным направлениям исследований и разработок, автоматическая классификация документов, прогноз развития изобретательской активности и технологических направлений и др.).

Цель 2. Содействие формированию системных механизмов использования перспективных результатов интеллектуальной деятельности в промышленном производстве.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- осуществление экспертно-аналитической поддержки национальных спецпроектов, комплексных проектов научно-технологического развития России с реализацией концепции раннего реагирования Роспатента на всех этапах жизненного цикла от определения перспективных направлений инвестирования в НИОКР и облика перспективной продукции до организации промышленного производства и вывода на российский и зарубежные рынки, в том числе оказание поддержки по следующим направлениям:

скаутинг технологий с целью выявления наилучших доступных технологий и проектных команд;

комплексный подход к трансферу технологий;

патентная технологическая разведка для анализа технологического развития компаний-конкурентов;

выявление направлений производства гражданской продукции на предприятиях ОПК;

разработка и регулярное обновление отраслевых патентных ландшафтов в интересах инновационного развития регионов и приоритетного развития секторов экономики Российской Федерации с организацией рабочих обсуждений и экспертных панелей по определению состава и области охвата патентных ландшафтов, приоритетных очередей разработки, периодичности актуализации сведений;

- расширение практики патентной аналитики на государственном и корпоративном уровнях в качестве мировых лучших практик с созданием международного консультационного совета по патентной аналитике (IPAAB, International Patent Analytics Advisory Board);

- популяризация системного применения патентной информации в интересах формирования научно-технической политики Российской Федерации, управления инновациями и технологиями на государственном и корпоративном уровнях, в том числе:

организация серии преемственных мероприятий по патентной аналитике с общим названием "Дни патентной аналитики" (3 - 4 мероприятия в год), проводимых в рамках крупных экономических и технологических форумов (международные экономические форумы, Технопром и другие);

организация популяризационных программ для школьников и студентов с реализацией и распространением результатов открытых студенческих проектов.

Ожидаемые результаты:

- подготовка комплекта документов по перспективному проекту "Радар управления технологиями" по механизму раннего реагирования Роспатента. Комплект будет включать три документа: 1. Концепция (самый объемный документ); 2. Техническое задание на разработку информационной системы; 3. Финансово-экономическое обоснование; Представление комплекта документов в Правительство Российской Федерации;

- разработан открытый патентный ландшафт "Оптогенетические инструменты в биологии и биомедицине";

- проведены не менее 3 образовательных и обучающих мероприятий по патентной аналитике, в том числе для молодых ученых и специалистов.

Цель 3. Совершенствование процедур предоставления Роспатентом государственных услуг.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- предоставление гражданам, в том числе самозанятым, возможности регистрировать товарные знаки на свое имя;

- запуск системы проведения предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности по заявкам на изобретение и полезную модель российскими научными и образовательными организациями;

- введение публичной предрегистрационной оппозиции по заявкам на промышленные образцы;

- замена российских правил объединения изобретений в группу (требование единства изобретения) на правила объединения изобретений в группу, установленные Договором о патентной кооперации;

- переход на электронное правовое обеспечение предоставления государственных услуг в условиях обновленных требований к порядку разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти;

- совершенствование процедуры аттестации и регистрации патентных поверенных, контроля за их деятельностью;

- расширение возможностей подачи замечаний в отношении патентоспособности объектов, раскрытых в переведенной на национальную фазу в Российской Федерации международной заявке.

Ожидаемые результаты:

- принятие федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих предоставление гражданам, в том числе самозанятым, возможности регистрировать товарные знаки на свое имя;

- принятие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих аккредитацию российской научной или образовательной организации в качестве организации, которая может проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности;

- подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих введение публичной оппозиции по заявкам на промышленные образцы;

- внесение изменений в положения подзаконных актов, устанавливающие требование единства изобретения и проведение проверки его соблюдения;

- утверждение административных регламентов предоставления Роспатентом государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг;

- проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию изменений законодательства о патентных поверенных, включая разработку проектов подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление государственной услуги по аттестации патентных поверенных, внедрение обновленной информационной системы;

- подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих расширение возможностей подачи замечаний в отношении патентоспособности объектов, раскрытых в переведенной на национальную фазу в Российской Федерации международной заявке.

Цель 4. Повышение результативности научной деятельности Роспатента в целях достижения показателей национального проекта "Наука и университеты".

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- реализация комплекса мер по выполнению финансируемых из государственного бюджета научно-исследовательских работ (далее - НИР);

- постановка и ускоренная реализация НИР, финансируемых за счет внебюджетной деятельности ФИПС, по наиболее актуальным тематикам, находящимся в фокусе активной проработки ведущими патентными ведомствами мира, а также исследований на стыке задач управления интеллектуальной собственности с задачами формирования научно-технической политики, управления инновациями и технологиями;

- создание на базе ФИПС научно-методического центра в сфере ИС (фабрика мысли) на евразийском пространстве по вопросам экспертизы, правовой охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Ожидаемые результаты:

- введение в широкий научный оборот результатов НИР путем увеличения числа публикаций, научных докладов и научных мероприятий;

- создание условий для усиления публикационной активности, повышения показателей цитирования и видимости в научном сообществе сотрудников Роспатента и подведомственных организаций, в том числе в журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования;

- развитие международной кооперации с ведущими мировыми центрами, осуществляющими прорывные исследования в области управления ИС, формирования научно-технической политики, управления инновациями и технологиями.

Цель 5. Предотвращение неправомерного закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также их использования.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- повышение компетентности участников научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической деятельности, в части обращения с результатами интеллектуальной деятельности, созданными за бюджетные средства;

- предотвращение передачи иностранным заказчикам продукции, в которой выражены (содержатся) результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, без обеспечения их правовой охраны или определения порядка использования.

Ожидаемый результат:

- разработка руководства, предусматривающего положения по включению в договоры субподряда в рамках выполнения работ по государственным контрактам условий, регулирующих порядок обращения с интеллектуальной собственностью;

- обеспечение контроля наличия в контрактах (договорах) с иностранными заказчиками положений, регулирующих порядок обращения с интеллектуальной собственностью.

Цель 6: Содействие развитию региональных систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- содействие региональным уполномоченным органам в разработке стратегических документов в сфере создания системы интеллектуальной собственности;

- мониторинг исполнения целевых показателей субъектами Российской Федерации в рамках трехсторонних соглашений между Минэкономразвития, Роспатентом и администрацией регионов;

- создание информационной цифровой платформы для участников сети ЦПТИ РФ - площадки для коммуникационного взаимодействия ЦПТИ разного уровня и сотрудничества с изобретателями и другими заинтересованными сторонами, для превращения идей в активы, формирования портфеля услуг, проведения межрегиональных мероприятий по популяризации РИД среди различных возрастных групп.

Ожидаемые результаты:

- выявление лучших практик управления правами результаты интеллектуальной деятельности в регионах;

- развитие информационной системы ГИС "Поддержка управленческих решений", обеспечивающей администрациям регионов возможность получения необходимой и достаточной информации в сфере интеллектуальной собственности региона и в целом Российской Федерации;

- обеспечение региональных уполномоченных органов возможностью бесшовного получения необходимой и достаточной информации в сфере интеллектуальной собственности региона и в целом Российской Федерации;

- настройка управления ЦПТИ на решение стратегических задач регионов в области интеллектуальной собственности.

Цель 7. Продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности на глобальном, региональном и национальном уровнях в рамках международного сотрудничества.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в международных организациях и на двустороннем уровне,

- обеспечение для российских заявителей комфортной среды при получении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности за рубежом путем интеграции Российской Федерации в глобальные системы охраны интеллектуальной собственности и развития региональных систем регистрации;

- продвижение и реализация инициатив по развитию евразийской интеграции в сфере интеллектуальной собственности.

Ожидаемые результаты:

- продвижение российских инициатив в рамках ВОИС, в частности по продвижению русского языка в глобальных системах регистрации и цифровой повестке, совершенствованию Стандартов ВОИС;

- внедрение Российской Федерации в международную систему регистрации ГУ и НМПТ в соответствии с Женевским актом Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.

- расширение взаимодействия с международными организациями и объединениями, уполномоченными органами иностранных государств на глобальном, региональном и национальном уровнях (реализация совместных проектов, обмен опытом и передовыми практиками, проведение рабочих встреч, вебинаров, стажировок и др.);

- продвижение российских инициатив в рамках ВОИС;

- развитие взаимодействия Роспатента с Евразийским патентным ведомством;

- дальнейшая имплементация Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС (запуск евразийской системы регистрации товарных знаков);

- гармонизация практики в сфере предоставления правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, обеспечения для российских заявителей комфортной среды при получении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности за рубежом.

Цель 8. Обеспечение инфраструктуры интеллектуальной собственности посредством развития кадрового потенциала и научно-исследовательской деятельности.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- реализация РГАИС и ФИПС масштабных практико-ориентированных образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- развитие "Цифровой Академии" и информационно-просветительского портала РГАИС в сфере интеллектуальной собственности для разных возрастных групп;

- продвижение достижений российских и зарубежных научных школ, развитие научного диалога и коммуникации между исследователями, популяризация сферы интеллектуальной собственности, в том числе в рамках деятельности созданного на базе РГАИС Международного центра компетенций "1Р";

- проведение научных исследований РГАИС и ФИПС по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, в том числе финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- старт работ по реконструкции здания РГАИС с пристраиваемым студенческим кампусом

- создание современного хранилища государственного патентного фонда в помещениях ФИПС на ул. Авиамоторная, д. 55 корп. 31;

- формирование устойчивого интереса к сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в российском обществе, приобщение детей и молодежи к проектной деятельности в области интеллектуальной собственности.

Ожидаемые результаты:

- увеличение количества обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам в сфере интеллектуальной собственности;

- повышение доступности образования в сфере интеллектуальной собственности на базе "Цифровой академии";

- развитие сотрудничества с государствами-участниками ЕАЭС, СНГ, иными государствами, международными организациями, в том числе ЕАПО, ВОИС и зарубежными патентными ведомствами;

- расширение перечня субъектов, вовлекаемых в процессы проведения научных исследований и подготовки специалистов в области интеллектуальной собственности в подведомственных Роспатенту учреждениях;

- расширение охвата молодежной аудитории проектами по популяризации сферы интеллектуальной собственности;

- создание условий для постоянного хранения и использования обязательного федерального экземпляра патентных документов Государственного патентного фонда Российской Федерации.

Цель 9. Совершенствование статистических показателей, отражающих реализацию государственных программ в сфере научно-технологического развития.

Для достижения цели предусматривается решение следующей задачи:

- разработка системы статистических целевых показателей, характеризующих правовую охрану результатов НИОКР, а также их введение в хозяйственный оборот, и методики их отражения в статистической отчетности Роспатента.

Ожидаемые результаты:

- оценка уровня правовой охраны РИД, полученных в результате НИОКР, выполненных за счет федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации и уровня их введения в хозяйственный оборот;

- оценка эффективности НИОКР, выполненных за счет федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации.