ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 29 сентября 2022 г. N 1037

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИКУ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ ОТ 28 ЯНВАРЯ 2021 Г. N 50

В связи с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 577/320 в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219, приказываю:

1. Внести изменения в Методику расчета показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)", утвержденную приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 января 2021 г. N 50, с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. N 703, от 25 августа 2021 г. N 1166, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е. Семченко.

Руководитель
А.А.МУЗАЕВ

Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 29.09.2022 N 1037

"Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 28.01.2021 N 50

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)"

1. Настоящая Методика определяет порядок расчета Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)" (далее - Показатель), предусмотренного подпунктом 1.1 раздела 2 паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16 (с учетом изменений, утвержденных протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17.12.2020 N 14), и разработана в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2013, N 30, ст. 4084), пунктом 2.12.Е.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2019, N 14, ст. 1640, 16.08.2021, N 33, ст. 6148, 07.02.2022, N 6, ст. 912), и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2019 N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219", от 23.12.2021 N 1681/1004 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219", от 11.05.2022 N 577/320 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219").

1.1 Формирование официальной статистической информации по Показателю осуществляется на федеральном уровне с ежемесячной периодичностью в целом по Российской Федерации.

1.2 Периодичность предоставления (распространения) официальной статистической информации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки:

ежемесячно на 6 рабочий день месяца, следующего за отчетным;

ежегодно 30 декабря года, следующего за отчетным (публикации в Единой межведомственной информационно-статистической системе).

В случае отсутствия информации для расчета ежемесячного значения Показателя в отчетном периоде, принимаются для расчета значения предыдущего отчетного периода.

1.3 Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление (распространение) информации по Показателю, является Рособрнадзор.

2. Для целей настоящей Методики используются основные понятия:

Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже) - показатель, значение которого рассчитывается по результатам последних проведенных международных сравнительных исследований качества образования PIRLS, TIMSS, PISA и общероссийской оценки по модели PISA.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста (далее - PIRLS). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира. Проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования (далее - TIMSS). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Проводится с периодичностью 1 раз в 4 года.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - мониторинговое исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос: "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?".

Общероссийская оценка по модели PISA - исследование качества общего образования, позволяющее получать результаты по международной шкале PISA.

3. Расчет Показателя осуществляется по формуле:

,

где

FOO - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований;

Xi - место Российской Федерации в i-м исследовании:

X1 - PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста;

X2 - TIMSS (4 класс) по математическому направлению;

X3 - TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению;

X4 - TIMSS (8 класс) по математическому направлению;

X5 - TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению;

X6 - PISA по направлению читательская грамотность;

X7 - PISA по направлению математическая грамотность;

X8 - PISA по направлению естественно-научная грамотность.

Величины базового значения Показателя и значения Показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Величина базового значения Показателя

Исследование
Направление
Xi
PISA-2015
Математическая грамотность
23
PISA-2015
Читательская грамотность
26
PISA-2015
Естественно-научная грамотность
32
TIMSS-2015
Математика, 4 класс
7
TIMSS-2015
Естествознание, 4 класс
4
TIMSS-2015
Математика, 8 класс
6
TIMSS-2015
Естествознание, 8 класс
7
PIRLS-2016
Читательская грамотность
1
Среднее
13,25

Таблица 2. Величина значения Показателя на 2018 год

Исследование
Направление
Xi
PISA-2018
Математическая грамотность
30
PISA-2018
Читательская грамотность
31
PISA-2018
Естественно-научная грамотность
33
TIMSS-2015
Математика, 4 класс
7
TIMSS-2015
Естествознание, 4 класс
4
TIMSS-2015
Математика, 8 класс
6
TIMSS-2015
Естествознание, 8 класс
7
PIRLS-2016
Читательская грамотность
1
Среднее
14,88

4. Источниками данных для расчета Показателя являются результаты следующих процедур:

- результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно;

- результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (общероссийская оценка по модели PISA).

Верификация данных осуществляется подведомственной Рособрнадзору организацией, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт оценки качества образования", согласно методикам обработки данных, описанных для каждого исследования: PISA - технические стандарты Организации экономического сотрудничества и развития, TIMSS, PIRLS - технические стандарты IEA.

Автоматизация осуществляется посредством размещения данных в Единой межведомственной информационно-статистической системе.

5. Осуществление расчета Показателя производится в соответствии со сроками проведения процедур и сроками осуществления расчета параметров величин X1, ..., X8.

5.1. Сроки проведения процедур:

Год
Проводимые процедуры
2019
TIMSS-2019
Общероссийская оценка по модели PISA-2019
2020
Общероссийская оценка по модели PISA-2020
2021
Общероссийская оценка по модели PISA-2021
PIRLS-2021
2022
Общероссийская оценка по модели PISA-2022
2023
TIMSS-2023
Общероссийская оценка по модели PISA-2023
2024
Общероссийская оценка по модели PISA-2024

Международные исследования TIMSS, PIRLS проводятся по регламенту, устанавливаемому международной организацией - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.

Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны.

В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.

5.2. Расчет параметров величин X1, ..., X8 осуществляется согласно проведенным процедурам в соответствии со сроками, представленными в пункте 5.1 Методики, в следующие сроки:

Расчет величины X1
(место России в исследовании PIRLS) по годам

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величины X1
2018
PIRLS-2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2019
PIRLS-2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2020
PIRLS-2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2021
PIRLS-2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2022
PIRLS-2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2023
PIRLS-2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2024
PIRLS-2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.

Расчет величин X2, X3, X4, X5
(места России в исследовании TIMSS) по годам

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X2, X3, X4, X5
2018
TIMSS-2015
Апрель 2015 г.
Декабрь 2016 г.
2019
TIMSS-2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2020
TIMSS-2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2021
TIMSS-2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2022
TIMSS-2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2023
TIMSS-2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.
2024
TIMSS-2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.

Расчет величин X6, X7, X8
(места России в исследовании PISA) по годам

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X6, X7, X8
2018
PISA-2018
Апрель 2018 г.
Декабрь 2019 г.
2019
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь
2019 г.
1-й квартал 2020 г.
2020
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь
2020 г.
1-й квартал 2021 г.
2021
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь
2021 г.
1-й квартал 2022 г.
2022
Общероссийская оценка по модели PISA-2022
Октябрь - ноябрь
2022 г.
1-й квартал 2023 г.
2023
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь
2023 г.
1-й квартал 2024 г.
2024
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь
2024 г.
1-й квартал 2025 г.

5.3. Расчет Показателя осуществляется в следующие сроки:

Расчетный год
Сроки расчета величин X1, ..., X8
Срок расчета итогового Показателя
Группа величин
Срок расчета
2018
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2019 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2016 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2019 г.
2019
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2020 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2020 г.
2020
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2021 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2021 г.
2021
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2022 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2022 г.
2022
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2023 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2023 г.
2023
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2024 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2024 г.
2024
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2025 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1-й квартал 2025 г.

".