МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2014 г. N 11-200
О НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и многочисленными запросами, поступающими от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет методические материалы о государственной аккредитации образовательной деятельности.
А.А.МУЗАЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), по заявлениям образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее вместе - организации, осуществляющие образовательную деятельность), по основным образовательным программам, реализуемым указанными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно части 7 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.
Таким образом, если для государственной аккредитации образовательной деятельности заявлены основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, то решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам принимается в отношении среднего профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся указанные заявленные для государственной аккредитации образовательной деятельности образовательные программы.
При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году (часть 8 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Частью 7 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.
В связи с этим, если заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, относящиеся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, прошли процедуру государственной аккредитации, то аккредитованными считаются все основные профессиональные образовательные программы, входящие в эту укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности хотя бы по одной из заявленных к государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, входящих в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, решение об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности принимается в отношении всей укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки.
Согласно части 19 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 45 "Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31446) (далее - приказ Минобрнауки России от 27 января 2014 г. N 45) утверждены в том числе формы:
свидетельства о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;
свидетельства о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам.
Таким образом, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, заявила для государственной аккредитации образовательной деятельности основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, то в случае принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении такой организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы, и по основным профессиональным образовательным программам в отношении среднего профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, ей выдается два свидетельства о государственной аккредитации и приложения к ним:
- свидетельство о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, срок действия которого составляет 12 лет;
- свидетельство о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, срок действия которого составляет 6 лет.
Свидетельство (свидетельства) о государственной аккредитации и приложение (приложения) к нему (ним) оформляются в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 января 2014 г. N 45 и Порядком приобретения, учета, хранения и заполнения бланков свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2014 г., регистрационный N 32158).
При подаче организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования следует руководствоваться подпунктом 5 части 2 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", положениями которого установлено, что образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Так, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования тождественны программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) относятся к образовательным программам среднего профессионального образования.
Так, в указанном выше случае при оформлении бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования в приложении (приложениях) к нему указывается уровень образования "среднее профессиональное образование".
В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" ранее выданные свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.
Учитывая положения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039) и части 9 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", аккредитационные органы в срок до 1 января 2016 года переоформляют на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 года, в отношении реализуемых ими основных образовательных программ, на срок действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, временного свидетельства, выданного до 1 сентября 2013 года в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, свидетельство выдается также на основании заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ранее принятого аккредитационным органом решения о государственной аккредитации с указанием в приложении к свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039).
При смене типа организации, осуществляющей образовательную деятельность, по решению ее учредителя свидетельство о государственной аккредитации переоформляется по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 78 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (далее - Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности), то есть в связи с изменением наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Необходимо обратить внимание на то, что при выдаче дубликата свидетельства (временного свидетельства) о государственной аккредитации с приложением в нем должны содержаться все сведения, имеющиеся в утраченном или испорченном свидетельстве (временном свидетельстве) о государственной аккредитации, без каких-либо изменений. Дубликат свидетельства (временного свидетельства) о государственной аккредитации оформляется на бланке свидетельства (временного свидетельства) о государственной аккредитации с пометкой "дубликат" (пункт 76 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности).
По вопросу порядка и размеров взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности сообщаем, что в соответствии с подпунктом 129 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования уплачивается в сумме 25000 рублей независимо от количества заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных программ.
Также следует отметить, что если у заявителя на момент подачи заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему имеются несколько оснований для переоформления свидетельства о государственной аккредитации, то государственная пошлина уплачивается как за одно совершенное в отношении заявителя юридически значимое действие. При этом размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
- в случае, если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в одинаковом размере, государственная пошлина взимается в однократном размере;
- в случае, если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в различных размерах, то государственная пошлина взимается в максимально установленном размере.
Кроме того, сообщаем, что квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок их аккредитации, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 556 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2014 г., регистрационный N 33374) (далее - приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556), который вступил в силу с 1 сентября 2014 года.
Согласно пункту 5 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556 (далее - Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций), в целях проведения аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых аккредитационными органами для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитационный орган создает аккредитационную комиссию, утверждает положение об аккредитационной комиссии и ее состав.
Согласно пункту 25 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) издается аккредитационным органом не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта либо заявления об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.
Учитывая временные затраты, которые потребуются на создание аккредитационной комиссии, утверждение положения о ней и ее состава, а также на аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых аккредитационными органами для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитационные органы до совершения указанных выше действий могут привлекать для проведения аккредитационной экспертизы ранее аттестованных экспертов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556, для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы осуществляют отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы из реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы (далее - реестр). Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора.
В соответствии с пунктом 2 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 370 (далее - Правила), оплата услуг эксперта или экспертной организации и возмещение понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы осуществляются в соответствии с заключенным между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, и экспертом или экспертной организацией гражданско-правовым договором.
Правилами не предусмотрено применение норм Федерального закона от 5 мая 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при привлечении экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы.
В соответствии с пунктом 62 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности на любом этапе государственной аккредитации до принятия решения аккредитационным органом.
При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, не может отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, которое было представлено в аккредитационный орган для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности и принято к рассмотрению по существу, в части одной или нескольких образовательных программ.
По вопросу предоставления государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг сообщаем, что в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются:
1) актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов;
2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами.
Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Перечни), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании перечня государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами, рекомендовано руководствоваться Перечнями, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797).
Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797, не предусмотрено.
Вместе с тем нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности установлено, что заявление о предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности предоставляется заявителем в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.