3. Экспертиза локальных актов профессиональной образовательной организации

3. Экспертиза локальных актов профессиональной
образовательной организации

При проведении проверки профессиональной образовательной организации эксперт осуществляет анализ локальных актов, регламентирующих обеспечение необходимых условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

наличие в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.

В случае если в профессиональной образовательной организации имеется отдельное структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проверить положение о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование. В соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 N 06-2412вн (письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281) (далее - Требования к организации образовательной деятельности) проверяется и его закрепление в уставе организации.

В случае если такое структурное подразделение в профессиональной образовательной организации не создано, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что также закрепляется в положениях о них, в должностных обязанностях ответственных лиц.

Наличие норм по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами необходимо проверить в:

положении о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование;

положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

правилах приема в образовательную организацию;

правилах применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

положении об индивидуальном обучении и других нормативных документах, затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Таким образом, при проверке локальных актов необходимо запросить протоколы советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

При проверке профессиональной образовательной организации особое внимание надо уделить вопросу соблюдения законодательства при приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, руководствуясь Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (далее - Порядок приема на обучение).

Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и информационном стенде до начала приема документов (не позднее 1 марта) должна разместить информацию, отражающую наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе проверки документации приемной комиссии эксперту необходимо ознакомиться с материалами, подтверждающими учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении вступительных испытаний в части:

учета возможных трудностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья при сдаче вступительного испытания в общей аудитории;

присутствия ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;

наличия инструкции о порядке проведения вступительных испытаний;

наличия технических средств, необходимых для сдачи вступительных испытаний (если таковые требуются);

наличия условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

соблюдения требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с разделом 6 Порядка приема на обучение.

В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должны содержаться сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. В целях обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами профессиональными образовательными организациями должен быть организован сбор сведений о данных лицах, и обеспечен их систематический учет. В ходе проверки по данному вопросу необходимо запросить личные дела обучающихся, информацию по специализированному учету и документ, подтверждающий согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.

4. Экспертиза соблюдения законодательства Российской Федерации при организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья4. Экспертиза соблюдения законодательства Российской Федерации при организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [<Письмо> Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 <О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю , лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья>] >>>