1. Основные положения

1. Основные положения

Настоящие методические рекомендации разработаны для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Целью настоящих Методических рекомендаций является соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования и формирование единых подходов к проведению государственного контроля (надзора) в сфере образования, единой правоприменительной практики.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

анализ условий, обеспечивающих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступная среда).

Параметрами оценки являются "имеется/отсутствует", "обеспечено/не обеспечено".

При оценивании обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования экспертам рекомендовано пользоваться разработанной в настоящих Методических рекомендациях технологической картой (приложение к настоящим Методическим рекомендациям).

По итогам проверки экспертом делается вывод о соответствии или несоответствии организационного обеспечения инклюзивного образования и создания специальных условий в профессиональной образовательной организации для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основе представленных экспертом выводов по итогам проверки непосредственно после ее завершения должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, составляет акт проверки по установленной форме.