МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2017 г. N 05-500

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (далее - методические рекомендации).

Обращаем внимание, что исполнение методических рекомендаций в части необходимости проведения проверки полноты и своевременности внесения сведений в федеральную информационной систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" будет возможно с учетом сроков введения в эксплуатацию модуля по внесению сведений о документах о квалификации по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению в 2018 г.

А.А.МУЗАЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, является формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения федерального государственного надзора в сфере образования.

При организации и проведении проверки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - уполномоченные органы), должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.

Повышение эффективности результатов мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования может быть достигнуто в результате деятельности уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

2. Используемые сокращения

ОППО - основная программа профессионального обучения;

ИУП - индивидуальный учебный план;

ФИС ФРДО - федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

3. Нормативная правовая основа проведения проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582);

постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";

постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее - постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706);

постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 729;

постановление Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";

приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";

приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение";

приказ Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 620 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

приказ Минобрнауки России от 29.08.2017 N 856 "Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации)";

приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации";

иные нормативные правовые акты.

4. Описание проверки

4.1. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования проводится проверка:

соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;

соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;

соблюдения требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;

соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;

соблюдения требований законодательства об образовании при организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

соблюдения требований законодательства Российской Федерации при оказании платных образовательных услуг;

соблюдения требований постановления Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 и приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 к структуре и содержанию официального сайта образовательной организации (в случае осуществления образовательной деятельности по ОППО образовательной организацией);

соблюдения требований постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 729 к полноте и своевременности внесения информации в ФИС ФРДО.

4.2. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в ходе проверок проводятся следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проверки:

рассмотрение и экспертиза документов и иной информации, характеризующих деятельность организации, реализующей ОППО на соответствие нормам законодательства об образовании;

рассмотрение и экспертиза информации, размещенной на официальном организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сети Интернет), а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства;

анализ сведений, внесенных в ФИС ФРДО.

4.3. В приложении 1 приведен перечень требований, установленных законодательством Российской Федерации, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по ОППО, а также указание на предмет проверки данного требования в зависимости от задачи проверки.

4.4. Рассматриваться должны действующие на момент проверки документы организации, реализующей ОППО. При необходимости рассматриваются документы и материалы за весь период освоения ОППО.

4.5. Организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимо учитывать сведения, которые находятся в государственных информационных системах, и информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте организации в сети "Интернет".

5. Содержание распоряжения (приказа) уполномоченного
органа о проведении проверки организации, осуществляющей
образовательную деятельность по основным программам
профессионального обучения

Перечень сведений, которые должны быть указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, установлен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ. При этом следует руководствоваться типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 620 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В распоряжении (приказе) указываются документы и материалы, которые организация должна предоставить в уполномоченный орган. Следует учесть, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ установлен запрет для должностных лиц уполномоченного органа требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации, реализующей основные программы профессионального обучения, по государственному контролю (надзору) в сфере образования:

распорядительный документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО на проведение проверки;

ОППО, в том числе адаптированная(-ые) ОППО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

ИУП;

документы, отражающие прием на работу в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по ОППО, педагогических работников;

документы, подтверждающие наличие у педагогических работников профессионального образования, соответствующей квалификации, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (документы об образовании, о наличии дополнительного профессионального образования);

документы по аттестации педагогических работников;

документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования;

отчет о результатах самообследования (в случае осуществления образовательной деятельности по ОППО образовательной организацией);

документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, в том числе локальные нормативные и распорядительные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

документы по формированию и движению контингента обучающихся (приему, переводу, отчислению);

документы по подготовке к итоговой аттестации, по выдаче свидетельств о профессии рабочего, должности служащего;

программа развития образовательной организации, реализующей ОППО (в случае осуществления образовательной деятельности по ОППО образовательной организацией);

документы, отражающие реализацию прав участников образовательных отношений;

материалы и документы об обеспечении условий охраны жизни и здоровья обучающихся;

документы и материалы о проведении промежуточной аттестации обучающихся;

документы и материалы, подтверждающие внесение информации в ФИС ФРДО;

документы по оказанию платных образовательных услуг.

Согласно статье 29 Федерального закона N 273-ФЗ часть вышеуказанных документов должна быть размещена на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО, в сети "Интернет". Частью 3 указанной статьи определено, что информация и документы, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений (в случае осуществления образовательной деятельности по ОППО образовательной организацией).

Проверку полноты, достоверности и актуальности сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации), внесенных в ФИС ФРДО необходимо осуществлять посредством технических возможностей ФИС ФРДО (выгрузка реестров по проверяемым организациям) и сопоставлением полученной информации со сведениями о выданных документах об обучении, имеющимися в проверяемой организации.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении выездной проверки запрещается требовать представления документов и (или) информации, которые были представлены в ходе проведения документарной проверки.

В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного уполномоченного лица проверяемой организации, либо в связи с фактическим неосуществлением образовательной деятельности организацией, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо уполномоченного органа, составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае уполномоченный орган, в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой образовательной организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления образовательной организации.

6. Оформление результата проверки

Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в 2 экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Перечень положений, указываемых в акте проверки, предусмотрен частью 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.

Приложением к акту проверки должны являться предписания об устранении выявленных нарушений, экспертные заключения (в случае привлечения экспертов) по результатам анализа документов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам ОППО (далее - организация) на соблюдение норм законодательства об образовании в соответствии с задачами проверки и др.

При выявлении в ходе проведения проверки нарушений уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и ее должностного лица к административной ответственности.

Однако уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия. Обращаем внимание, что в акте указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере, о лицах, допустивших указанные нарушения. В случае устранения нарушения делается соответствующая пометка.

Основной мерой воздействия в случае выявления нарушений является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Конкретные пути исполнения предусмотренных предписанием мер и мероприятий организация определяет самостоятельно.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ
ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
ПРОВЕРКЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОППО

N
Требования, установленные законодательством Российской Федерации
Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования
Проверяемые документы и материалы
Что проверяется при проведении государственного контроля (надзора) в сфере образования
Требования к локальным нормативным актам организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО
1.
Организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией и обучающимися и (или) законными представителями несовершеннолетних обучающихся.
Пункт 1 части 3 статьи 28 и часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальные нормативные акты, утверждающие:
правила приема обучающихся;
режим занятий обучающихся;
программу внутренней системы оценки качества образования (при наличии);
порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
порядок перевода и отчисления обучающихся.
Наличие и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов, регламентирующих правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, программу внутренней системы оценки качества образования (при наличии), порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок перевода и отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между участниками образовательного процесса.
Требования к реализации ОППО
1.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Часть 5 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальные нормативные акты, утверждающие ОППО;
ОППО.
Наличие локальных нормативных актов, утверждающих ОППО.
Наличие разработанной и утвержденной ОППО.
2.
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 6 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальный нормативный акт организации, определяющий язык, языки образования по реализуемым образовательным программам.
Наличие локального нормативного акта организации, определяющего язык, языки образования по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2013 N 292.
Индивидуальные планы, локальные акты организации, устанавливающие порядок обучения по ИУП.
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых ОППО (далее - Порядок обучения по ИУП).
Наличие ИУП, в том числе по ускоренному обучению; соответствие ИУП нормам Порядка обучения по ИУП, установленных в локальном нормативном акте организации.
4.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ;
Пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2013 N 292.
ОППО.
Наличие утвержденной ОППО, определяющей содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего. Проверка соответствия ОППО установленным квалификационным требованиям.
5.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
Пункт 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2013 N 292.
ОППО;
договоры об образовании.
Наличие утвержденной ОППО, определяющей сроки начала и окончания профессионального обучения в соответствии с учебным планом.
6.
Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.
Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2013 N 292.
Расписание занятий.
Наличие расписания занятий осуществления образовательной деятельности по ОППО и его соответствие требованиям законодательства.
7.
Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2013 N 292.
Локальный нормативный акт организации, устанавливающий формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Наличие в локальном нормативном акте организации форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Требования к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений
1.
Обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ.
ИУП;
локальные акты организации, устанавливающие порядок обучения по ИУП.
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок обучения по ИУП, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых ОППО.
Наличие ИУП, в том числе по ускоренному обучению.
Соответствие ИУП нормам Порядка обучения по ИУП, установленных в локальном нормативном акте организации.
2.
Обучающимся предоставляются академические права на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
Пункт 18 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ;
Часть 2 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ (с учетом статьи 92 Федерального закона N 273-ФЗ).
Документы и материалы, подтверждающие ознакомление с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
Наличие документов и материалов, подтверждающие ознакомление с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
3.
Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Часть 3 статьи 35 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги.
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги.
4.
Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Часть 2 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ.
Расписание занятий.
Наличие в расписании занятий перерыва достаточной продолжительности для питания обучающихся.
5.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Часть 4 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ.
Документы, материалы, подтверждающие:
осуществление текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся;
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил;
проведение расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
Наличие в организации документов, материалов, подтверждающих:
осуществление текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся;
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил;
проведение расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
6.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Часть 2 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальный нормативный акт о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
протоколы заседаний комиссии, решения комиссии.
Наличие локального нормативного акта о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соблюдение норм законодательства в принятых комиссией решениях.
7.
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Пункт 7 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальный нормативный акт, устанавливающего порядок пользование педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях.
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользование педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях.
8.
Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 части 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.
Документы, подтверждающие предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам.
Наличие документов, подтверждающих предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам.
9.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Часть 2 статьи 49 Федерального закона N 273-ФЗ;
пункты 6, 8, 19 и 20 Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.04.2014 N 276.
Локальные нормативные акты о создании аттестационной комиссии в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, о проведении аттестации; протоколы заседания аттестационной комиссии и выписки из протокола аттестационной комиссии;
трудовые договоры.
Наличие локального распорядительного акта о создании аттестационной комиссии.
Наличие локального нормативного акта, содержащего список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации.
Наличие протоколов заседания аттестационной комиссии и наличие в личных делах педагогических работников выписки из протокола аттестационной комиссии.
Даты заключения трудового договора по аттестуемой должности.
10.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ,
пункт 2 Часть 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.
Документы об образовании и (или) квалификации.
Наличие на момент проверки документов об образовании и (или) квалификации, полученных не позже 3 лет.
11.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. и (или) профессиональным стандартам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
часть 1 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ,
пункт 2 Часть 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ,
приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Документы об образовании и (или) квалификации:
- диплом о высшем, среднем или начальном профессиональном образовании;
- документы, подтверждающие получение дополнительного профессионального образования;
- рекомендации аттестационной комиссии (при наличии).
Наличие у педагогических работников среднего профессионального или высшее образование.
Соответствие образования квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.
Требования к деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО
1.
Информация и документы, указанные в части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Части 1, 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ;
Документы и материалы, размещенные на сайте образовательной организации (в случае реализации ОППО образовательной организацией).
Размещение на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" документов и информации, определенные законодательством в сфере образования в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений
Соответствие официального сайта образовательной организации требованиям постановления Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 и приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (в случае реализации ОППО образовательной организацией).
2.
Самообследование проводится организацией ежегодно.
Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.
Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года.
Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.
Пункты 3, 5, 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462.
Отчет о результатах самообследования, документы, подтверждающие направление отчета о самообследовании учредителю (в случае реализации ОППО образовательной организацией).
Наличие документов о проведении самообследования образовательной организации.
Наличие документов, подтверждающих направление отчета о результатах самообследования учредителю не позднее срока, определенного Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462.
Наличие на официальном сайте в сети "Интернет" образовательной организации отчета - не позднее срока, определенного Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 (в случае реализации ОППО образовательной организацией).
3.
Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Части 1, 2 статьи 53 Федерального закона N 273-ФЗ.
Распорядительный акт о приеме лица на обучение в организацию; договор об образовании (в установленных законом случаях).
Наличие распорядительных актов о приеме на обучение в организацию, договор об образовании (в установленных законом случаях).
4.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.
Часть 1 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ;
Пункты 11, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292.
Локальный нормативный акт, утверждающий порядок заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
Наличие и проверка соответствия содержания локального нормативного акта, утверждающего порядок заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, нормам законодательства.
5.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Часть 1, часть 8 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ.
Адаптированные ОППО (при наличии обучающихся с ОВЗ).
Наличие и содержание разработанных и утвержденных адаптированных ОППО.
6.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
Часть 6 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ.
Положение о специализированном структурном образовательном подразделении.
Наличие утвержденного Положения о специализированном структурном образовательном подразделении, регламентирующего его деятельность.
7.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
часть 3 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 1 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальные нормативные акты, утверждающий проведение итоговой аттестации.
Наличие и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, локального нормативного акта, регламентирующего проведение итоговой аттестации.
8.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Документ о квалификации подтверждает присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
часть 3 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 2 часть 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
Распорядительный акт, утверждающий образец свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
Наличие и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, образца свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
9.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
часть 12 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
Распорядительный акт, утверждающий образец справки об обучении или о периоде обучения.
Наличие и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, образца справки об обучении или о периоде обучения.
10.
Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Часть 9 статьи 98 Федерального закона N 273-ФЗ;
ФИС ФРДО.
Полнота, достоверность и актуальность сведений, внесенных в ФИС ФРДО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 729.
Требования к предоставлению платных образовательных услуг в организации, осуществляющей образовательную деятельность по ОППО
1.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Часть 1 статьи 101 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальные нормативные акты об утверждении стоимости обучения по каждой ОППО и порядка расходования указанных средств организацией.
Наличие локальных нормативных актов об утверждении стоимости обучения по каждой ОППО и порядка расходования средств. Проверка соответствия использования доходов от оказания платных образовательных услуг уставным целям организации.
2.
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Часть 3 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ.
Договоры об оказании платных образовательных услуг.
Наличие в договорах об оказании платных образовательных услуг указаний на полную стоимость платных образовательных услуг и (или) порядок их оплаты.
Отсутствие в договорах нормы об увеличении стоимости платных образовательных услуг после заключения и в течение срока их действия (за исключением официального уровня инфляции).
3.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
Часть 5 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ.
Локальный нормативный акт, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
4.
Соблюдение организацией, осуществляющей образовательную деятельность установленных правил оказания платных образовательных услуг.
Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706.
Локальные нормативные акты об оказании платных образовательных услуг.
Соответствие локальных нормативных актов об оказании платных образовательных услуг нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706.