МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2006 г. N 02-51-51ин/ат
В связи с изменением полномочий в области лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, введенных Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) напоминает о порядке проведения данных процедур в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
При проведении лицензирования, аттестации и государственной аккредитации следует руководствоваться законодательством Российской Федерации в области образования, а также нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения данных процедур в образовательных учреждениях.
Рособрнадзор сохраняет ранее действовавший порядок, принципы и организационные подходы к проведению процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и комплексной оценки деятельности образовательных учреждений и обращает внимание органов управления образованием субъектов РФ на следующее.
1. В соответствии с установленными полномочиями Рособрнадзором осуществляются лицензирование, аттестация и комплексная оценка деятельности федеральных образовательных учреждений и (или) их филиалов по утвержденным графикам <*>, формируемым на основании заявлений учредителя и (или) образовательных учреждений на проведение повторного (очередного) лицензирования - для аттестационной экспертизы.
--------------------------------
<*> Графики Рособрнадзора и информация о проведении процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации размещены на web-сайте Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство): http://www.nica.ru.
2. Порядок лицензирования регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, образцы приложений к лицензиям для образовательных учреждений среднего профессионального образования приведены в письме Рособрнадзора от 15.09.2005 N 02-397ин/КО.
При подготовке документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, следует руководствоваться Приказом Минобразования России от 23.04.2001 N 1800.
3. Порядок аттестации и перечень представляемых вместе с заявлением документов на аттестацию образовательного учреждения среднего профессионального образования регламентируются письмами Рособрнадзора от 09.08.2004 N 02-101/ак и от 19.10.2005 N 02-472ин/ат. Обращаем внимание на то, что аттестационная экспертиза учебного заведения проводится не ранее чем через три года после получения лицензии по аттестуемой специальности.
Порядок аттестации отдельной профессиональной образовательной программы в аккредитованном образовательном учреждении разъяснен в письме Рособрнадзора от 05.05.2005 N 02-145ин/ат.
Для проведения экспертизы рабочих учебных планов специальностей (за исключением групп специальностей 060000 Здравоохранение и 070000 Культура и искусство) рекомендуется обращаться в Информационно-методический центр аттестации (ИМЦА) <*>.
--------------------------------
<*> Форма представления рабочего учебного плана (в электронном виде) размещена на web-сайте ИМЦА: http://www.imtsa.ru; почтовый адрес: ул. Шевченко, д. 145, г. Шахты, Ростовская обл., 346500; тел. (863-62) 5-3945, 2-6179; электронная почта: planymen@sssu.ru или planu@sssu.ru.
4. Лицензирование вновь открываемых профессиональных программ, а также аттестация и государственная аккредитация отдельных образовательных программ в аккредитованных образовательных учреждениях должны проводиться в соответствии с компетенцией, закрепленной действующим законодательством.
5. При формировании комиссии по проведению внешней аттестационной экспертизы в ее состав в обязательном порядке должны быть включены представители регионального совета директоров средних специальных учебных заведений, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В состав комиссий по лицензионной и аттестационной экспертизам образовательных учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства, а также здравоохранения рекомендуется включать представителей Роскультуры или Минздравсоцразвития России соответственно, с поручениями при аттестационной экспертизе проанализировать организацию трудоустройства выпускников, отзывы потребителей специалистов, организацию и качество практик, отчеты председателей государственных аттестационных комиссий.
Сообщаем также, что в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденным Приказом Минобразования России от 02.07.2001 N 2574, зарегистрированным Минюстом России 04.09.2001, рег. N 2921, и на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (п. 5.2) Рособрнадзором ведется реестр аккредитованных образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации.
Для сбора данных об образовательных учреждениях среднего профессионального образования разработано программное обеспечение "Модуль сбора данных для государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Информация о представлении необходимых сведений изложена в письме Рособрнадзора от 25.07.2005 N 01-329/05-01.
Планом работы Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора на 2006 год предусмотрена разработка методических рекомендаций о лицензировании, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования, которые будут направлены в органы управления образованием субъектов РФ дополнительно.
Контроль за организацией и проведением органами управления образованием субъектов РФ лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений возложен на Управление лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора.
Заместитель руководителя
Е.Н.ГЕВОРКЯН