МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2008 г. N 01-186/08-01
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году" (зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 года, регистрационный N 2114).
В то же время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья решением Коллегии Минобрнауки России от 31 октября 2007 года N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов Российской Федерации пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).
Участие указанных категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о проведении единого государственного экзамена в 2008 году (утвержден Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36, зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541.
В то же время, учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся.
Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА
Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от ________ N ________
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
При организации проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты проведения экзаменов (ППЭ) могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (СКОУ).
В случае отсутствия возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.
Рассадка обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется в соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ. Особенности организации ППЭ для обучающихся с различными заболеваниями приведены в таблице (приложение 2).
1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы (КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного Брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.
Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) к обработке в региональных центрах обработки информации (РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (ГЭК) и общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.
После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.
При рассмотрении апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика.
2. При проведении ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до формата A3).
Копирование КИМ и бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1 час.
Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы обычного формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.
Организаторы обязаны переносить ответы обучающихся точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.
После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.
При рассмотрении апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ копии бланков с оригинальными ответами обучающегося.
Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от ________ N ________
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
┌───┬────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Вид │ Требования к: │ │ │заболевания ├───────────┬──────────────────┬──────────────────────────┬──────────────────┬──────────────────────┤ │ │ │ оформлению│продолжительности │ рабочему месту │ ассистенту │ оформлению работы │ │ │ │ КИМ │ экзамена │ │ │ │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │1. │Слепые │Перевод на │Увеличивается на │Отдельная аудитория, │Помогает занять │Обучающийся оформляет │ │ │ │шрифт │1,5 часа │количество обучающихся в │рабочее │экзаменационную │ │ │ │Брайля │ │одной аудитории - не более│место в аудитории │работу на тетради │ │ │ │ │ │6 чел. ├──────────────────┤рельефно-точечным │ │ │ │ │ │ │ - │шрифтом. │ │ │ │ │ │ │ │Тифлопереводчик │ │ │ │ │ │ │ │переводит работу │ │ │ │ │ │ │ │обучающегося и │ │ │ │ │ │ │ │оформляет ее на бланке│ │ │ │ │ │ │ │ЕГЭ установленной │ │ │ │ │ │ │ │формы. │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │2. │Слабовидящие│Шрифт, │Увеличивается на 1│Отдельная аудитория, │ - │ - │ │ │ │увеличенный│час │количество обучающихся в │ │ │ │ │ │до 16 - 18 │ │одной аудитории - не более│ │ │ │ │ │pt │ │15 чел. │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │Индивидуальное равномерное│ │ │ │ │ │ │ │освещение не ниже 300 люкс│ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │Каждому обучающемуся - │ │ │ │ │ │ │ │увеличивающее устройство │ │ │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │3. │С тяжелыми │ нет │Увеличивается на 1│Наличие звукоусиливающей │В аудитории должен│Текстовая форма │ │ │нарушениями │ │час │аппаратуры, как │быть ассистент- │инструкции по │ │ │слуха │ │ │коллективного, так │сурдопереводчик, │заполнению бланков │ │ │ │ │ │и индивидуального │осуществляющий при│ │ │ │ │ │ │пользования │необходимости │ │ │ │ │ │ │ │жестовый перевод и│ │ │ │ │ │ │ │разъяснение │ │ │ │ │ │ │ │непонятных слов. │ │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │4. │С тяжелыми │ нет │Увеличивается на 1│нет │ - │Текстовая форма │ │ │нарушениями │ │час │ │ │инструкции по │ │ │речи │ │ │ │ │заполнению бланков │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │5. │С нарушени- │ нет │Увеличивается на │Отдельные аудитории и ППЭ │Ассистент, который│ - │ │ │ями опорно- │ │1,5 часа │должны находиться на 1 │может оказать │ │ │ │двигатель- │ │ │этажах. │помощь в фиксации │ │ │ │ного ап- │ │ │Количество обучающихся в │положения в │ │ │ │парата │ │ │одной аудитории - не более│кресле, укрепить и│ │ │ │ │ │ │6 человек │поправить протезы │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┤и т.п. │ │ │ │ │ │ │В ППЭ - пандусы и поручни,│ │ │ │ │ │ │ │в помещении - специальные │ │ │ │ │ │ │ │кресла, медицинские лежаки│ │ │ │ │ │ │ │- для детей, которые не │ │ │ │ │ │ │ │могут долго сидеть │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │В туалетных помещениях │ │ │ │ │ │ │ │также предусмотреть │ │ │ │ │ │ │ │расширенные дверные проемы│ │ │ │ │ │ │ │и поручни │ │ │ ├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤ │6. │Иные (диа- │ нет │Дополнительное │ - │ - │ - │ │ │бет, астма, │ │время на процедуры│ │ │ │ │ │порок серд- │ │и лечебное питание│ │ │ │ │ │ца, энурез, │ │(до 1 часа) │ │ │ │ │ │язва, слож- │ │ │ │ │ │ │ │ные формы │ │ │ │ │ │ │ │остеохондро-│ │ │ │ │ │ │ │за, сколиоза│ │ │ │ │ │ │ │и др.) │ │ │ │ │ │ └───┴────────────┴───────────┴──────────────────┴──────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────────┘